МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВИЛА ПИСАНЫ И ДЛЯ НАС

Поделиться
Как сказал один гениальный юноша, «я огляделся вокруг». Наше население от мала до велика одето и об...
Квадратный арбуз: новая японская мода или уже стандарт?

Как сказал один гениальный юноша, «я огляделся вокруг». Наше население от мала до велика одето и обуто: кто посостоятельней — в изделия промышленно развитых стран, кто победнее — преимущественно в продукцию китайских и юго-восточных производителей низкого и, нередко, сомнительного качества. Деньги, которые тратятся на этот импортный товар, почти полностью идут на развитие экономики страны, его выпустившей. Так, Китай в прошлом году только одежды экспортировал на 36 млрд. долларов...

А что же отечественная легкая промышленность? Еще в 1990 году стоимость продукции, произведенной в этой отрасли, оценивалась в 15 млрд. долларов, отрасль формировала около 15% поступлений в государственный бюджет, обеспечивая рабочими местами сотни тысяч людей. За десятилетие очень многое оказалось в прошлом. К моменту завершения особой, украинской, схемы приватизации у большей части предприятий так и не появился эффективный собственник. Фабрики остались без запасов материалов и оборотных средств, тяжеловесное и краткосрочное кредитование принесло больше вреда, чем пользы. Пришла в упадок отраслевая наука, начался отток наиболее квалифицированных кадров. С открытием границ из переполненных одеждой и обувью зарубежных рынков в Украину хлынул мощный поток изделий легкой промышленности, которые наполнили розничную торговую сеть и вновь созданные вещевые рынки.

Но, похоже, самые тяжелые времена уже позади. По информации Госкомстата, в 2000 году объем изготовленной легкой промышленностью Украины продукции вырос, по сравнению с предыдущим годом, на 139%. Причем рост производства был отмечен во всех подотраслях. Какое же влияние оказывает и может оказать в будущем на обеспечение конкурентоспособности отечественных товаров легкой индустрии система технического регулирования, т.е. стандартизация, сертификация и их неотъемлемая составляющая — метрология?

О стандартизации

Система стандартизации, доставшаяся Украине после развала Союза, создавалась на принципах плановой экономики, где стандарт был законом. Нормативными документами жестко регламентировались самые незначительные требования к продукции, расход сырья, цена и пр., и все это подвергалось тотальному контролю. Такой подход не соответствовал международным нормам и правилам, не способствовал внедрению новых технологий и был предметом постоянной критики со стороны торговых партнеров Украины при предоставлении ей кредитов и технической помощи. В мире давно поняли: стандартизировать и вводить в ранг обязательных необходимо только те требования, которые касаются безопасности для жизни, здоровья, имущества людей, защиты окружающей среды. Все остальные параметры должны быть добровольными.

В рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Евросоюзом наша страна взяла на себя обязательства по гармонизации законодательства, норм, правил и стандартов, а также процедур оценки соответствия европейским. Еще в марте 1997 года Кабинет министров принял постановление № 244 «О мерах по внедрению в Украине требований директив ЕС, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных норм и международных европейских стандартов». Документом предусмотрена разработка и внедрение в Украине 14 программ стандартов, соответствующих международным и европейским, в том числе и для изделий легкой промышленности: волокон, текстиля и текстильных изделий, детских игрушек и игр, одежды и постельного белья, кожи и обуви и т.д.

Увы, процесс развивается не столь динамично, как хотелось бы. A предыдущие годы работы по стандартизации финансировались исключительно по остаточному принципу. В результате из полутора тысяч нормативных документов, действующих на сегодня в легкой промышленности страны, европейским и международным нормам соответствует менее десятой части. Лишь в 2001 году — впервые за годы независимости — в законе о Государственном бюджете Украины отдельной строкой предусмотрены целевые ассигнования на гармонизацию украинских стандартов с международными и европейскими.

Коренным образом ситуация должна измениться с введением в действие Закона Украины «О стандартизации», принятого Верховной Радой во втором чтении 17 мая с.г., где закреплен основополагающий принцип международной стандартизации — добровольности применения национальных стандартов. Обязательные же требования по безопасности продукции переносятся в законодательные или нормативно-правовые акты, такие, как технические регламенты.

Организационно-методическим центром по координации работ по гармонизации нормативных документов в легкой промышленности с европейскими и международными стандартами назначен УкрНИИ переработки волокон, на базе которого создан технический комитет по стандартизации Украины «Легкая промышленность» — ТК 125. 17 проектов стандартов, разработанных комитетом в прошлом году, идентичны соответствующим стандартам ISO (международной организации по стандартизации), учитывают все рациональные положения нашей стандартизации и уже внедряются в качестве государственных стандартов Украины.

О сертификации

Сегодня из огромного ассортимента товаров легкой промышленности обязательной сертификации (т.е. оценке соответствия установленным нормам и правилам по показателям безопасности для здоровья людей) в Украине подлежит первый, прилегающий к телу слой детской одежды, некоторые хлопчатобумажные и смешанные ткани, а также детская обувь, кроме резиновой, резиново-текстильной и литой. Санитарные нормы и правила регламентируют лишь сырьевой состав, воздухопроницаемость, гигроскопичность и удельное поверхностное электрическое сопротивление. Это касается только текстильных материалов и изделий из них. Указанные показатели опосредованно определяют безопасность продукции, в то время как современный покупатель желает быть уверенным, что вещь, которую он приобретает, не содержит токсичных веществ (или содержание этих веществ не превышает установленных пределов) и что эта продукция не представляет угрозы для его здоровья и здоровья детей.

В основе международных стандартов, определяющих качество и безопасность текстильных материалов, лежат в том числе и нормы «Международной ассоциации по проведению научных исследований и испытаний в области экологии текстильного производства» (ЭКО-ТЕКС), в которую входят 12 промышленно развитых стран ЕС. Стандарты ЭКО-ТЕКС предусматривают определение на ткани тяжелых металлов, формальдегида, хлорированных соединений, пестицидов, гербицидов и др. токсичных и канцерогенных веществ. О том, что продукция безопасна, потребителя информируют с помощью соответствующих этикеток ЭКО-ТЕКС, размещенных на упаковке. Такая продукция появилась уже и на рынке Украины.

А что у нас? Институтом экогигиены и токсикологии им. Л.И.Медведя и УкрНИИ переработки волокон уже разработан проект ГОСТа «Материалы, одежда и изделия из них. Основные требования гигиены», отвечающий требованиям стандартов ЭКО-ТЕКС. Проект прошел экспертизу и находится на согласовании. Когда документ будет введен в действие, то установить соответствие изделий его требованиям можно будет лишь с помощью применяемой в той или иной форме сертификации.

Скажется ли это на стоимости отечественных изделий, о чем уже поспешили сообщить некоторые средства массовой информации? Утверждения, будто сертификация мешает производителям настолько, что они почти полностью прекратили выпуск товаров для детей, не выдерживают никакой критики. Расчеты показывают: стоимость сертифицированной пары детской обуви в сравнении с несертифицированной повышается не более чем на 5—10 коп. для крупных промышленных предприятий. Для малых предприятий из-за незначительного объема выпуска продукции этот показатель, естественно, повыше.

Причину «нелюбви» производителей к детскому ассортименту, вероятно, следует искать в другом. В развитых странах стоимость мужской, женской и детской пары обуви практически одинакова, т.к. трудозатраты и расход материалов разнятся незначительно. Мы же привыкли к серьезным различиям в цене. Но без государственных дотаций на детский ассортимент, как было до развала Союза, в современных условиях предприятия не могут поддерживать низкие цены. Поэтому высококачественная детская обувь отечественного производства оказывается неконкурентоспособной по цене с низкокачественной, но дешевой контрабандной китайской и тайваньской. Ну а некачественная обувь украинских производителей, естественно, процедуру сертификации пройти не может.

В некоторых публикациях утверждается, что в развитых странах государство не вмешивается в политику предприятий относительно качества и им не мешают работать всякие метрологи и экологисты. Все якобы решает рынок. На самом же деле в странах ЕС существует Союз производителей обуви и кожи, который в своей деятельности обязательно руководствуется директивами ЕС по качеству и маркировке обуви. В Германии, например, сырье и материалы, из которых изготавливается обувь, предприятие не реже одного раза в год должно испытывать в независимых аккредитованных лабораториях. Со стороны государства надзор за соблюдением санитарно-гигиенических требований осуществляет государственный орган по контролю промышленных предприятий. Проверку и калибровку измерительных средств производят аккредитованные лаборатории. Для упаковки продукции используются материалы, которые разрешены законом Германии и безопасны для людей. По этому же пути идет и Польша. Отметим, что в Украине обязательная сертификация продуктов питания не помешала предприятиям пищевой отрасли вернуть внутренний рынок и достаточно успешно завоевывать внешний.

Между тем опыт проведения обязательной сертификации продукции как отечественного, так и зарубежного производства в системе государственной сертификации Украины — УкрСЕПРО (в легкой промышленности введена в 1996 году) выявил, что ее механизмы нуждаются в совершенствовании, а перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, — в актуализации. Сертификаты соответствия, выданные УкрСЕПРО, признаются только в Украине и странах СНГ, в то время как предприниматели желают, чтобы этот документ признавался также и в странах дальнего зарубежья.

Введенный в действие 13 июня с. г. закон «О подтверждении соответствия» вводит этот процесс в совершенно новое правовое поле. Вместо обязательной сертификации (согласно существующему на сегодня перечню продукции, подлежащей обязательной сертификации) будет применяться декларация производителя о соответствии установленным требованиям для отдельных видов продукции. Следует подчеркнуть, что декларация — это не просто очередная бумажка, а юридический документ, заполнение которого производителем и станет завершающей фазой контроля за качеством и безопасностью изготовленной продукции.

Этим же законом вводится новое понятие — «технический регламент по подтверждению соответствия». Им устанавливаются обязательные требования по безопасности для жизни, здоровья людей, охраны окружающей среды. Такие регламенты будут разрабатываться органами центральной исполнительной власти, уполномоченными Кабинетом министров для тех видов продукции, которые будут признаны потенциально опасными. Предусматривается широкое применение добровольной сертификации, на которую нынче идут даже всемирно известные фирмы со столетней историей с целью убедить потребителя, что он покупает лучшее из всего имеющегося на рынке.

Введение закона «Об аккредитации органов по оценке соответствия» должно привести украинскую систему аккредитации в соответствие с требованиями международных правил и процедур в сфере оценки соответствия. Будем надеяться, что это откроет стране путь к признанию национальной системы технического регулирования в странах ЕС и других государствах. Со всеми вытекающими последствиями.

О системах качества

Многие фирмы, работающие в условиях реальной конкуренции, смогли выжить и динамично развиваться только благодаря ориентации на качество и организации внутрифирменных систем по его обеспечению. И сегодня переговоры о любых коммерческих соглашениях начинаются с вопроса, разработана ли на предприятии система качества как минимум с учетом требований международных стандартов ISO 9000. Во многих странах такие системы зарегистрированы на десятках тысяч предприятий (в Украине они внедрены не более чем на двух-трех сотнях). Точнее цифры назвать трудно, т.к. зарубежные организации, такие как Бюро Веритас, ТЮФ-Норд, ТЮФ-Рейланд, выполняя в нашей стране разработку систем качества, результаты своей деятельности в украинской системе сертификации — УкрСЕПРО — не регистрируют.

Многие зарубежные производители идут дальше и внедряют такие системы качества, как ТQM (тотальное управление качеством) и экологические системы управления качеством с учетом требований международных стандартов ISO 14000. Между тем в Украине вообще не сертифицирована ни одна система управления качеством окружающей среды, которая бы соответствовала стандартам серии 14000, в то время как в 84 странах мира, в т.ч. в Намибии, Тринидаде и Тобаго, Зимбабве такие системы уже внедрены и сертифицированы.

Разработка, внедрение и сертификация системы качества (оценка ее независимым аккредитованным органом) — достаточно дорогое мероприятие. И ряд стран оказывают существенную государственную поддержку своим предприятиям в их создании — как путем прямого частичного возмещения затрат на разработку и сертификацию систем качества, так и, в случае успешной сертификации, косвенными методами поощрения — выдавая государственные заказы, применяя льготное налогообложение или кредитование и др.

Так, в Венгрии, где численность населения раз в пять ниже, чем в Украине, системы качества внедрены на четырех тысячах предприятий. Такому положению дел способствовало 50-процентное возмещение предприятиям со стороны государства затрат на создание систем качества.

В Украине сейчас разрабатываются рычаги государственной политики, которая бы стимулировала развитие систем качества и выпуск конкурентоспособной продукции. В этом контексте трудно переоценить значение подписанного в феврале с.г. Указа Президента Украины «О мерах по повышению качества отечественной продукции». Принято решение о создании на базе Украинского государственного научно-производственного центра стандартизации, метрологии и сертификации (УкрЦСМ, г.Киев) совместного с международным техническим обществом Бюро Веритас (штаб-квартира во Франции) международного предприятия по сертификации систем качества — «Интерсерт».

УкрЦСМ аккредитован как орган по сертификации систем качества в украинской системе сертификации — УкрСЕПРО. Бюро Веритас является нотифицированным, т.е. уполномоченным Евросоюзом органом по сертификации систем качества в рамках требований европейских директив так называемого «нового подхода». Эти директивы касаются продукции машиностроения, электрического и телекоммуникационного оборудования, устройств медицинского назначения и др., так что, получив сертификат на систему качества в «Интерсерт», наши предприятия смогут существенно облегчить доступ своей продукции на европейские рынки.

Однако пока это лишь перспективы…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме