МОЖНО ЛИ СЫГРАТЬ С ГОСУДАРСТВОМ В РЫНОЧНУЮ ИГРУ? ЭТО ПОПЫТАЛИСЬ СДЕЛАТЬ В ИЛЬИЧЕВСКЕ. НО ИГРАТЬ ПРИШЛОСЬ НЕДОЛГО

28 января, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №4, 28 января-4 февраля

Пока в Киеве спорили, каким образом реформировать налоговую систему, какие при этом налоги убрать, а какие оставить, в Одесской области экспериментировали с налогом на прибыль...

Пока в Киеве спорили, каким образом реформировать налоговую систему, какие при этом налоги убрать, а какие оставить, в Одесской области экспериментировали с налогом на прибыль. Руководство области, так и не дождавшись от государства справедливых правил игры в бюджетной сфере, которые бы заинтересовали местные органы власти в наращивании сбора общегосударственных налогов и пополнении своих бюджетов, решило внутри своей вотчины установить их самостоятельно, предоставив возможность городам и весям наращивать финансовые ресурсы за счет роста поступлений от налога на прибыль предприятий. Для начала такая возможность была предоставлена только Ильичевску, в порядке эксперимента. С тем, чтобы в случае успешного его проведения распространить и на другие территории. Но не тут-то было.

Правила игры снова поменялись

С инициативой эксперимента выступил сам Ильичевск. В прошлом году государство оставило Одесской области только 80 процентов налога на прибыль. В свою очередь, область отстегнула Ильичевску 7 процентов. Но город, на протяжении последних трех лет все время увеличивавший налоговые поступления в бюджеты всех уровней, не хотел мириться с постоянным сокращением нормативов отчислений от регулируемых доходов. Еще в 1998 году он обратился к руководству области с предложением изменить порочную практику изъятия финансовых ресурсов. Но в области его услышали только спустя год. В 1999-м сессия областного совета при утверждении бюджета на текущий год приняла решение о проведении эксперимента. Суть его состояла в следующем: в случае перевыполнения (по сравнению с базисным 1998 годом) поступлений налога на прибыль, с учетом индекса инфляции, полученная сверх этого сумма делилась в таких пропорциях: Ильичевску — 24 процента, области — 56 процентов.

Что же в итоге получилось? Ильичевск, как и следовало ожидать, спокойно взял намеченный рубеж. Если в 1998 году было собрано 34 млн. гривен налога на прибыль, то в 1999-м — 55 млн. Эксперимент, можно сказать, прошел успешно. Хотя сам Ильичевск остался недоволен. Область до сих пор не перечислила в полном объеме причитающуюся ему сумму — около 3 млн. гривен. Как пояснили в горфинуправлении, это произошло из-за того, что не был расписан и принят механизм получения заработанных средств. Но в облфинуправлении считают, поскольку перевыполнение было достигнуто по итогам октября, раньше Ильичевск ничего и не мог получить. Начальник облфин- управления Григорий Поддубный заверил, что постепенно городу будет выплачено все до копейки.

Однако сейчас, когда межбюджетные отношения в государстве в очередной раз изменились и на местах стало известно, что весь налог на прибыль государство хочет забрать себе, значимость эксперимента и его итоги, кажется, потеряли всякий смысл. Между тем, эксперимент, как считают в Ильичевске, еще раз подтвердил прописные истины, без которых вряд ли можно будет надеяться на преодоление кризиса в стране.

Можно и горы своротить. Если есть интерес

Ильичевск — город-донор. В 1996 году на его территории было собрано 51,8 млн. гривен, в 1997-м — 54,8 млн., в 1998-м — 73, в 1999-м — 121,7 млн. Каждый год, как видим, наблюдался рост. Ну в минувшем он превзошел все ожидания — 166 процентов. Для сравнения, бюджет города составляет 17 млн. гривен. По факту выполнения он равняется 24,1 млн. В Одесской области только три города из семи и один район из 24 являются донорами. Остальные дотационные. Область оставляла им в полном объеме отчисления от общегосударственных налогов и сборов, установленных для нее государством, в том числе и налог на прибыль предприятий и организаций и еще выделяла дополнительные средства, забирая их у Ильичевска, Одессы, Южного и Овидиопольского района.

«Мы понимаем, — говорил начальник финуправления Ильичевского горисполкома Евгений Корниенко, — что в нынешней ситуации распределять финансовые ресурсы по принципу снизу вверх, то есть вначале себе, а другим — то, что останется, это нереально и даже где-то абсурдно. Ибо в таком случае им ничего не достанется. Но вместе с тем государственная бюджетная система не должна работать, как насос, и выкачивать все ресурсы, оставляя при этом минимум для удовлетворения потребностей города, который зарабатывает деньги. Если бы оставшихся средств после изымания государством и областью хватало на решение наболевших проблем, то не было бы вопросов. А то ведь мы не можем газифицировать села, достроить в одном из них школу. В то же самое время мы слышим, как в других дотационных районах уже провели газ, построили школу и так далее».

Административно и территориально к Ильичевску относятся три близлежащих села. И три сельских бюджета входят в бюджет города Ильичевска. Бурлачья Балка, к примеру, вообще не газифицирована, Малая Долина — на 30—40 процентов, Александровка — наполовину. Села задыхаются без питьевой воды, страдают от подтопления. В самом же Ильичевске, к примеру, нет проблем с выплатой зарплаты работникам бюджетной сферы; казна даже способна «потянуть» бесплатное питание в школах для младших классов, оплачивать лекарства диабетикам, зубопротезирование пенсионерам и многое другое. Зато есть масса проблем, для решения которых нужны огромные средства. Скажем, работы по водопонижению в Александровке стоят свыше 1 миллиона гривен.

В Ильичевске уверены, что распределение ресурсов поровну — это не что иное, как уравнивание всех в нищете, то есть старый социалистический подход, от которого давно пора избавиться. Ведь он убивает желание зарабатывать и порождает иждивенческие настроения во многих районах, привыкших к тому, что их всегда кормили другие. И если не дать им понять, что они должны зарабатывать сами, то страна никогда не выберется из нищеты.

Хочется ясности и стабильности

Выход из создавшейся ситуации в Ильичевске видят в честных правилах игры со стороны государства. А именно: в установлении на ряд лет стабильных нормативов отчислений от общегосударственных налогов и сборов. «Пусть они будут невысокими, но стабильными, хотя бы на года четыре, — говорил Е.Корниенко. — Ведь чтобы знать, каким образом строить свою политику, нужна ясность. Ясность в том, как можно заработать средства на свои нужды. Пока что с каждым годом меняющиеся правила игры сводят на нет все наши усилия. Мы наращиваем ресурсы, а у нас их тут же изымают. А потом выделяют в виде дотаций, субвенций или централизованного финансирования».

По мнению ильичевцев, все это в конечном итоге приводит не к желанию зарабатывать деньги, а к необходимости искать всевозможные пути наверх, чтобы расположить к себе государственных мужей и выбить деньжат. В минувшем году, к примеру, из обещанных субвенций на образование Ильичевск не получил ни копейки. А энергосубвенции, если и выделяли, то по чайной ложке.

При действующей в стране налоговой системе нет даже заинтересованности в развитии своей коммунальной собственности. По действующему законодательству, налог на прибыль с предприятий коммунальной собственности полностью должен перечисляться в местный бюджет. Однако государство в лице казначейства распоряжается им, как и с другими налогами на прибыль, то есть забирает себе 20 процентов. Область в свою очередь вслед за державой забирает 73 процента. Правда, коммунальные предприятия зарабатывают такой мизер, что в горфинуправлении предпочли цифры не называть. Но ильичевцы правы, ибо в данном случае важна не сумма, а сам подход. На местах опасаются, что принцип все изымать, а потом выделять по чайной ложке в виде дотаций будет сохранен и в новом году — когда государству предстоят большие выплаты по внешним долгам.

Прибыль — как пластилин: можно вылепить любую сумму

Кажется, всем должно быть ясно — и эксперимент, по сути, это подтвердил — что если местные власти будут заинтересованы в увеличении поступлений от общегосударственных налогов (в данном случае — налога на прибыль), то от этого выиграет не только город, но и область, и государство. Это особо подчеркивали и в городском, и областном финансовом управлении. Правда, было не совсем понятно, каким образом местная власть так уж может влиять на прибыль такого государственного предприятия, как порт. Но в Ильичевске, оказывается, могут.

Во-первых, это город, где ничто не решается без участия мэра. Не случайно Валерия Хмельнюка считают чуть ли не вторым начальником порта. Словом, Ильичевск — это город-порт, и этим все сказано. Вместе с тем, как отмечает мэр, порт дает только порядка 50 процентов всех налоговых поступлений и чтобы пополнять казну, необходимо развивать и другие производства и услуги. И они их развивают. Сравнительно недавно в городе открылась обувная фабрика. В самое ближайшее время власти планируют открыть табачную, кожевенную, макаронную, фабрику жевательной резинки, хлебзавод, мукомольный комбинат. «Если бы мы были уверены, что норматив отчисления от акцизного сбора для Ильичевска будет действовать лет пять, — говорил на сессии облсовета мэр Ильичевска, — то мы бы через год имели завод по производству водки». И это правда, судя по тому, с какой скоростью был построен в Ильичевском порту зерновой комплекс, считающийся детищем мэра. (После того, разумеется, как была просчитана прибыль от перевалки зерна). В прошлом году, по сути, на голом месте было создано муниципальное пароходство.

Во-вторых, прибыль — это показатель, с которым любое предприятие может делать, что пожелает, то уменьшая ее размеры, то увеличивая. Это как пластилин в руках финансистов, которые могут вылепить любую сумму. Скажите, какие власти, имея под боком такое крупное предприятие, как порт, не воспользуются его мощью, говорили мне. А если это так, то можно себе представить, каковы будут размеры прибыли, если придется все время отстегивать городу приличные суммы на его нужды. Это один момент. Второй. Само законодательство дает свободу действий путем варьирования за счет себестоимости, которую можно увеличивать в определенных пределах, и, таким образом, снижать прибыль. Чтобы всего этого не допускать, область и решила заинтересовать местные власти, оставив им часть налога. Для этого, собственно, и проводился эксперимент.

Сейчас вопрос в том, что государство предложит местным органам власти взамен. И предложит ли что-то вообще, чтобы заинтересовать их в наращивании бюджетных ресурсов. Пока на местах об этом не ведают. Но финансисты в Ильичевске почему-то уверены, что с государством сыграть в нормальную рыночную игру вряд ли получится, хотя оно всячески декларирует развития рыночных отношений в стране.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно