Между двух огней. Повышение тарифов ставит вопрос о качестве коммунальных услуг и «выпускает на волю» новые социальные проблемы…

25 февраля, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №7, 25 февраля-4 марта

С начала нынешнего года вступил в силу Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах», который предполагает, собственно, не повышение тарифов, а формирование их исходя из экономически обоснованных расчетов...

С начала нынешнего года вступил в силу Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах», который предполагает, собственно, не повышение тарифов, а формирование их исходя из экономически обоснованных расчетов. Законодатель не допускает выделения централизованных бюджетных дотаций на покрытие разницы в тарифах, а все полномочия по формированию тарифной политики передаются органам местного самоуправления, то есть в города и районы.

Особенно опасным этот процесс оказался для Крыма. Ведь до сих пор здесь тарифы формировали не города и районы, а Совет министров, и из-за его больших, по сравнению с местными органами власти, возможностей по выделению дотаций они поэтому были самыми низкими в стране. С другой стороны, как отмечалось на недавнем заседании Совета министров Крыма, в местных бюджетах не запланированы суммы на компенсацию разницы между тарифами на коммунальные услуги и их себестоимостью. Это породило противоречие между «философией» предприятий ЖКХ, не первый год мечтающих о «справедливых тарифах», и реальной экономикой, не позволяющей их установить.

«Перед нами возникли серьезные проблемы», — сказал министр финансов Александр Гресс. Процесс формирования тарифов на новой основе стал для Крыма настоящим ящиком Пандоры, который грозит выпустить на волю много проблем и конфликтов…

Альфа и омега коммуналки

Коммунальные тарифы — своеобразный заколдованный круг современной экономики. С точки зрения сугубо экономической, их необходимо давно и резко повысить по той простой причине, что они часто и на треть не покрывают расходы коммунальных предприятий. Правда, с точки зрения социальной, повышать их было нельзя, во-первых, из-за низкого уровня жизни людей, при котором многие были просто не в состоянии оплатить все сто процентов затрат, во-вторых, из-за давней советской привычки к дармовщинке. Люди до последнего надеялись, что «всемогущее» государство еще хоть раз придумает бесплатную льготу для жильцов.

С точки зрения политической, тарифы — один из самых больных вопросов для любой администрации. На нем имеют привычку играть все политические силы, особенно в преддверии выборов. Пытаясь не столько щадить кошелек населения, сколько выглядеть благотворителями в глазах избирателя, органы власти мирились с тем, что тарифы на жилкомуслуги покрывают затраты предприятий часто не более чем на 30%, и довели это хозяйство, что называется, до ручки. В Крыму тарифы не повышались с 1996-го — восемь лет! Например, по словам первого заместителя министра экономики Галины Веклич, «цены на воду были просто «коммунистические» — 17 коп. за кубометр, самый низкий показатель в Украине». За это время многократно возросла стоимость всех видов топлива, поэтому об экономике в жилищной сфере и говорить не приходится — она давно живет на дотациях и разных ухищрениях. Рано или поздно этот узел пришлось бы разрубать, невзирая даже на угрозу, что начавшиеся волнения пенсионеров в городах могут вымести из властных кабинетов всех чиновников. Но парадокс в том, что новые люди у власти должны будут пойти тем же путем, потому что ЖКХ подчинено тем же законам экономики, что и все остальные отрасли хозяйства, а его работники, часто добросовестные и старательные труженики, не могут не получать заработную плату.

И вот с принятием закона дело сдвинулось. Несмотря на возможное социальное недовольство, власти в городах и районах начали применять непопулярные меры. Получается, однако, не везде успешно.

Во-первых, сегодня уже очевидно, что, хотя закон принят полгода назад, с введением новых тарифов на жилкомуслуги в Крыму опоздали. По мнению премьера автономии Сергея Куницына, это случилось из-за неудовлетворительной работы местных органов власти и профильных министерств. «Я иначе как неудовлетворительно работу Рескомитета по жилищно-коммунальному хозяйству, руководителей городов вместе с Минэкономики оценить не могу, — подчеркнул он. — Никто ничего до первого января, к сожалению, не сделал, хотя было достаточно времени, чтобы разработать и ввести новые тарифы с нового года, ведь закон был принят более полугода назад…» Однако не чересчур ли резкой оказалась критика?

Казалось бы, такое простое действие — пересмотр тарифов, однако тем, кто этим никогда не занимался, оно оказалось не по плечу. По словам начальника Государственной инспекции по контролю за ценами в Крыму Натальи Смирновой, поселковые и сельские советы Крыма не в состоянии самостоятельно утвердить экономически обоснованные тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Там физически нет специалистов, которые могли бы грамотно провести пересчет с учетом всех особенностей региона и норм законодательства. Г-жа Смирнова высказала мнение, что поселковые и сельские советы должны делегировать свои полномочия по утверждению тарифов на жилищно-коммунальные услуги городским и районным советам, «а то напринимают, а потом мы не будем знать, что с ними делать». Однако достаточно ли нужных специалистов в районах — опять-таки вопрос риторический…

Впервые в жизни

На самом деле проблема оказалась еще сложнее, ведь всю нашу жизнь тарифы на услуги ЖКХ были… просто произвольными. Никогда — ни в Советском Союзе, ни уже в Украине — их никто экономически не обосновывал и не пытался подчинить экономическим законам. Поэтому оказалось, что чиновники на местах вдруг неожиданно для себя получили задание решить задачу, которую никогда раньше не решали.

Между органами власти уже начался ожесточенный спор. С одной стороны, министр финансов Александр Гресс утверждает, что низкие тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения не являются причиной плохого состояния отрасли. Анализ, проведенный в прошлом году Минфином совместно с Министерством экономики и Рескомитетом по жилищно-коммунальному хозяйству, показал, что некоторые коммунальные предприятия, в частности «Крымтеплокоммунэнерго», именно благодаря низким тарифам без особых трудов получали дотации из республиканского бюджета.

С другой стороны, по мнению, например, председателя Джанкойского райсовета Станислава Жакова, расценки на уровне себестоимости будут непосильны для населения, а устанавливать их ниже — значит, опять поступить произвольно, вопреки требованиям экономики. И, по существу, оставлять все как было. В свою очередь, заместитель министра экономики Крыма Светлана Верба считает, что увеличение тарифов на услуги ЖКХ для населения хотя бы до уровня половины их себестоимости позволит значительно выровнять ситуацию и хотя бы приблизиться к экономически обоснованным решениям. Сейчас же, пока одни недоплачивают, тарифы для других потребителей безбожно завышены. По мнению замминистра, «предприятия отрасли перекладывают основную нагрузку по оплате услуг с населения на организации, некоторые предприятия вынуждены платить даже по 13 гривен за кубометр воды». А ведь есть еще проблема повального отсутствия у потребителей счетчиков, что позволяет коммунальным предприятиям завышать объемы оказанных услуг и таким способом компенсировать низкие тарифы…

Удается ли выровнять ситуацию при новых подходах? Посмотрим, как подошли к проблеме, например, в Ялте. Прежде чем вынести вопрос на сессию, здесь решили рассмотреть все его нюансы на заседании исполкома. По информации начальника горводоканала Дмитрия Намяка, из-за разницы тарифов основную долю затрат по оплате водоснабжения и водоотвода сейчас несут предприятия и организации курорта, хотя они потребляют только 28,3% воды, а население — 71,7%. Перекос налицо. При нынешних тарифах для населения — 35 коп. за кубометр затраты возмещаются всего на 30%. Дмитрий Намяк предложил увеличить тарифы за водопотребление и водоотвод для населения с 35 до 87 коп. за кубометр. Такой шаг позволит сразу же решить несколько очень актуальных для курорта задач: поэтапно перевести город на круглосуточную, а не по графику, подачу воды, направить средства на ремонт существующих сетей, повысить заинтересованность жителей в экономии воды и в установке счетчиков.

Помимо увеличения тарифов, начальник ЖКХ курорта одновременно представил Программу развития системы водоснабжения Большой Ялты на 2005—2007 годы. В ней определены принципы зонирования города по водоснабжению, конкретные мероприятия и затраты по каждой зоне, необходимые для круглосуточной подачи воды. «Мы понимаем, что повышение тарифов не обрадует ялтинцев, но вынуждены пойти на этот шаг, — сказал городской голова Ялты Сергей Брайко. — На малообеспеченных и незащищенных слоях населения повышение не отразится, так как они получают субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг. Горисполком со своей стороны предусмотрит средства для установки таким категориям граждан приборов учета».

Помимо увеличения тарифов на водоснабжение, в Ялте приняли решение повысить квартплату: для домов с лифтами — с 23 до 40 коп. за квадратный метр, для домов без лифтов — с 23 до 29, с частичными удобствами — с 19 до 24 коп. Тарифы на газоснабжение, теплоснабжение и электроэнергию для населения пока остаются без изменений.

Идеал недостижим, но все же…

Итак, как мы уже отмечали, решающее слово в процессе повышения тарифов принадлежит сессиям местных советов. Согласно закону, Кабинет министров Украины должен был прислать на места свои рекомендации и методику расчета, однако по известным причинам до сих пор это сделано не было. По словам Сергея Куницына, правительство автономии не имеет по новому законодательству правовых основ для «назначения» тарифов, а может только рекомендовать их. Поэтому в Крыму приняли решение, в котором определили лишь главные параметры тарифной политики.

В разных городах — разные цены, потому что и затраты на подачу воды в крымской горной местности разные. Одно дело — качать воду из Днепра в равнинный и близкий Красноперекопск, другое дело — в Ялту и Алушту через горный хребет. Так, городскому совету Симферополя рекомендовано утвердить тариф на услуги водоснабжения на уровне 82 коп. за кубометр воды для хозяйственно-питьевых нужд и 1,63 грн. за кубометр для технических нужд (полива, водопоя скота, мойки автотранспорта), на услуги водоотвода — 20 коп. за кубометр стоков. Красноперекопскому горсовету — 47 коп. за подачу кубометра воды, 1,19 грн. за подачу воды технической и 47 коп. за отведение стоков. А вот для дальнего Щелкино — 3,10 грн. за кубометр, 3,45 грн. за техническую воду и 2,57 грн. за отведение стоков. На практике же местные органы власти таких рекомендаций не придерживаются, а все делают по-своему. Например, в Судаке тариф на газоснабжение жителей установлен на четверть ниже, чем рекомендовано правительством.

Но все это, однако, сизифов труд, поскольку в нынешних условиях достичь того, чтобы все платили за жилкомуслуги столько, сколько они стоят, все равно невозможно. Так что дотирования отрасли избежать вряд ли удастся. Только теперь этот груз с общегосударственного бюджета взяли да и переложили на местные, а уж тем предстоит выкручиваться, кто как сумеет.

Понятно, что этот процесс не может идти гладко. Так, первый опыт введения новых тарифов в Красноперекопске привел к конфликту. Депутат горсовета Андрей Калашников утверждает, что столь поспешный процесс введения новых тарифов в городе нарушил Конституцию Украины и сам Закон «О жилищно-коммунальных услугах», в которых сказано, что никакие решения власти не могут ухудшать положение граждан, а значит, прежде чем повысить тарифы, следовало поднять уровень жизни населения.

Проанализировав фактические тарифы, введенные в городе, группа специалистов пришла к выводу, что горожане пока оплатить их не в силах. Так, несмотря на рекомендации Совмина, фактически горводоканал повысил стоимость своих услуг в 3,5 раза, отопительные сети — в 1,3, цена горячего водоснабжения возросла в 1,52 раза. Причем, отмечает депутат, качество услуг осталось на прежнем уровне: никто не стал чаще вывозить мусор, никто не обещает бесперебойную подачу горячей воды. А причина в том, что предприятия ЖКХ в новых условиях продолжают работать, как и раньше, спустя рукава: не заботятся о снижении себестоимости услуг, не внедряют ресурсосберегающие технологии, практически никогда не производят перерасчет размера оплаты своих услуг при их неполном предоставлении и даже при полном невыполнении договорных условий. Г-н Калашников подсчитал, что для оплаты своего проживания жители Красноперекопска должны зарабатывать не менее 800 гривен в месяц, а сейчас средняя зарплата, например, на ООО «Бром» — 445 гривен. Отсюда предложение: введенные тарифы направить на повторную экспертизу в Минэкономики и нерациональные затраты из них исключить.

Впрочем, возможен и другой путь: выстроить граждан в очередь за субсидиями. Тем более что, по данным Минэкономики, Крым крайне незначительно использует государственную систему субсидий, находится по этому показателю на последнем месте среди регионов Украины. Из выделенных в прошлом году на эти цели 8 млн. грн. в виде субсидий выплачено только 3 млн. Про данным министра финансов Александра Гресса, субсидиями воспользовались всего 4% от общего числа потребителей услуг, хотя в целом по Украине ими пользуются 11% жильцов. Поэтому повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения позволит коммунальным предприятиям Крыма дополнительно получать из государственного бюджета как минимум 5 млн. грн. в год.

С введением нового порядка формирования тарифов на жилкомуслуги связаны и определенные надежды. Возможно, потребители перестанут, наконец, страдать от вечных споров между тепловиками и газовиками о том, кто кому и сколько должен. Так, в одном из микрорайонов Симферополя уже в январе котельные вдруг отключили тепло. Заместитель министра топлива и энергетики крымского правительства Вадим Жданов объяснил это тем, что «Крымгаз» в разгар отопительного сезона отключил 12 (!) котельных «Крымтеплокоммунэнерго» из-за неоплаты потребленного газа. Оказалось, что уровень оплаты коммунальщиков «Черноморнефтегазу» составляет всего 10%, а «Крымгазу» — около ноля. Но где же возьмет деньги «Крымтеплокоммунэнерго», если потребители просто не платят.

Поэтому на местах, несмотря на всю непопулярность этой меры, органы власти стараются не медлить с ней и ввести новые расценки как можно быстрее. К середине февраля в Крыму из десяти городов расценки пересмотрели уже шесть: Ялта, Красноперекопск, Саки, Армянск, Судак, Раздольное. По информации Галины Веклич, новые тарифы в них выше прежних на 30—92%. В других городах вопрос также рассматривался, но коммунальщики не сумели убедить депутатов в необходимости этой меры. «Через год выборы, и они сегодня не хотят портить свой имидж. Они хотят быть хорошими», — отметила Галина Веклич.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно