Мы говорим «будущее», имея в виду качественные изменения

23 декабря, 2011, 16:20 Распечатать Выпуск №47, 23 декабря-29 декабря

В Днепропетровской области, используя передовой мировой опыт, удается проводить социально-значимые реформы практически без негативных эффектов от самого процесса реформирования.

Недавно в Брюсселе состоялась встреча, которая существенно укрепила мои внутренние установки в том, что касается вопросов регионального развития и стратегии управления регионом. Как глава Днепро­петровской ОГА я встретился с президентом Ассоциации европейских регионов Мишелем Саббаном и генеральным секретарем этой организации Паскалем Гьоргеном. Основная тема встречи — обсуждение новой европейской тенденции: на фоне всеобщей политической и экономической нестабильности появляются новые энергичные игроки, эта так называемая свежая кровь — европейские регионы. Тенденция такова: региональные и местные власти все больше вовлекаются в управление европейским сообществом. Регионы становятся полноправными европейскими игроками. Теперь и Днепропетровская область — полноправный член Ассоциации европейских регионов. В этом я вижу не только доверие наших европейских коллег, но также и вызов, так как требования к современному европейскому региону достаточно высоки.

Что такое регион с точки зрения современного геополитического устройства? Проис­ходит удивительная вещь: целый ряд территорий, которые можно назвать регионами, а именно сгустками интенсивной деловой, финансовой, инвестиционной, культурной активности, с высоким качеством инфраструктурного обеспечения всех этих процессов, начинает приобретать в мире самостоятельное значение, хотя, конечно, остается в границах государств. Когда мы говорим: «Шан­хай», или, например, «Гон­конг», мы давно уже воспринимаем их как самостоятельные геополитические единицы, отдавая себе отчет, что административно они, в известном смысле, регламентируются из государственного центра. Политическая самостоятельность таким образованиям не нужна, они самоопределяются именно как образцы организации деятельности и бизнеса. Но как раз такие мегарегионы, являющиеся центром притяжения для мировых финансовых потоков, для инвесторов, для биржевой деятельности, а также для проектирования и развития новых технологий — это главный ресурс и гордость тех стран, в границах которых они существуют и развиваются.

И Днепропетровская область стремится именно к такому стандарту.

За годы независимости Украины в нашей области системы деятельности и схемы организации жизнедеятельности претерпели существенные изменения. Закрылся ряд старых производств, возникли новые. Многие предприятия перешли в частную собственность. В некоторой степени изменился характер расселения — область стала более урбанизированной. Днепропетровщину «прошивают» бизнес-процессы, финансовые потоки. И далеко не все они замыкаются в пределах области, многие выходят за ее границы, а некоторые — и за границы страны.

Если представить себе Днепро­­петровскую область в ее динамике — это не территория на карте, а планета, окутанная множеством орбит различной протяженности. Но ядром притяжения все равно является Днепропетровск — деловой, административный и культурный центр региона.

Термин «регион» принципиально важен для дальнейшего понимания того, как управлять подобными сложно устроенными агломерациями.

К таким регионам неприменима советская схема руководства, которая выглядит, как выдача распоряжений с последующим требованием отчета и «административными мерами». Почему-то такая модель получила у нас название «ручного управления». Пусть так. Но первое, что я понял — схема «ручного управления» для Днепропетровского региона категорически не подходит. Здесь необходимо внедрять управление по целям, проектный менеджмент. Благодаря такому подходу, в кратчайшие сроки на Днепропетровщине одновременно и параллельно запущена серия отраслевых реформ — в области здравоохранения, образования, ЖКХ и жилищного строительства, подготовки кадров, модернизации инфраструктур. При этом мы отдаем себе отчет в том, что проведение любых реформ — очень болезненный для общества процесс, сопряженный с ростом социальной напряженности, с социальной незащищенностью наиболее уязвимых слоев населения. Более того, как правило, эффект от проведенных реформ наступает в среднесрочной или даже в долгосрочной перспективе. В Днепропетровской области, используя передовой мировой опыт, удается проводить социально-значимые реформы практически без негативных эффектов от самого процесса реформирования.

Некоторые скептики считают, что реформы со временем забуксуют, остановятся. Я с этим категорически не согласен. Давайте посмотрим на Грузию. Власть реформировала страну грамотно, успешно, в рекордные сроки. Несмотря на то что стартовать им приходилось в крайне сложной экономической ситуации. Теперь весь мир знает Грузию как образец модернизации. Этот опыт мы очень внимательно изучаем.

Сегодня Днепропетровская область достаточно быстро и уверенно становится инвестиционными воротами Украины. На Днепропетровщину приходится самый большой в Ук­раине объем прямых иностранных инвестиций, который составляет более восьми миллиардов долларов США. Из них более миллиарда — за 2010-й и 2011 годы. Шестнадцать стран осуществляют прямые миллионные инвестиции в область. Среди них Великобритания, США, Германия, Австрия, Россия, Израиль. Этот показатель и стал основным аргументом для Ассоциации европейских регионов в ходе принятия решения о членстве Днепро­петровской области в АЕР.

Такой подход напрямую согласовывается с внутренней государственной политикой. Реформы на Днепропетровщине — это и есть реализация программы президента. Регион должен наполнять казну, давать огромные вложения в госбюджет. Представьте себе, что со временем на карте Украины появится три—пять таких «инвестиционных ворот». Диверси­фикация инвестиционных потоков, прямая деловая коммуникация украинских регионов с миром — залог устойчивости государства, его экономической мобильности. В период мирового кризиса именно такая схема представляется мне наиболее жизнеспособной.

Мы создаем прочный базис для устойчивого развития. Это и есть основная задача руководства области — создавать условия для качественных изменений. Задача номер один — создание современной инфраструктуры. В декабре была введена в эксплуатацию первая очередь окружной дороги Днепропетровска протяжен­ностью 18 км. Современная дорога европейского уровня, построенная менее чем за год в чистом поле с «нуля». Ее стоимость — 810 млн. грн. В следующем году мы планируем реализовать вторую очередь дороги. И к 2014 году проект будет полностью реализован. Это почти 70 км нового дорожного полотна европейского качества. В результате за пределы Днепро­петровска будет выведен ежесуточный транзитный поток транспорта в 30 тыс. единиц. Это существенно улучшит экологическую ситуацию в городе, а также сохранит городские дороги от разрушения и повреждения большегрузным транзитным транспортом.

Для развития региональной экономики две вещи считаю стратегическими. Это модернизация базовых отраслей (горно-металлургический комплекс, энергетика), в том числе внед­рением высоких экологических стандартов производства, а также диверсификация региональной экономики путем импортозамещения.

Что такое диверсификация? Мы расширяем возможности региональной экономики. Под­держивая модернизацию базовых отраслей, таких как горно-металлургический комплекс, мы разработали стратегию повышения конкурентоспособности за счет развития других отраслей. Уже реализуется пошаговый план развития в кластерах строительства и сельского хозяйства. У нас есть все возможности не только получать хорошие урожаи, наращивать валовые показатели в животноводстве, но и производить готовые продукты питания высокого качества и глубокой степени переработки. Так же и в строительстве, где есть все ресурсы для уверенного роста — начиная от производства строительных материалов европейского качества и заканчивая профильными вузами для подготовки высококвалифицированных кадров и научной школой, которая создавалась в регионе десятилетиями. На очереди внедрение IT-технологий в сферу управления регионом.

Диверсификация региональной экономики в разы повысит экономическую мобильность. Таким образом, мы не только закладываем более гибкую и устойчивую к кризисным колебаниям экономическую модель, мы также создаем новый внутрирегиональный рынок, где одни сектора являются заказчиками и потребителями для других. Создаем сеть новых рыночных коммуникаций. Например: розничная торговля, логистика, туризм, сельское хозяйство и пищевая промышленность формируют устойчивый спрос на строительные услуги. Спрос на коммерческое, инфраструктурное, промышленное строительство. И этот ряд можно продолжать.

Главная задача областной власти в этом вопросе — создание благоприятного инвестиционного и бизнес-климата, чтобы инвесторы, в том числе и иностранные, смогли эффективно вкладывать средства в производство. Для этого в области создано Региональное инвестиционное агентство. Его задача — адресное сопровождение инвесторов на всех этапах разработки и реализации инвестиционных проектов. Благо­даря такому подходу в области в кластере сельского хозяйства уже открыт завод по производству высококачественных семян французской компании «Маисадур». Также хороший пример: известная компания «Еврогласс» строит завод по производству стек­лопакетов на территории области. На очереди еще один завод этой компании по производству плоского стекла. Всего Регио­наль­ное инвестиционное агентство администрирует портфель инвестиционных предложений более чем на миллиард долларов США.

Очевидно, что местные предприятия, производящие продукцию, необходимую для региона, оживят его жизнь, предоставят рабочие места, разовьют вокруг себя необходимую инфраструктуру. Это поднимет Днепропетровщину на качественно новый уровень. В каждом городе есть ресурс развития, есть что брендировать, если говорить современным языком. Например, вот здесь выпекают самый вкусный хлеб, так давайте расскажем об этом стране и миру, почему нет? Здесь перспективное фермерское хозяйство, так давайте сделаем его образцом для других фермерских хозяйств хотя бы в масштабах страны.

Или — почему бы Криво­рожс­кому национальному университету не стать украинским аналогом Массачусетского технологического института? И под это, кстати, у нас уже есть соответствующий проект. Но дело здесь не только в том, чтобы КНУ амбициозно ориентировался на мировой бренд. Главное, мы обязаны восстановить престиж украинского инженерного образования — некогда лучшего в Восточной Европе и одного из лучших в мире.

Наша стратегия в среднесрочной перспективе выглядит так: мы проектируем будущее. Эффективны и конкурентоспособны те системы управления территориями, которые умеют работать, будучи нацеленными на будущее. Здесь уместен пример Китая. Возможно, этот пример покажется слишком глобальным, но я его привожу сознательно, поскольку эта страна демонстрирует всему миру именно такую модель управления. Когда мы говорим «будущее», мы имеем в виду не просто продолжение сегодняшнего дня с косметическими улучшениями, а качественное изменение ситуации.

Нам необходим переход на следующий уровень. О новой экономической политике мы уже говорили. Но есть не менее важный момент — оптимизация управления. Для этого внедряется электронное управление регионом. Мы изучили опыт Лондона, Дубаи, Сток­гольма. Сегодня мы уже находимся на уровне многих стран Восточной Европы. Это сложный проект, он содержит 50 подпроектов — от оптимизации и стандартизации разрешительных процедур до управления сферами медицины и образования. 35 разрешительных цент­ров уже открыты в Днепро­петровской области, и наша задача превратить такие центры в полноценные информационно-ресурсные терминалы, в которых жители без проблем смогут получать для себя необходимую информацию и админуслуги. Подобные структуры с максимально полным на се­годня набором функций уже работают в крупных городах Днепро­петровщины.

Возможно, это выглядит слиш­ком технократично. «Мод­ная» система — это хорошо, современно, но как она улучшит жизнь жителя области? Поэто­му хочу подчеркнуть суть: система электронного управления значительно снижает уровень коррупции в структурах гос­управления. Она деперсонифицирует услугу: отныне качество и скорость получения человеком услуги от государства не будет зависеть от настроения и аппетитов отдельно взятого чиновника.

Есть еще один важный момент, который свидетельствует о благоприятном климате для бизнеса. В Днепропетровскую область сейчас приходят мировые лидеры бизнес-консалтинга и аудита. Недавно свой офис в Днепропетровске открыла крупнейшая мировая аудиторская компания Pricewaterhouse Coopers. Почему именно в нашем городе? Потому что здесь появляется коллективный заказчик на их услуги. Заказчик этот — бизнес. За последний год резко выросло число бизнесменов, обращающихся к консультантам по выведению зарплат своих сотрудников в «белые» и общему сопровождению своих бизнесов.

Днепропетровский бизнес выходит из тени. Что это означает? То, что позиция органов государственной власти относительно инвестиционной привлекательности и прозрачности понятна представителям бизнеса, в том числе и иностранного, и разделяется ими вполне. Это означает также, что по основным вопросам стратегии Днепропетровского региона позиции бизнеса и власти успешно синхронизируются.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно