МИНИСТРЫ ПОЛЕТЕЛИ. К ЗИМЕ, СТАЛО БЫТЬ, ДЕЛО...

20 октября, 1995, 00:00 Распечатать

Первый вице-премьер министр Павел Лазаренко совершил первую рабочую поездку в новом, вице-премьерском качестве...

Первый вице-премьер министр Павел Лазаренко совершил первую рабочую поездку в новом, вице-премьерском качестве. В сфере внимания правительственной группы, привезенной им на Харьковщину, оказались Харьковский тракторный завод и энергетический комплекс от Змиевской ГРЭС до Юльевского газоконденсатного месторождения. То, что местом посещения стал именно Харьков, объясняется скорее всего давними дружественными связями экс-губернатора Днепропетровщины Лазаренко с харьковским губернатором Масельским, а выбор сопровождающих правительственных чиновников свидетельствует о том, что первый вице- прекрасно знал, какие проблемы ему придется решать и на какие «челобитные» реагировать. Президент «Укргазпрома» Богдан Клюк, министры экономики и машиностроения - Василий Гуреев и Валерий Малев, от Минфина - первый заместитель министра Николай Сивульский, по замминистру от Минсельхозпрода и Минэнерго - таков был состав рабочей группы. Что делать с машиностроением, неплатежами, ценами - таков был круг проблем.

ХТЗ - в глубокой конверсии?

По крайней мере, так говорят. Журналистской части посетителей Харьковского тракторного убедиться в этом не удалось - осмотрев прозаические трактора, высокие гости проведали таинственное «спецпроизводство» - по настоянию директора В.Библика - в «спецсоставе». Зато у вашего автора появилась возможность заскочить в первый попавшийся цех ХТЗ и спросить тех, кто попался: «Сколько вам платят, платят ли вообще, почему так тихо и трактора без колес стоят?» Оказалось - платят от пяти до семи миллионов карбованцев, не платят с августа, тихо - потому, что обеденный перерыв, а трактора без колес - потому, что из России комплектующих не дали. В общем, неплатежи, проблема сбыта и, соответственно, проблема занятости. Еще бы - кого в доконверсионные времена волновал вопрос: а кто все это купит и почем?

«Основной потребитель продукции ХТЗ - неплатежеспособное сельское хозяйство. Поэтому, в частности, у предприятия не хватает оборотных средств. Возможности же экспорта резко ограничены - качество не позволяет, да и рынки сбыта уже заняты», - заметил министр машиностроения ВПК и конверсии г-н Малев. При этом, по словам Павла Лазаренко, 47% тракторного парка Украины находится в нерабочем состоянии. То есть трактора не то чтобы никому не нужны, просто не нужны такие трактора и по такой цене... Пока же коронным способом сбыта того, что есть, остается сложный псевдобартер: если России нужен хлопок, а Узбекистану трактора, то ХТЗ отправляет свою продукцию в Узбекистан, получает оттуда хлопок и продает его в Россию. Можно и по другому: если РАО «Газпром» хочет приобрести что-то геологическое и на гусеничном ходу, оно и приобретает - в счет поставок газа. Поскольку деньги как таковые фигурируют в названных схемах где-то на дальнем плане, пресловутых оборотных средств у ХТЗ недостача. Дальше - то, что и должно было произойти: ХТЗ просит льготный кредит.

В итоге: Минсельхозпрод должен обеспечить госзаказ на продукцию ХТЗ, правительство - подготовить постановление о создании на базе Харьковского тракторного лизинговой компании, основанной на принципе компенсационных сделок с партнерами из России и, возможно, Беларуси. А кредит...

Нам бы немножечко денег...

И немножечко, и «множечко» дешевых денег у правительства просят решительно все - от машиностроителей до ТЭКа. Но у топливно-энергетического комплекса свои, специфические проблемы. Прежде всего, он неоднороден: атомщикам легче, их лобби обеспечило «привязку» станций к ликвидным, платежеспособным предприятиям, угольщикам - труднее, у них как минимум три объединения придется закрывать. Павел Лазаренко пообещал, что решение о структурных изменениях в управлении угольной отраслью будет принято в течение месяца. А пока нужно, как минимум, перезимовать.

Обиженные неплатежами энергетики потребовали изменения порядка обязательных платежей - сперва, мол, расчеты за энергию и топливо, потом - все остальное. Тут первый вице-премьер и спросил - как-то даже устало - «а бюджет?..» И в самом деле - главными и злостными неплательщиками являются как раз бюджетные организации. Так что, за неимением лучшего, существующая очередность платежей, предоставляющая бюджетным выплатам «право первой ночи», сохранится (а бюджет-то на сегодня выполнен аж на 52%). Попытка добыть деньги для ТЭКа, «накинув» 5% на импортные нефтепродукты, была пресечена Верховным Советом, так что скорее всего правительство пойдет привычным путем льготного кредитования. Хотя вполне очевидно, что и промышленность, и энергетика нуждаются - по большому счету, отнюдь не в дармовых деньгах, а в существенном изменении структуры. А если структуру не менять, то давайте национализируем банки - иначе никаких льготных кредитов не будет.

Судя по всему, к национализации дело и идет: по словам г-на Сивульского, «главная ошибка состоит в том, что мы отпустили из-под государственного контроля банковскую систему. И поэтому сегодня в повестке дня - вопрос реструктуризации вкладов банков. С каждого банкира нужно спросить: где его деньги, на кого они работают». Круто. Но не понятно, о чем речь. Если речь о том, чтобы привлечь деньги в экономику, то ликвидному, работающему предприятию кредит и так дадут. А выбрасывать деньги на поддержание видимости жизни во всевозможных промышленных зомби - да, для этого и в самом деле нужно быть чем-то национализированным. Только нормальный вкладчик в такой «идеологически выдержанный» банк свои деньги не положит, он найдет массу более приятных способов их, деньги, потерять. Это к слову.

Перезимовать, конечно, очень хочется. Но еще больше хочется не мучиться нынешними проблемами и в следующем году. А что до визита Павла Лазаренко на Харьковщину - нормальный был визит. Рабочий.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно