Момент истины для нового президента

12 февраля, 2010, 17:18 Распечатать

С особым вниманием к первым шагам новой власти станут присматриваться представители малого и среднего бизнеса...

С особым вниманием к первым шагам новой власти станут присматриваться представители малого и среднего бизнеса. Ведь от изменений, которые введутся в экономику и налоговую систему, будет зависеть не только восстановление кредитования для малого бизнеса и возможности развития, но и именно его существование.

Нереальные обещания...

Если говорить об обещаниях Виктора Януковича, которого на основе предыдущих подсчетов ЦИК уже назвали победителем президентской гонки, то самое большое его обещание малому и среднему бизнесу, бросающееся в глаза, — это налоговые каникулы, или, говоря словами претендента, мораторий на уплату налогов сроком на пять лет.

В нереальности реализации слишком специфического моратория, пожалуй, мало кто сомневается, если, конечно, Виктор Янукович не собирается финансировать госбюджет на собственные средства или еще каким-то иным странным способом.

— Украина — специфическое государство, где обещают намного больше, чем могут сделать. И потому к словам претендентов на президентскую должность нужно относиться, скажем так, с определенной осторожностью, — считает президент Ассоциации работодателей Львовщины Зеновий Бермес. — Как по мне, обещание налоговых каникул в определенной степени нелогичное, поскольку в условиях тяжкого экономического кризиса государству потребуются деньги.

Что же до ожиданий, то сегодня нужны не просто новации в рамках конкретного закона, а системные, радикальные изменения налоговой политики. Если налоги справедливы, люди их платят, в противном случае начинают искать пути уменьшения обязательств. В мире это называется минимизацией, если делается в рамках закона, или бегством в тень и пребыванием вне закона.

… и насущная потребность в уменьшении налогов

Прежде всего следует уравновесить ситуацию, чтобы люди не убегали ни в упрощенную систему налогообложения, ни в минимизацию, ни в любые другие схемы.

Бизнес отпугивают чрезмерные отчисления — 33,2% от величины заработной платы — в Пенсионный фонд. Это означает, что с тысячи гривен работодатель платит аж 332 гривни. Этот налог ему крайне невыгоден, а его наемные работники, которые сами платят в Пенсионный фонд еще 2% от заработка, сколько бы лет ни платили по солидарной пенсионной системе, на пенсию пойдут нищими. Действующая пенсионная система не стимулирует нанимаемого человека быть максимально заинтересованным в другом результате. О пенсионной реформе в Украине много говорят, но до сих пор ничего в этом направлении не сделано. Наступило время ввести накопительную пенсионную систему. Для этого следует выбрать оптимальную мировую модель, адаптировать ее к украинским возможностям и начать внедрять в жизнь хотя бы для молодых людей, которые только начинают трудовую деятельность.

Пенсионная реформа положительно повлияет также на становление малого бизнеса. Сегодня огромное количество людей не имеют возможности работать. Особенно от этого страдают молодые люди, которые заканчивают учебные заведения. Они могли бы начать собственное дело, но сделают это только тогда, когда им будет выгодно.

Важно уменьшить налоговый пресс. Учитывая мировой опыт, во время мирового экономического кризиса, по-видимому, нужно обуздать налог на доход. Сейчас он составляет 25%. Это вроде немного. Но очевидно, что далеко не все готовы его платить. Сама система налогообложения дохода вредна уже тем, что каждый, кто сталкивается с ней, старается уменьшить ее бремя. Речь идет о включении в состав валовых затрат всего возможного и невозможного. Вследствие этого мы каждый день видим, как по нашим улицам ездят дорогие автомашины, а субъекты бизнеса не экономят на том, на чем обычно экономят во всем мире. Эти затраты, в конце концов, повышают себестоимость продукции. В результате на изделия и услуги формируется слишком высокая цена. В свою очередь рост себестоимости ведет к уменьшению конкурентоспособности. И к тому же возрастает цена еще и за счет накручивания на нее налога на добавленную стоимость (НДС). Поэтому такой товар сложно продать даже на внутреннем рынке, заваленном дешевыми импортными или нелегальными товарами.

Возникает вопрос: на сколько можно уменьшить этот налог?

По мнению З.Бермеса, в Украине было бы целесообразно установить налог на прибыль 15%. Такое нововведение стимулировало бы бизнес отказаться от конвертационных схем.

И еще. Почему бы не заменить печально известный НДС, например, налогом с продажи или оборота? Оба варианта заслуживают внимания. Но ввести сегодня налог с продажи, как в США, Украина не готова. Чтобы контролировать реализацию, нужно всех предпринимателей перевести на кассовые аппараты, а государство должно ввести жесткий контроль. Другой вариант — ввести налог с оборота. Этот налог мог бы составлять, например, 2%. Даже при таком мизерном проценте поступления от него вдвое превысили бы поступления от НДС. Правда, следует обязательно учесть, что такой налог невыгоден тем субъектам бизнеса, которые производят сложные изделия, например автомобили.

Посильные и понятные

Бесспорно, налоговая система держится на трех условиях. Первое — налог должен быть посильным. Второе важное условие — налоговые законы должны быть простыми и понятными каждому предпринимателю. Поскольку очень часто предприниматель читает налоговый закон и понимает его так, а налоговики — совсем иначе. Поэтому любая проверка для предпринимателя заканчивается штрафом.

Еще одна важная вещь — стоимость налогового администрирования. То есть количество тех, кто собирает налоги, и количество денег, которые государство расходует на содержание налоговой системы, должно быть оптимальным. Сегодня у нас практически непродуктивное расходование средств.

Есть вопрос и к ежемесячной подаче налоговой отчетности. В Соединенных Штатах, например, предприниматель отчитывается раз в год. Но и в Украине владелец фирмы может ежемесячно платить авансовую часть налогов. А налоговая может иметь к нему претензии только тогда, когда он по какой-то причине не уплатил этот аванс. В других случаях государство должно доверять бизнесу, внедрив максимальное упрощение условий деятельности. Предпринимателям лишняя опека со стороны государства ни к чему. И только по окончании года можно было бы свести баланс: кто кому остался должен. Если виноват предприниматель, то он доплачивает в госбюджет, а переплатил — государство возвращает ему средства.

Есть еще одна очень важная проблема, которая кроется в финансово-кредитной системе. Общеизвестно, что малый и средний бизнес никогда не развиваются на собственных деньгах. В цивилизованных странах ставка кредита составляет от 1 до 3%. Сегодня же в Украине банки предлагают кредиты от 30% и больше. В такой ситуации никто никакой бизнес не будет открывать.

Сегодня следует реально создать условия для таких налогов на доход, которые бы позволили бизнесу иметь свободные средства, чтобы класть их на депозиты.

Кроме того, огромным инвестиционным ресурсом могли бы стать средства от учреждения накопительной пенсионной системы. Именно их можно было бы эффективно использовать для будущего развития экономики.

Для будущего президента очень важно изменить нынешний непривлекательный инвестиционный климат Украины. Привлечь цивилизованные западные предприятия может, например, упрощение бюрократических процедур ввоза капитала, регистрации новых предприятий. Они готовы вкладывать средства, но лишь когда Украина будет прогнозируема как государство. Тогда средства придут в сферу реальной экономики, что вызовет появление сотен и тысяч новых рабочих мест. Это системные вещи, которые должен ввести новый президент. Полагаю, уже через год можно было бы получить определенные результаты.

Комментарий

Адам Яворский, директор департамента малого бизнеса
и микропредприятий ПАО «Кредобанк»:

— Прежде всего приход команды нового президента должен обеспечить стабильность экономической политики страны, а особенно — налоговой политики, что в дальнейшем сможет создать условия для нормального функционирования и развития малого бизнеса в Украине.

Основная проблема для получения кредита предприятием малого бизнеса — это отсутствие ликвидного обеспечения для этого кредита. Поэтому важным является предоставление такого обеспечения или поручительства банка под кредит для малого предприятия государством или фондом, или банком, созданным при его участии, как это, например, введено в Польше.

Второе мероприятие, которое однозначно будет способствовать восстановлению кредитования банками предприятий малого бизнеса, — это снижение налогового давления на эти предприятия. Ведь высокие налоги в Украине заставляют малые предприятия скрывать свои оборотные средства и доходы. И, соответственно, позднее такие предприятия не имеют возможности показать банку свои реальные доходы для получения кредита. Ведь банк, принимая решения о кредитовании, не принимает к рассмотрению «теневые» доходы предприятия.

Также отмечу, что способствование выходу из тени предприятий малого бизнеса приведет к уменьшению объема наличных средств в их деятельности и активизирует безналичные расчеты, чем не только увеличит свободные ресурсы банков, но и покажет реальные денежные объемы деятельности предприятий.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно