МЕСТЬ «СТАРОЙ» ЭКОНОМИКИ

6 октября, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №39, 6 октября-13 октября

На Западе «старой» экономикой называют энергетическую лихорадку 80-х годов, когда развитые страны...

На Западе «старой» экономикой называют энергетическую лихорадку 80-х годов, когда развитые страны мира задыхались от космических цен на энергоресурсы, охватывавшие мировую экономику кризисы сметали правительства, а в моду входили малолитражные автомобили с небольшим расходом топлива. Экономический бум 90-х по контрасту назвали «новой» экономикой. Наблюдая сегодня стремительное распространение последствий резкого роста цен на нефть, мы можем предположить, что из небытия восстали призраки прошлого. И бродят они по экономическим просторам не только Европы, но и всего мира.

В прошлом году, когда стоимость нефти начала постепенно повышаться от отметки в 11 долларов за баррель (рекорд декабря 1998-го), никто не выражал по этому поводу особого беспокойства. Даже когда несколько месяцев назад она достигла 30 долларов за баррель, большинство экспертов ожидали, что этот всплеск будет кратковременным. Однако несмотря на то, что страны ОПЕК трижды принимали решение о повышении объемов добычи нефти, ее цена неуклонно повышалась, стремясь к своему рекорду десятилетней давности, установленному в период подготовки к операции «Буря в пустыне». Параллельно происходит и рост стоимости других энергоресурсов — цены на тот же природный газ также близки к своему новому рекорду.

Сейчас мало кто предсказывает, что в результате происходящего мировую экономику ожидает новый спад. Однако без последствий нынешний катаклизм точно не пройдет. И если богатые государства, по мнению экономистов, будут ощущать затруднения только в некоторых отраслях экономики, то зависящим от экспортной нефти и тем, которые победнее (Индии, Таиланду и даже Южной Корее), суждено пережить всеобъемлющий кризис.

Итак, какова же общая перспектива? Большинство экспертов уверены, что в обозримом будущем цены на нефть скорее всего останутся неустойчивыми и высокими по нескольким причинам. Во-первых, запасы нефти в мире остаются не столь уж и значительными. Страны ОПЕК уже достигли предела того, что они могут добывать без привлечения новых инвестиций, имеющих в свою очередь длительный период освоения.

И западные нефтяные компании, отказываясь верить, что высокие цены на нефть — это всерьез и надолго, воздерживаются от дополнительных расходов на разведку новых месторождений и более активную разработку эксплуатируемых. В связи с этим эксперты из Goldman, Sachs & Co. ожидают в ближайшие 12—18 месяцев «серии блуждающих кризисов», не исключая и возможность повышения цен на нефть до 50 долларов за баррель.

Однако не все настроены так пессимистично. Многие аналитики уверены, что происходящее сегодня на рынке энергоносителей не будет продолжаться долго. Для мировой экономики наилучшим сценарием было бы падение цен на нефть и газ до более разумных и умеренных значений. Этого можно было бы добиться путем комбинации повышения объемов добычи «черного золота» с уменьшением спроса на него, что неизбежно привело бы к падению цен. Но даже оптимисты не рассчитывают на то, что они упадут серьезно, — по их мнению в начале 2002 года один баррель нефти будет стоить ориентировочно 27 долларов.

Как бы там ни было, пока цены на энергоносители остаются высокими, финансовым системам многих стран придется довольно туго. Дело в том, что такие ценовые всплески порождают не только рост инфляции, но и за счет снижения покупательной способности потребителей замедляют экономическое развитие в целом. Эти же причины вызвали знаменитую стагфляцию (экономический застой при одновременной инфляции) 70-х годов. С такого рода кризисом центральные банки большинства стран мира не могут бороться обычными средствами, повышая или снижая процентные ставки. Посему дороговизна энергоносителей в конце концов станет причиной существенного замедления развития мировой экономики, снижения потребительского спроса, сокращения инвестиций и раскручивания спирали всеобщего кризиса.

Причем затронет эта лавина всех. Начнем с США — страны, являющейся крупнейшим мировым потребителем энергоресурсов. В целом здоровье американской экономики не вызывает беспокойства — ожидается, что к концу года ее рост составит 5%, а уровень безработицы не превысит 4%. Тем не менее, этим летом американцы платили за энергоносители на целых 19% больше, чем год назад. За счет этого индекс потребительских цен в США в текущем году вырос на 3,5%. Пока что это серьезно не сказалось на стоимости другой продукции — товары первой необходимости подорожали всего на 2,4%. Экономисты объясняют это тем, что «новая» экономика является настолько продуктивной, что пока без труда компенсирует негативный эффект подорожания энергоносителей.

По мнению аналитиков Standard & Poor’s, если цена на нефть будет удерживаться на уровне 30 долларов за баррель, а к концу 2001 года упадет до 25 долларов, то экономический рост в США немного замедлится (в следующем году он составит 3,6%), инфляция составит 2%, а уровень безработицы вырастет до 4,5%. Не намного серьезнее для американской экономики будут и последствия роста цен на нефть до 40 долларов за баррель: в этом случае ее рост составит только 3,2%, инфляция повысится до 2,3%, а безработица — до 4,7%.

Даже сейчас очень просто определить, какие отрасли экономики окажутся наиболее уязвимыми. Некоторые компании уже начали активно реагировать на происходящее. Месяц назад служба срочной доставки почты United Parcel Service Inc., известная больше как UPS, впервые за последние 10 лет внесла в цены на свои услуги коррективы, связанные с подорожанием топлива, — увеличила стоимость всех отправлений на 1,25%. Большинство американских авиакомпаний в сентябре удвоили составляющую топлива в ценах на билеты. К тяжелым временам и аналогичным действиям готовятся и компании, занимающиеся железнодорожными и автомобильными перевозками.

С приближением зимы политический акцент и потребительский спрос в США перемещается от бензина к топливу для обогрева домов и природному газу. Цена последнего достигла 5 долларов за тысячу кубических футов, увеличившись за последний год почти вдвое, а стоимость нефти, используемой для отопления, выросла за тот же период на 80%.

Больше всего подорожание энергоносителей ударит по малообеспеченным людям. К примеру, эксперты автомобильной корпорации General Motors прогнозируют, что в результате нефтяного кризиса в первую очередь снизятся объемы реализации небольших дешевых пикапов, а уровень продаж дорогих автомобилей спортивного класса, потенциальные владельцы которых не обращают особого внимания на цену топлива, останется неизменным.

Причина того, что США переживают сейчас энергетический кризис значительно легче, чем двадцать лет назад, заключается в том, что в последнее время стране удалось сократить энергоемкость своей экономики. За последние пять лет рост промышленного производства в Соединенных Штатах составил 20%, а объемы потребляемой нефти увеличились только на 9%. Это и понятно — всему причиной является массовое использование американцами компьютеров и другой техники, потребляющей мало энергии.

За пределами США влияние энергетического кризиса более серьезно. Высокие цены на горючее уже вызвали массовые акции протеста в Европе. Увеличение расходов на закупку импортных энергоносителей превратили торговый баланс государств зоны евро из положительного в отрицательный. По прогнозам, высокие цены на нефть могут «урезать» значение европейского экономического роста в следующем году как минимум на полпроцента. А в Японии по этой же причине в 2001 году на 1,7 процента может уменьшиться общая прибыль корпораций. Еще больше от высоких цен на нефть могут пострадать развивающиеся страны. Тот же Китай, пытаясь смягчить надвигающийся удар, отменил планировавшееся ранее повышение налогов на топливо. Серьезные убытки понесли лидеры авиаперевозок в Юго-Восточной Азии — компании Thai Airways и Malaysian Airline System. Возникли проблемы даже у члена ОПЕК Индонезии: она ощущает нехватку дизельного топлива, которое почти полностью уходит за рубеж.

Даже нынешняя, в целом благоприятная, ситуация в США также может вскоре обостриться. Высокие цены на энергоносители могут «помочь» американскому Федеральному резерву решить задачу постепенного замедления промышленного развития страны и спасти ее от так называемого «экономического перегрева». Однако здесь возникает еще одна опасность — снижение потребительского спроса. К тому же повышение стоимости нефти обострит проблему привлечения в США зарубежного капитала. Неудивительно, что во втором квартале текущего года дефицит текущих статей американского платёжного баланса достиг рекордной величины — 106 млрд. долларов.

Оставаться абсолютно беззаботными американцы не могут. Однако не зная, что можно предпринять сегодня для предотвращения кризиса завтра, они вынуждены просто ждать дальнейших событий с надеждой на лучшее. Точно также, как и большинство из нас.

По материалам журнала Business Week
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно