Многомиллиардные инвестиции или судебный беспредел. Когда Украинское государство научится отстаивать свои интересы?

28 августа, 2009, 14:43 Распечатать

Иностранные инвесторы, как гласит другой отчет Госкомстата, за первые шесть месяцев 2009-го вложили в украинскую экономику всего 2,7 млрд...

По недавно опубликованным данным официальной статистики, инвестиции в основной капитал в первом полугодии 2009 года составили лишь немногим более половины прошлогоднего уровня (падение на 43,3%). Иностранные инвесторы, как гласит другой отчет Госкомстата, за первые шесть месяцев 2009-го вложили в украинскую экономику всего 2,7 млрд. долл., что почти на 60% меньше, чем за аналогичный прошлогодний период. Впрочем, даже такой приток прямых иностранных инвестиций в условиях мирового финансового кризиса и впечатляющего падения доверия к украинским заемщикам все-таки лучше, чем нулевой.

В такой ситуации новость о том, что Кабмин предоставил право Государственному инновационному финансово-кредитному учреждению (ГИФКУ) привлечь под государственные гарантии в 2009 году кредиты на сумму 8 млрд. грн. (всего в госбюджете госгарантий предусмотрено на 37 млрд. грн.), вселяет определенный оптимизм. Но насколько реально сейчас привлечь долгосрочные инвестиционные ресурсы под приемлемую процентную ставку? Ведь котировки долговых обязательств суверена на мировых рынках говорят о том, что государству Украина вряд ли кто-то сегодня доверит деньги под ставки ниже 15—20% годовых.

В 2007-м из госбюджета на финансирование 32 проектов с участием ГИФКУ были выделены 800 млн. грн. Но ни в 2008-м, ни в 2009-м подобного финансирования в госбюджетном законе предусмотрено не было. Структуре приходилось существовать на проценты по ранее выданным кредитам, портфель которых составляет на сегодняшний день около
1 млрд. грн.

Дефицит финансирования — извечный непреодолимый барьер, на который во все годы независимости натыкались все государственные стратегии и программы инновационно-инвестиционного развития.

Как само название ГИФКУ, так и его цели, структура и механизмы функционирования тоже пока не слишком хорошо знакомы не только зарубежным инвесторам, но и потенциальным украинским заемщикам. Тем важнее рассказать, какие планы строит новая управленческая команда ГИФКУ (ее нынешний руководитель Ярослав Исаков был назначен на свой пост в марте с.г.), и насколько она продвинулась в их реализации.

— Действительно, ГИФКУ на сегодняшний день малоизвестна, особенно иностранным инвесторам. Поэтому привлечение под нее серьезных внешних инвестиционных ресурсов — очень непростая нынче задача, —поясняет Ярослав Исаков. — Однако при этом наша компания обладает и рядом очевидных преимуществ.

Во-первых, она является государственной инвестиционной компанией. То есть, располагая реальной и серьезной опорой в виде главного учредителя — государства, одновременно является коммерческой структурой. Что, в свою очередь, позволяет ей быть более гибкой и динамичной в принятии экономически обоснованных решений, нежели обычное государственное ведомство.

Во-вторых, мы являемся небанковским финансовым учреждением, не подпадающим под жесткие нормы банковского надзора, что позволяет нам более свободно как привлекать ресурсы под государственные гарантии, так и предоставлять собственные финансовые гарантии. Но это не означает отсутствие контроля со стороны государства. Наоборот, контроль за нами государственных органов более жесткий, чем в обычных банках.

И, в-третьих, — и это самое главное — наличие подтвержденных государством гарантий для ГИФКУ дает ему возможность эффективно решать главную проблему нынешнего кризиса — кризис доверия. Именно в дефицит доверия сегодня упирается большинство вопросов о предоставлении финансирования.

Три вышеперечисленных момента и делают ГИФКУ наиболее эффективным на сегодняшний день инструментом государственной инвестиционной политики, резюмирует финансист. Подтверждение тому — интерес, который после опубликования кабминовского постановления о предоставлении ГИФКУ госгарантий уже проявили потенциальные внешние инвесторы и внутренние заемщики. Хотя пока выделено лишь 8 млрд. грн., мы уже приняли к рассмотрению заявки на сумму около
12 млрд. Нами уже подписан меморандум о сотрудничестве с таким известным инвестиционным учреждением, как американский Goldman Sachs. На подходе — заключение рамочных соглашений с целым рядом других крупнейших инвестиционных структур.

Сейчас, например, ГИФКУ ведет переговоры с JBIC (Japan Bank of International Cooperation — принадлежащий правительству Японии Банк международного сотрудничества), который готов, при условии участия ГИФКУ, кредитовать вместе с другими крупнейшими японскими банками проекты по закупке произведенного в этой стране оборудования, позволяющего в разы повышать энергоэффективность украинских производств.

Кроме проектов в энергетической сфере, приоритетными направлениями деятельности госкомпании будут АПК, авиастроение и космическая отрасль, IT-технологии и коммуникации, а также тяжелое машиностроение.

Предположения о возможных злоупотреблениях при выборе партнеров и проектов гендиректор ГИФКУ уверенно парирует: «Мы уже подготовили целый ряд внутренних положений, которые призваны обеспечить прозрачность наших процедур и критериев отбора проектов. Первый документ — это порядок, регламентирующий процедуру сбора заявок. Второй будет определять критерии отбора заявок, предъявляемые к ним требования. Третий документ, который уже утвержден Административным советом ГИФКУ, регламентирует процедуру создания комиссии для отбора проектов из представителей центральных органов власти. И, наконец, четвертый определяет принципы финансирования проектов.

В дальнейшем мы намерены организовать прием заявок по принципу «единого окна». Для этого в новой версии веб-сайта ГИФКУ, которая начнет работать через две-три недели, предусмотрена сокращенная форма анкеты-заявки. В ней мы будем предлагать указать общую информацию о самой бизнес-идее, т.е. о сути и целях проекта, а также о собственных возможностях заемщика по финансированию, залогам, опыту менеджеров и т.п. Получив такую заявку, мы обязуемся рассматривать ее максимум за неделю, и только затем, при условии принципиального согласия Кредитного совета компании, — создавать рабочую группу по управлению проектом, которая уже будет отрабатывать с заемщиком полный пакет необходимых документов».

Информацию об утвержденных проектах в ГИФКУ будет обязательно становиться публичной.

При этом г-н Исаков акцентирует внимание на том, что госкомпания будет не просто «продавать» госгарантии и «стричь» посреднические купоны, а заниматься проектным финансированием, т.е. комплексной оценкой и подготовкой конкретных инвестиционных проектов, в которых можно четко просчитать эффективность.

— Наша задача состоит в том, чтобы с помощью инструмента госгарантий снизить риск для реального иностранного инвестора и, соответственно, стоимость долгосрочных кредитов для отечественных заемщиков. Сегодня ставки для украинских компаний достигают 40—50% годовых, «чистая» госгарантия продается под 15—18%. А вот в правильно подготовленном и «упакованном» проекте, в котором Украинское государство четко определит свои приоритеты и готово будет взять на себя часть рисков, участие иностранцев может обходиться значительно дешевле. В частности, в случае с JBIC речь сегодня может идти о 3—5% при сроке кредитования до десяти лет, — говорит гендиректор ГИФКУ.

Более серьезное доверие инвесторов компания планирует завоевать за счет реализации нескольких успешных пилотных проектов. Поэтому здесь будут всячески стремиться избежать ситуаций, подобных тем, в которых сейчас оказались «благодаря» руководству прошлых периодов.

— Помимо решения наших главных задач, мы вынуждены сегодня участвовать в банальных корпоративных конфликтах, имеющих откровенно рейдерский характер, — говорит гендиректор ГИФКУ. — В частности, фиктивное предприятие ООО «Поротон» пытается мошенническим путем взыскать с госкомпании 95 млн. грн. Злоумышленникам удалось добиться целого ряда неправомерных судебных решений, приведших к аресту счетов ГИФКУ, да еще и заручиться содействием департамента Государственной исполнительной службы. При поддержке Кабмина мы обратились к СБУ, прокуратуре и целому ряду других высших государственных инстанций с требованием немедленно вмешаться, разобраться в ситуации по сути и пресечь подобные действия.

Ярослав Исаков и его коллеги очень надеются, что государственные интересы будут защищены. Иначе о каком привлечении многомиллиардных зарубежных инвестиций может идти речь?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно