МИРОВОЕ АВТОРАЛЛИ СТАРТУЕТ В БУДУЩЕЕ

19 сентября, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №36, 19 сентября-26 сентября

Кажется, чтобы подняться в воздух, многим машинам, представленным на 60-й Международной автомобильной ярмарке во Франкфурте-на-Майне, не хватает разве что крыльев: иллюзию «летучести» создает обтекаемость форм.....

Кажется, чтобы подняться в воздух, многим машинам, представленным на 60-й Международной автомобильной ярмарке во Франкфурте-на-Майне, не хватает разве что крыльев: иллюзию «летучести» создает обтекаемость форм...

Только премьерных новинок на ярмарке 125: от прогрессивных технологий, двигателей, оборудования для сервисных центров, «начинки» для гаражей, электронных систем до моющих средств. И еще тысячи мелочей, призванных служить продукту современной автомобильной индустрии.

Но все же другое заставляет ускоренно биться сердца специалистов и автолюбителей — 60 новых моделей легковых автомобилей, впервые показанных широкой публике. В этом фейерверке сюрпризов — целых 35 от Германии и еще 13 от других европейских стран. Кстати, хозяин выставки на инновационные разработки в отрасли автоиндустрии ежегодно направляет 15 млрд. евро. Что позволяет экспортировать каждый седьмой из десяти автомобилей, выпускаемых в стране. Лишь от налога, которым облагаются граждане ФРГ — владельцы автомобилей, в государственную казну поступает 50 млрд. евро в год.

Эта автомобильная ярмарка — крупнейшая из трех такого класса (еще две функционируют в Париже и Токио) с выставочной площадью 215 тыс. кв. м, из них 30 тыс. под открытым небом. Ни на какой другой автомобилестроительная отрасль не представлена так широко, как во Франкфурте. В этом году свою продукцию демонстрирует тысяча экспонентов из 42 стран мира. По количеству участников, кроме Германии, лучше всего представлены Италия, Япония, США, Австрия, Великобритания, Чехия. Предполагалось, что с 11 по 22 сентября на ярмарке побывает 850 тыс. человек. Но уже в первый день побиты все рекорды: 350 тыс. посетителей! Пресс-центр зарегистрировал более 10 тыс. журналистов.

Дуэли гигантов

Выпускать автомобили и не быть участником международного автосалона невозможно. Именно здесь рождается мода на них, здесь изучают конкурентов, исследуют спрос и предложение, заключают соглашения и тратят огромные деньги. И от всего этого зависит, какой товар будет выпускаться во всем мире в течение двух последующих лет. Ярмарка этого года проходит под девизом «Очарование автомобилем». Руководитель немецкого союза автоиндустрии Куниберт Шмидт «расшифровал» его так: «Авто стало продуктом технологичности, инновационности в комфорте, безопасности движения, дизайне, приспособленности к окружающей среде. И все это достигло такого высокого качества, какого мир не знал до сих пор. Оно стало также эмоциональным продуктом, которым восхищаются миллионы людей».

Это так. Но, несмотря на все это, в мировой конъюнктуре уже четвертый год подряд наблюдается спад. И до конца года прогнозы не обещают ничего утешительного: потребители довольно сдержанно реагируют даже на привлекательные предложения. Поэтому в нынешнем году на ярмарку во Франкфурте автоиндустрия возлагает особые надежды, выпуская на рынок доселе невиданные транспортные средства с широким спектром возможностей: скоростями, дизайном, повышенной комфортностью и безопасностью движения. Оживилась биржа: традиционный принцип, что после автомобильного взлета придут в движение автоценности, вынуждал биржевиков в июне поднять курсы акций компаний, производящих наиболее ходовые машины компакт-класса.

Но настоящее мировое авторалли еще не стартовало. Несмотря на многочисленные представленные на ярмарке новинки, биржевики рекомендуют своим клиентам все же воздерживаться от вложения больших денег в акции автомобильных компаний. Аналитики, в общем положительно оценивая процессы в отрасли, тоже считают, что после ярмарочных премьер рынок должен перевести дух. Поскольку, по их мнению, потенциал курсов акций предприятий автоиндустрии не очень высок. Пример — концерн «Фольксваген», стоимость бумаг которого в течение последних трех месяцев выросла на 50 процентов. Но данные о продаже автомобилей предприятия в Западной Европе свидетельствуют, что она уменьшилась на пять процентов. И даже если выпуск на рынок новой модели версии «Гольф» будет удачным, это отразится на показателях концерна не раньше чем через шесть месяцев. Эксперты же предполагают, что «подогретый» подготовкой к ярмарке курс акций вскоре снова снизится.

Но автопроизводителей согревает надежда: по данным исследований, можно рассчитывать на новую волну покупок автомобилей. Ведь машина на улице во всем мире в общем постарела, поскольку в связи со спадом конъюнктуры потребитель не торопится покупать новую. Например, в Германии возраст автомобилей, бегающих по магистралям здешних городов, превышает семь лет. Рано или поздно они потребуют замены. Поэтому у продавцов появляется шанс для сбыта продукции, и выиграет тот, кто предложит товар более высокого качества, комфортности, более экономичный и безопасный. И кто уже готов выбросить его на рынок. А потребитель, для которого настало благоприятное время для выбора, должен именно им определить лидера на рынке. Поэтому дуэли автопроизводителей продолжаются. У кого лучшие возможности и шансы?

Несмотря на то что ярмарка проходит под девизом «Очарование автомобилем», что предполагает такие категории, как «люкс», «красота» и «эксклюзивность», потребитель все же отдает предпочтение так называемым семейным моделям с большими салонами, комфортом и, едва ли не самое важное, — доступным по цене. Поэтому главная борьба за покупателя будет вестись между производителями массового автомобиля. Олицетворением ее, очевидно, станет соревнование двух концернов — лидеров европейского и немецкого рынков и давних конкурентов — «Фольксваген» (28 процентов продажи) и «Опель» (11,5 процента), которые представили по нескольку версий новых моделей марки «Гольф» и «Астра». Результаты борьбы станут сигналом для рынка: какие авто следует приобретать. На стендах ими можно порулить, заглянуть во «внутренности», сравнить технические возможности каждого.

Новое лицо «Фольксвагена» версии «Гольф» — широкое, массивное и несколько агрессивное; машина имеет более мощный двигатель. Новый «Опель-Астра» комфортнее и на 14 сантиметров длиннее предшественника. Обе компании, выпуская по нескольку версий этих машин с разными техническими характеристиками и комфортностью, надеются значительно улучшить свое покачнувшееся в последнее время финансовое положение. «Фольксваген» со своим «Гольфом» имеет некоторое преимущество во времени, поскольку модель появится в продаже уже через месяц. Но, по слухам, существуют определенные проблемы с качеством. Пожалуй, поэтому «Опель» довольно спокойно реагирует на такое опережение.

Выдержат ли эти фирмы конкуренцию с еще 130 моделями автомобилей подобного класса — покажет будущее. А то, что борьба будет нелегкой, ясно, ведь противники тоже не дремали. Например, фирма «Мазда» представила новую модель среднего класса «Мазда 323», «Форд» выходит с новой версией — моделью «Фокус».

Между тем на рынке складывается новая ситуация. Опасность для автомобилестроителей исходит из... собственных концернов, выпускающих не только персональные авто, но и микроавтобусы, служащие семейным автомобилем и пользующиеся сейчас повышенным спросом. Поскольку подобное практикует большинство фирм, то это значит, что, например, «Опель» будет бороться против «Опеля», а «Мазда» против «Мазды». Ситуация куда сложнее, чем была до сих пор, ведь внутренняя конкуренция более интенсивна, а цены на товар примерно одинаковы.

Звезды и звездочки

А какова она вообще — «металлическая» мечта автолюбителя, который с замиранием сердца ждал первого свидания с ней? Как она выглядит в ярмарочных моделях? Какие они — звезды и звездочки мировой автоиндустрии? То, что было на стендах, по всему видно, не обмануло ожиданий, касающихся нового авто. Еще более элегантные, еще более обтекаемые, чем до сих пор, линии, окраска под «металл» и «серебро», хромированное внутреннее оборудование салонов, дорогие материалы и натуральная кожа на креслах. И хотя на 2006—2010 гг. специалисты уже прогнозируют более теплые и яркие цвета, пока на улицах будет господствовать строгий и деловой «металлик».

Изменилась и внешность современного типа автомобиля: он стал длиннее, шире и более емким. «Внутреннее» содержание тоже улучшилось — стал более интеллектуальным, чему способствует компьютерное оборудование. Производители утверждают, что оно доставит водителя к месту назначения, даже если он заснет за рулем. Но новинка прежде всего позаботится о безопасности, являющейся главным критерием при покупке автомобиля. Кроме повседневных машин посетителям предлагают настоящие «автовкусности» с блеском роскоши и привкусом люкса: новая шестая модель шестидверного БМВ, 911-я модель «Турбо-Каприо» от «Порше». Сюрприз приготовил и концерн «Ауди»: его «Ла Манс Кватро» удовлетворяет вкусы прежде всего тех, кто любит наслаждаться поездкой и мало обращает внимания на практичность. Новую модель «Ауди» длиной 4,25 м с двумя сиденьями приводит в движение десятицилиндровый двигатель мощностью 610 лошадиных сил. За 3,7 секунды он развивает 100 километров в час. Теоретически «Ла Манс Кватро» может развивать 350 километров в час, но наращивание скорости блокируется электронной системой на пометке 250.

Для тех, кто ценит прежде всего комфорт, концерн «Опель» представил свою новую модель «Инсинья» длиной 4,80 м. Она позволяет представить будущий «Опель» высшего класса. Машина оснащена электронным оборудованием, имеет отодвигающуюся заднюю дверь и подвижный салон, в котором задние сиденья могут перемещаться или складываться посредством электронного управления.

Трудно было пробраться сквозь желающих поближе осмотреть суперспортивный «СЛР Макларен» и «Вижион ЦЛС» от «Мерседеса». Эта старейшая автомобильная марка Германии просто «сверкает» показателями: за восемь месяцев продано 726 тыс. машин, что, по словам шефа «Мерседеса» Юргена Губерта, свидетельствует о правильной стратегии концерна, который делает ставку на прибыльность. Именно с этой целью и создан «СЛР Макларен» стоимостью более 300 тыс. евро.

...На людей посмотреть

Впрочем, на дорогах автомобили подобного класса увидишь нечасто. Поэтому их производители в большинстве своем делают ставку на авто, пользующиеся массовым спросом. Именно за такими приехали во Франкфурт-на-Майне специалисты, продавцы и покупатели — сегодняшние и потенциальные. Пока среди участников собрания мировой автомобильной элиты нет украинских производителей. Хотя предпосылки для этого, по словам руководителя торгово-экономической миссии при Посольстве Украины в Германии Анатолия Врублевского, уже намечаются. В частности, положено начало партнерству украинских предприятий с ведущими мировыми автомобильными концернами — немецкими «Фольксваген» и «Опель». «Опель» по своим технологиям совместно с Запорожским автозаводом будет собирать модели марки «Астра» и «Вектра». Налажено и сотрудничество украинского предприятия «Европкар» с дочерней фирмой концерна «Фольксваген» — чешской «Шкодой». Концерн «Фольксваген» хотя и недавно начал совместную работу с украинскими автомобилестроителями, но его руководители рассчитывают на продолжительное сотрудничество. Как рассказал представитель концерна Петер Шлеляйн, «Фольксваген» постоянно ищет новые рынки. В частности те, которые появились на территории бывшего Советского Союза. Они имеют большой потенциал, который, впрочем, еще следует изучать.

В апреле премьер-министр Украины Виктор Янукович побывал на предприятии «Фольксваген» в Вольфсбурге. Были достигнуты договоренности между заводом по выпуску автомобилей «Фольксваген» в Магдебурге и украинским предприятием «Европкар» о сборке немецких машин в Украине. Это один из важных шагов повышения потенциала «Фольксвагена» в Восточной Европе и развития украинской автоиндустрии. Немецкий партнер считает, что Украина — это страна, где рынок автомобилестроения лишь в самом начале развития, и он должен расти. В чем «Фольксваген» планирует принимать участие и в будущем.

Об интересе к сотрудничеству с Украиной говорил на пресс-конференции во время открытия стенда российского закрытого акционерного общества «АвтоВАЗ» его вице-президент по маркетингу и техническому обслуживанию Владимир Кучай: «У нас основное сотрудничество — давнее — с концерном «Укрпроминвест». Сборка автомобилей организована на Луцком автозаводе, где раньше выпускался вездеход «Волынь». Кроме того, работает производство в Кременчуге и Херсоне. В будущем планируем крупный проект, предполагающий выпуск до 100 тыс. автомобилей в год на базе Запорожского автозавода и мелитопольского предприятия по выпуску двигателей. Пока рано говорить о его реализации, но технические переговоры уже ведутся. Мы — не владельцы этих предприятий и они не совместные, но по договоренности «АвтоВАЗ» продает туда комплекты и собирает продукцию. В целом по Украине обеспечиваем почти тысячу рабочих мест. Проблема лишь в одном: мы не в состоянии поставить в Украину столько автомобилей, сколько она заказывает, — 60 тысяч. Наши возможности — немногим более 40 тысяч».

К сожалению, с украинскими автопроизводителями на ярмарке увидеться не удалось, поскольку в этот раз они приезжали сюда в качестве туристов. Но, очевидно, с большими надеждами на будущее.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно