МЕСЯЧНИК ДЛЯ СИЗИФОВ

11 апреля, 2003, 00:00 Распечатать

Пригородные перевозки — самая большая проблема и на данный момент неизлечимая головная боль «Укрзалізниці»...

Пригородные перевозки — самая большая проблема и на данный момент неизлечимая головная боль «Укрзалізниці». Тут сталкиваемся с парадоксом, присущим, возможно, только нашей экономике: самый социально значимый и массовый вид транспорта одновременно является и самым убыточным. А разгадка весьма проста: ну не платит народ за проезд. Правда, тут государство само подало пример, не выплачивая зарплаты. И появилась железная отговорка: зарплаты нет — за билет заплатить нечем. Правда, и время прошло, и зарплаты появились, но народ упорно не платит ни за квартиры, ни за электричку.

Чего только железнодорожники не придумывали! Правда, на каждую дверь в электричке контролера не поставишь: много слишком дверей. Тогда, скажем, в Киевской дирекции железнодорожных перевозок Юго-Западной железной дороги придумали создать специальный летучий отряд по высадке безбилетных пассажиров. Проведено десятки рейдов по подвижному составу, высажено десятки тысяч (!) «зайцев». Правда, в начале выручка несколько поднялась. Но ненадолго. Тогда на станциях, где главным образом формируется пассажиропоток, стали ставить заслоны. То есть без билета в поезд уже не сядешь. Но, как говорится, нашу песню не задушишь — народ и тут приспособился. Если бы нашим демографам пришло в голову изучать заселенность Украины по диаграммам приобретения билетов по станциям, то у них мгновенно бы поехала крыша. Ибо они, демографы, обнаружили бы, что каждый день население небольшого пригородного поселка возрастает раз в пятьсот. Хотя объясняется все довольно просто: раз на платформу нельзя попасть без билета, то он покупается, но только до ближайшей станции.

В результате образуется заколдованный круг. Так как пригородные перевозки хронически убыточны, то, естественно, нет средств на обновление подвижного состава и о состоянии поездов уже ходят легенды. Пассажир же, прочно усвоив свои права потребителя, заявляет: вот когда условия перевозок станут человеческие, тогда и будем платить.

Новое ухищрение «Укрзалізниці» для повышения доходности пригородных перевозок — объявленный месячник имени этой самой доходности, который недавно завершился. Задачу поставили конкретную: повысить доходность на 25 процентов. Чисто технически все организовали примерно так. Были созданы летучие отряды численностью примерно человек в двадцать, куда входили «штабные» работники пассажирских служб, билетные кассиры с портативными кассовыми аппаратами, ревизоры-контролеры. Бригады укреплялись мощными ребятами из военизированной охраны и подразделений транспортной милиции. Их работа заключалась в непосредственном повышении доходности сначала путем уговоров безбилетных пассажиров оплатить проезд. В случае отказа «заяц» оказывался на перроне и грустным взглядом провожал уезжавшую без него электричку.

Результативность таких рейдов, на первый взгляд, была налицо. Только по Киевской дирекции железнодорожных перевозок, о которой мы уже упоминали (и вполне оправданно, поскольку треть всех пригородных перевозок Украины припадает на Юго-Западную дорогу, а на ней 35 процентов — именно на Киевскую дирекцию), среднемесячная выручка от электричек повысилась на 52 процента, а высажено было ни много ни мало — 14 тысяч безбилетников. Причем в феврале тут добились дохода до 32 гривен в сутки, тогда как в самый горячий дачный месяц июнь та же цифра составляла всего 30. Что ж, результат достигнут?

Увы! Подобный месячник для сизифов на «Укрзалізниці» уже не первый. Практика показала, что после такого мероприятия народ берет билеты еще недельки две в силу инерции. Затем же выручка падает на еще более низкую отметку, чем до месячника. Оно и понятно: народ старается вернуть деньги, вынужденно вложенные в экономику железных дорог. В таком случае возникает вполне закономерный вопрос: ради чего было реанимировать отголоски старых добрых социалистических месячников? Раньше такие мероприятия, понятно, проводились исключительно ради создания видимости бурной деятельности. Так это было при плановой экономике, и на результаты особо никто не рассчитывал, да ими никто, кроме начальства, собственно и не интересовался. Тогда во имя чего было устраивать массовые инквизиции по вагонам, отрывая, кстати, массу людей от выполнения их прямых обязанностей по железнодорожным ведомствам. А не пора ли радикальнее посмотреть на проблему?

Радикализм этот заключается в пересмотре самого принципа формирования железнодорожных тарифов на пригородные перевозки. По мнению специалистов, любые заслоны и турникеты на станциях формирования пассажиропотока, как и проверки контролеров-ревизоров, могут принести результат только в том случае, если поступиться этими самыми принципами. Речь идет об укрупнении тарифных зон, увеличении их примерно километров до ста. Аналогию нам подсказывает довольно распространенное в стране движение маршрутных такси. Неважно, сколько вам нужно проехать — до конца маршрута или всего квартал, — стоимость поездки все равно гривня. И, что характерно, никого это не возмущает. Пожалуй, целесообразно то же самое сделать и на железной дороге. Пусть цена билета до ближайших станций будет чуть завышена, а до конечной — занижена. Зато получим большой процент гарантии, что проезд будет оплачен. Ведь как иначе: на платформу без билета попасть невозможно, а стоит билет среднюю сумму в пределах этой укрупненной тарифной зоны. Возможно, уже пришло время для радикальных мер. Иначе железнодорожные сизифы так и будут толкать свой камень ради повышения доходности от пассажирских перевозок на каждом следующем субботнике или месячнике, а он то и дело будет сваливаться под гору человеческого упрямства.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №20, 26 мая-1 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно