Металлические слезы - Новости экономики. Обзоры экономической ситуации в Украине и мире. - zn.ua

Металлические слезы

10 октября, 2008, 14:44 Распечатать

Когда украинская металлургия подхватывает насморк, страна заходится в надсадном кашле. Правило не новое, но все так же актуальное.

Когда украинская металлургия подхватывает насморк, страна заходится в надсадном кашле. Правило не новое, но все так же актуальное.

Роль отрасли в экономическом развитии страны можно проиллюстрировать на простом и наглядном примере.

Для функционирования народного и коммунального хозяйства Украина должна закупать газ. Что обходится ей в 23 млрд. долл. в год. Так вот, до последнего времени именно металлургия, дающая
27 млрд. долл. прибыли от экспорта, обеспечивала приток необходимой для закупок газа валюты.

Едва такой баланс меняется — проблемы начинаются практически сразу. Летнее падение мировых цен на металл уже в сентябре привело к сокращению золотовалютных резервов страны, а в октябре — к панике на межбанковском рынке и резкому скачку курса доллара.

Причина проста: в стране стало меньше денег, а у внешних инвесторов — больше сомнений в ближайших перспективах ее экономики.

Причем о надвигающемся кризисе металлурги говорят давно. Ведь основная причина падения ценовой конъюнктуры кроется не только и не столько в сезонности потребления металлопродукции.

Нынешнее падение цен и продаж прямо вытекает из разразившегося глобального финансового кризиса и резкого замедления темпов мировой экономики. И если падение спроса на металл в США и ЕС давит цены вниз, то растущие объемы экспорта стали из Китая вызывают обострение конкуренции на рынках Юго-Восточной Азии, что еще более усиливает эффект снижения цен.

Спад спроса на мировом рынке металлопродукции отразился и на украинских производителях. Уже с середины июня меткомбинаты были вынуждены начать снижать экспортные цены на свою продукцию. Заодно упали цены и на внутреннем рынке. Отчасти этим защищали свои позиции от экспансии зарубежных поставщиков. Тем не менее стимулировать спрос внутри страны не удалось…

Правительственная политика, направленная на снижение темпов инфляции, обернулась в середине лета рядом негативных для металлургов тенденций. Ограничение денежной массы в обращении и ревальвация гривни спровоцировали в Украине строительный кризис, который, в свою очередь, привел к снижению темпов строительства и, как следствие, внутреннего потребления металла.

Значительное количество новых проектов было заморожено еще на начальных стадиях. В итоге спрос продолжил падение. По данным металлургов, сейчас из 36 доменных печей в Украине почти половина либо остановлена, либо работает на «тихом ходу». На комбинате им. Ильича из шести домен полноценно работает одна...

В ведущем металлургическом центре страны, Донецкой области, ежесуточное производство жидкого чугуна снизилось с 49—50 до 31—32 тыс. тонн. Председатель правления ОАО «ММК им. Ильича» Владимир Бойко уже заявил, что зарплата за сентябрь работникам предприятия будет выплачена в уменьшенном объеме.

В целом по стране ситуация аналогичная. В зависимости от сортамента снижение производства составило порядка 30—40%.

Вице-президент консорциума «Индустриальная группа» Александр Пилипенко отмечает: «Кризис на рынке, безусловно, есть. Он связан с тем, что Украина потребляет всего лишь порядка 25% производимого металла, остальное она экспортирует.

Вот поэтому мировая конъюнктура ударила и по Украине. Прежде остановка доменных печей была на Украине только один раз — во время Великой Отечественной войны. И теперь государство должно думать, что сделать, чтобы такое не повторилось.

Необходимо вмешиваться и смотреть на тарифы на электроэнергию, стоимость газа и многие другие вещи, которые связаны с металлургией. Надо понять, что железная дорога — это не способ заработать деньги для бюджета, это кровеносная артерия экономики страны. Она должна способствовать экспорту. А не только зарабатывать дивиденды, или чтобы какие-то чиновники на этом кормились.

Сейчас государство должно начать сразу и немедленно возвращать НДС металлургам. Потому что если ляжет металлургия, лягут 40% всей промышленности: шахты, железная дорога, порты».

Главная проблема ГМК Украины — в отсутствии существенных запасов прочности на большинстве металлургических предприятий. Политика, когда отрасль рассматривалась исключительно как дойная корова, уже привела к резкому ухудшению условий ее функционирования.

Непрерывный рост затрат на сырье, энергоресурсы, оборудование и железнодорожные перевозки лишил украинских металлургов последнего конкурентного преимущества — относительно невысоких цен. Сейчас себестоимость производства тонны жидкой стали в среднем по стране достигла
520 долл. У ряда предприятий она еще выше.

Рентабельность некоторых производителей составляет около 7%, что недостаточно не только для модернизации, но даже для простого воспроизводства основных фондов. Это значит, что в условиях длительной рецессии на рынке (а к ней все и идет) такие производители окажутся на грани банкротства. Напомним, очень часто речь идет о градообразующих предприятиях.

До сих пор принимаемые государством меры были половинчатыми. Политики и правительство почему-то посчитали, что к 1 октября кризис, словно по мановению волшебной палочки, закончится. На Печерских холмах, похоже, до сих пор не поняли, что кризис действительно мировой и необходимо принимать антикризисные меры, поддерживая металлургию как основу экономики.

Сейчас каждое государство Евросоюза и США принимает меры для спасения рынка. И неважно, идет ли речь о государственных компаниях или частных, это единая экономика страны. В Украине уже сегодня сложилась ситуация, когда решение ряда проблем также невозможно без реальной поддерж­ки государства.

Если отечественные металлургические компании не успеют в кратчайшие сроки реализовать свои инвестиционные программы комплексной модернизации, Украине грозит полномасштабный технологический дефолт…

Как следствие, сократится основной источник валютных поступлений. А это уже и резкие скачки курса (прелести которых уже наблюдались в начале октября), и резкий рост инфляционных процессов — то есть как раз то, с чем вроде и боролись.

А далее — все по накатанной в 90-е колее. При высокой инфляции банки свертывают долгосрочные инвестиции, ограничиваясь лишь краткосрочным кредитованием торговли. Процентная ставка при этом устанавливается таким образом, чтобы не только обеспечить прибыль, но и перекрыть инфляцию. Возросшая плата за кредит не позволяет предпринимателям обновлять производство, поскольку новое оборудование окупает себя лишь спустя годы. Ну а на выходе имеем изношенное оборудование у экспортеров, потерянные рынки и новую спираль инфляции.

Ряд проблем носит и инфраструктурный характер. К примеру, украинскую металлургию откровенно дестабилизирует постоянно усиливающийся дефицит необходимых для коксохимического производства марок коксующихся углей. Ранее эта проблема решалась путем импорта российского угля. Однако в связи с ростом металлургии в самой РФ этот источник уже иссяк. К тому же мировая цена на кокс за последний год практически удвоилась, достигая по ряду контрактов 650 долл. за тонну, что тяжким бременем ложится на себестоимость производителей.

Образовавшийся дефицит коксующихся углей может быть покрыт только импортом из-за океана, т.е. из Австралии и Америки. Для чего пока нет портовых мощностей. А для их создания нужна продуманная государственная политика.

Словом, без партнерства государства и бизнеса радикальное обновление сталелитейного сектора невозможно.

Нужно в кратчайшие сроки ликвидировать узкие места в инфраструктуре (в первую очередь, транспортной).

Нужно разобраться с тарифами монополистов как транспортных, так и энергетических.

Необходимо в кратчайшие сроки сформулировать и реализовать эффективную промышленную политику, направленную на комплексное решение ключевых проблем металлургической отрасли и связанных отраслей, в том числе инфраструктурных.

Предстоит выработать внятную инвестиционную стратегию. В частности, создать максимально льготные условия для проведения модернизации предприятий горно-металлургического комплекса. Речь идет об освобождении от уплаты ввозной пошлины на оборудование и комплектующие для модернизации предприятий отрасли.

Нужно решать вопросы ускоренного возврата уплаченного налога на добавленную стоимость, разбираться с многочисленными накрутками на стоимость импортированного газа и проч.

И многое из вышеприведенного списка нужно было делать «уже вчера».

Без срочной реализации антикризисных мер отрасль, а за ней и Украина в ближайшей перспективе окажутся в крайне тяжелом положении. Оно уже сейчас критическое, но не безнадежное. Кризис в отрасли уже отразился на выполнении предприятиями социальных программ, уровне отчислений в бюджеты. Но чиновникам все было недосуг.

Между тем в мире меняется многое, однако конкуренция в нем непрерывно усиливается. И ждать, пока мы решим все проблемы, никто не будет…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно