Много строим — много красим

5 августа, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №30, 5 августа-12 августа

Строительный бум не ослабевает — несмотря на рост цен, объем отечественного рынка лакокрасочных материалов (ЛКМ) в этом году перевалит за отметку в 300 тыс...

Строительный бум не ослабевает — несмотря на рост цен, объем отечественного рынка лакокрасочных материалов (ЛКМ) в этом году перевалит за отметку в 300 тыс. тонн. Столь радужные прогнозы экспертов подтверждает и официальная статистика: только за первые четыре месяца 2005 года уровень производства лаков и красок в Украине увеличился на 9,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Радуют и темпы роста спроса на лакокрасочную продукцию. Причем как отечественных производителей, так и импортеров. В 2004 году емкость отечественного рынка ЛКМ достигла 270 тыс. тонн, что почти на 25% больше, чем в 2003 году. Таким образом, в минувшем году уровень потребления ЛКМ в Украине составил около 5,5 кг на душу населения, превысив на 1,5 кг показатели 2003-го. Если же учесть, что в большинстве стран Европы этот показатель находится на уровне 15—20 кг/чел., то легко подсчитать: потенциальная емкость отечественного рынка лакокраски составляет около 700—800 тыс. тонн.

Иностранцы спешат «застолбить» место

Высокий потенциал и динамичные темпы роста привлекли к украинскому рынку ЛКМ пристальное внимание зарубежных инвесторов. Так, в прошлом году производством лакокрасочной продукции в Украине занялось рекордное, за последние несколько лет, число зарубежных компаний. В частности, в 2004 году собственными мощностями по выпуску ЛКМ на территории нашей страны обзавелись такие известные в мире производители, как концерн Akzo Nobel, компания Tikkurilla, холдинг «Новое содружество» (Россия), компания «Хенкель Баутехник (Украина)».

Тенденция переноса производственных мощностей поближе к рынку сбыта сохранится, по всей вероятности, и в этом году. Так, например, украинская компания «Файдал-уа», совместно с немецким производителем красок Feidal, планирует приступить к выпуску внутренних и фасадных водно-дисперсионных красок и грунтов. По словам Сергея Хоменко, директора ООО «Файдал-уа», в организацию производства вложено около 1 млн. долл., а мощности оборудования позволят производить 2,5 тыс. тонн ЛКМ в год.

Теснота не угрожает

Следует отметить, что крупные отечественные производители ЛКМ нисколько не напуганы активной экспансией зарубежных коллег и считают, что увеличение числа конкурентов не окажет существенного влияния на уже сложившийся «расклад сил». Подобная уверенность связана прежде всего с тем, что уровень потребления лаков и красок в Украине растет быстрее, чем объемы производства этих материалов. Так, по словам Владислава Кондратьева, маркетинг-директора ЗАО «Лакма» (Киев), «украинский рынок ЛКМ настолько быстро расширяется, что, несмотря на конкуренцию, продажи отечественных лидеров отрасли растут с каждым годом. Только весной этого года наша компания установила рекорд, продав ЛКМ больше, чем за аналогичные периоды прошлых лет».

Еще одна причина, обусловливающая «спокойствие» отечественных производителей, состоит в том, что зачастую иностранные гиганты вкладывают деньги в небольшие предприятия, мощности которых пока не способны удовлетворить растущий спрос на качественный товар по приемлемой цене.

Кстати, о том, что конкурентная борьба на украинском рынке ЛКМ пока еще далека от апогея, косвенно свидетельствует и активное наращивание отечественными производителями своих производственных мощностей, а также инвестиции в расширение ассортиментного ряда выпускаемой продукции. Например, ежегодные инвестиции ЗАО «Лакма» на расширение производства и исследования по выпуску новых лакокрасочных материалов составляют около 300 тыс. евро. А объем собственных инвестиций ЗАО «Коростеньский завод «Янтарь» в расширение производства превысил 2 млн. грн.

Расширяют ассортимент продукции и предприятия, выпускающие в Украине лаки и краски по зарубежной технологии и под международными брэндами. В частности, с 2005 года СП «Мефферт Ганза Фарбен» приступает к выпуску шпатлевок и водно-дисперсионных красок премиум-класса (ранее украинский завод выпускал продукцию лишь среднего ценового сегмента).

Везем «по-белому»

Заметно активизировались и импортеры лакокрасочной продукции. Так, если верить официальной статистике, в 2004 году объем импорта лакокрасочной продукции в Украину увеличился с 31 до 54 тыс. тонн. Другими словами, прошлогодние темпы прироста ввозимых ЛКМ составили около 80%. Однако некоторые импортеры уверены, что в прошлом году в Украину было ввезено максимум на 10% больше лаков и красок, чем в позапрошлом. Подобное «расхождение во мнениях» операторы объясняют несколькими факторами. Во-первых, некоторые эксперты уверены, что в 2003 году «официальный» объем импортированных ЛКМ был недооценен как минимум на 10 тыс. тонн. А во-вторых, в 2004 году в Украине наметилась довольно четкая тенденция повышения доли «белого» импорта в общем объеме ввозимых ЛКМ.

Специалисты отмечают, что сегодня основная масса импортируемых ЛКМ строительного назначения — это материалы премиум-класса от крупнейших мировых производителей: Tikkurilla (Финляндия), Vivacolor (концерн Baltic Color, Эстония), Marshall, Sadolin (концерн Akzo Nobel), ProfiTec (концерн Meffert AG), Сaparol, Feidal (Германия), CAP arreghini, Oikos (Италия) и другие.

Цены растут

С конца 2004 года в Украине наблюдается устойчивое подорожание лакокрасочной продукции — в мае многие производители ЛКМ вынуждены были третий раз в этом году поднять отпускные цены на 4—6%. Подобная динамика объясняется прежде всего ростом стоимости сырья и увеличением затрат на транспортные расходы. Интересно, что повышение цен коснулось главным образом продукции низкой ценовой категории. Дело в том, что высокая конкуренция, царящая в этом сегменте рынка ЛКМ, заставила большинство производителей работать буквально на границе рентабельности. Поэтому вполне естественно, что увеличение затрат на производство ЛКМ повлекло за собой рост отпускных цен на продукцию. В то же время специалисты отмечают, что цены на продукцию премиум-класса растут значительно медленнее. Это связано с тем, что довольно высокая маржа на этот товар позволяет производителю не так чутко реагировать на увеличение себестоимости продукции.

Где торговать?
В Интернете

В минувшем году на украинском рынке ЛКМ произошли заметные изменения в структуре продаж лаков и красок непромышленного назначения. Если еще несколько лет назад до 70% ЛКМ, используемых в строительстве, продавалось через рынки, то сегодня львиная доля лакокрасочной продукции реализуется через строительные маркеты. На рынках реализуется, как правило, продукция низкого ценового сегмента. А вот краски средней ценовой категории и премиум-класса украинцы предпочитают приобретать в магазинах.

В то же время, несмотря на растущий объем продаж лакокрасочных материалов через строительные супермаркеты, многие производители и импортеры продолжают обзаводиться своими фирменными розничными торговыми точками. Так, например, в прошлом году в Киеве открылись розничные магазины, реализующие ЛКМ под марками Sadolin и «Снежка».

Некоторые операторы отечественного рынка ЛКМ берут на вооружение не только традиционные методы торговли, но и передовые ІТ-технологии. Например, наряду с привычными торговыми точками открывают и виртуальные интернет-магазины.

Структура сбыта ЛКМ имеет и свои региональные особенности. Так, например, в крупных городах пользуется спросом качественная, экологически чистая, а значит, и более дорогая продукция. Жители небольших городов, как правило, отдают предпочтение более дешевым материалам, например, алкидным эмалям, недорогой водоэмульсионке. В маленьких селах до сих пор сохраняется спрос на краски для пола и разные виды масляных красок, о которых в крупных городах уже практически забыли.

* * *

Рынок продолжает двигаться дальше. По мнению экспертов, его рост в 2005 году будет обусловлен прежде всего увеличением производства и импорта водно-дисперсионных материалов средней и высокой ценовой категории. Неминуем и выход на украинский рынок когорты новых производителей. Скорее всего, это будут небольшие и средние предприятия, выпускающие порядка 5 тыс. тонн ЛКМ в год.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно