МВФ И УКРАИНА: ПРАВИЛА МЕНЯЮТСЯ В ХОДЕ ИГРЫ

12 апреля, 1996, 00:00 Распечатать

9 апреля в самой престижной ежедневной экономической газете мира «Financial Times» была опубликована ста...

9 апреля в самой престижной ежедневной экономической газете мира «Financial Times» была опубликована статья ее украинского корреспондента, суть которой сводилась к тому, что Международный валютный фонд отказал Украине в предоставлении кредита в 1996 году. Вечером того же дня это стало сенсацией №1 во всех выпусках телевизионных новостей страны, вызвав паническую реакцию в правительственных кругах. 10 апреля тихие коридоры Кабинета министров напоминали палубу корабля во время шторма...

Подвоха не ожидал никто - ни правительственные чиновники, работавшие с миссией МВФ, ни тем более наблюдатели, которых едва ли не еженедельно дружески увещевали официальные лица и в Киеве, и в Вашингтоне, убеждая, что Украина держится молодцом и предоставление займа - вопрос уже фактически давно решенный. Дело только за формальной процедурой утверждения.

И даже тот факт, что первая миссия фонда уехала в январе ни с чем, а дата судьбоносного заседания Совета директоров МВФ переносилась трижды, тоже как-то не вызывал особого беспокойства. Сами ведь виноваты - три месяца тянули с принятием бюджета. Пожалуй, только циники могли сомневаться в своевременности исполнения обещаний, данных нашему Президенту на самом высоком уровне.

Сейчас, конечно, можно припомнить, что неблагоприятные признаки все-таки были.

Первый - расширение бюджетной комиссией ВС дефицита бюджета на 34 трлн. сверх размера, заложенного в Меморандуме украинского правительства на 1996 год.

Второй - заявление вице-премьера Виктора Пинзеника о несоответствии официальных минстатовских индексов инфляции за январь-февраль (соответственно 9,6% и 7,4%) ее реальным показателям.

В.Пинзеник мотивировал свою позицию тем, что цены на продовольственные и непродовольственные товары росли в этот период на 2 - 4%, а общую картину испортил чрезмерный 16-процентный рост стоимости платных услуг, главным образом коммунальных. А стандартизированная методология МВФ, предназначенная для подсчета инфляции, не учитывает местной особенности - широкой программы жилищных субсидий, благодаря которой для 3 млн. украинских семей роста цен на эти услуги не произошло. Следовательно, по его собственным подсчетам, инфляция в первые два месяца составила лишь 3,4 и 2,9%.

К чему клонит украинский вице-премьер, понятно. Согласно Меморандуму на 1996 год, в первом квартале суммарная инфляция не должна была превысить 11%, чего с таким плохим началом года было добиться практически невозможно.

В МВФ отреагировали сдержанно, однако все же пригласили специальную группу экспертов по индексам. Но удалось ли ей разрешить это противоречие, общественность так и не узнала, поскольку в этот момент наконец-то приняли долгожданный Закон о Государственном бюджете, а 29 марта правительство подписало Меморандум и застыло в ожидании денег: недополученная в прошлом году часть кредита Stand by в 700 млн. долл. была не только перенесена на 1996 год, но даже увеличена на 200 млн.

Кредит предоставлялся при условии выполнения правительством в первом квартале макроэкономической программы, оговоренной в Меморандуме. Однако по ряду причин она вновь не была выдержана. Камнем преткновения стали все те же внешние платежи.

По данным Национального банка, график их осуществления в первом квартале был таков: в конце января нужно было заплатить России 270 млн. долл. в счет погашения государственного долга, образовавшегося в результате двухсторонней торговли в 1993-94 годах; 25 марта - около 25 млн. долл. для погашения очередного купона по облигациям внешнего государственного займа, переданным РАО «Газпром», и 27 марта - 213 млн. долл. в счет погашения процентов по кредитным линиям индустриально развитых стран, а также выплат по вышеупомянутым договорам о реструктуризации украинского долга перед Россией и Туркменистаном.

Совпало так что, именно на первый квартал не приходится ни одного из тех западных кредитов, общая сумма которых должна составить в нынешнем году 910 млн. долл., а значит, решить проблему старым способом, перекрыв новыми кредитами старые, было невозможно. И выход у правительства оставался один - брать деньги в кредит у Нацбанка. Тем более что Меморандум именно такой сценарий и предусматривал: из 107 трлн. крб. первичной денежной эмиссии (кредитов правительству) на 1996 год 100 трлн. было предусмотрено выдать именно за первых три месяца.

Как бы там ни было, но первый квартал окончен с превышением годового уровня эмиссии. Но если монетарная масса еще поддается управлению - к счастью, сегодня-то уже и опыт какой ни на есть имеется - то с превышением текущего уровня дефицита бюджета, ставшего, по словам представителя МВФ в Украине Алекса Сундакова, первой и главной причиной отсрочки в предоставлении оставшейся части Stand by, дело обстоит сложнее.

По информации российского Минфина, в январе Украина заплатила по внешнему долгу на 140 млн. долларов больше, чем было предусмотрено кредитным договором. Эта сумма была зачтена в счет текущей оплаты за поставляемый в 1996 году природный газ РАО «Газпром». Хотя украинское правительство не заключало договоров с «Газпромом», а поставками импортного газа, а также его оплатой в нынешнем году занимаются специально уполномоченные импортеры, в основном предпринимательские структуры.

В настоящее время не ясно, почему произошла эта ошибка, но из информированных источников известно, что первым, кто начал предпринимать усилия для возврата этих денег, был министр финансов Украины Петр Германчук. В ходе переговоров с российским Минфином в феврале ему удалось добиться того, что половина этой суммы - 70 млн. долл. - была зачтена в последующие выплаты по российскому долгу. Однако деньги ушли - мало того, что на цели, отличные от обозначенных в Меморандуме, образовав значительный дефицит, так еще в момент проведения экспертами МВФ финансовой ревизии первого квартала.

Фактически никакого отказа в предоставлении кредита со стороны МВФ не было. Просто 2 апреля с.г. истек срок действия кредитного договора с МВФ о предоставлении нашей стране кредита Stand by, а Совет директоров фонда, на котором должен был решиться вопрос о его продлении, перенесен сначала на 17 апреля, а затем и вовсе отложен на неопределенное время.

10 апреля на переговорах специальной миссии фонда с премьер-министром Украины Евгением Марчуком была достигнута договоренность о пересмотре макроэкономических показателей по итогам апреля. Если за оставшееся время правительству удастся сжать свои амбиции до рамок, оговоренных в Меморандуме, то МВФ, по словам Алекса Сундакова, сможет начать предоставление кредита уже в начале мая 1996 года.

Для этого в оставшееся время НБУ придется применить весь свой инструментарий для сжатия до нормативных размеров денежной массы, что, безусловно, потребует серьезных компромиссов в вопросе ликвидации задолженности по заработной плате, а правительству - употре-бить все свое влияние для того, чтобы получить от российского Минфина подтверждение статуса вышеупомянутых 140 миллионов долларов как украинских денег, находящихся на заблокированном счету в Центробанке России.

Однако уже сейчас ясно: без пересмотра индексов инфляции в первые два месяца годовой уровень в 34% практически недостижим. И делает сомнительным получение всех оставшихся частей кредита Stand by на протяжении года.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно