«МЕРСЕДЕС» БЕЗ НДС, ИЛИ САГА О НУЛЕВОЙ СТАВКЕ

Поделиться
Законы, как известно, принимает парламент, а исполняет вся страна. Или не исполняет. Иногда даже не потому, что не хочет, а потому, что законов этих в глаза не видела...

Законы, как известно, принимает парламент, а исполняет вся страна. Или не исполняет. Иногда даже не потому, что не хочет, а потому, что законов этих в глаза не видела. Прежде, чем рассказать о новых налоговых законах, которые предстоит рассмотреть ВС, несколько слов о судьбе принятого в конце прошлого года Закона о налоге на прибыль предприятий («ЗН» №13). Дело в том, что с 25 января предприятия должны бы уже начать платить налог с прибыли по новому, более либеральному, закону, но его-то как раз и нет - ни в печати, ни «в работе». Конечно, закон будет, раз уж принят, но новейшая история обогатилась еще одним примером того, как политические резоны и властная дележка тормозят разумные, а главное, насущно необходимые экономические решения.

Как мы и предполагали, желание помахать кулаками после драки вызвали две основополагающие статьи Закона: та, в которой определяются принципы калькуляции себестоимости, и та, в которой говорится, что налог на прибыль предприятий поступает в распоряжение бюджетов местных, базового уровня, т.е. районных и городских. И если по поводу первой статьи нервничает Кабмин, которому хочется определять себестоимость в каждом отдельном случае самостоятельно, то уж под базовый статус налога на прибыль подведена внушительная политическая мина: мол, Закон о власти еще не принят, а уже создается экономическая основа будущего властного управления, подозрительно напоминающего президентский вариант. И пошло: Александр Мороз с трибуны жалуется, что задержка с подписанием закона вышла по вине председателя комиссии по финансам Виктора Суслова, юристы ВС лихорадочно ищут в законах - что же такое базовый уровень (и случайно не находят) - в общем, разброд и шатания. Если же оставить политикам политиково, то речь идет о соблюдении на местном уровне принципа минимальной бюджетной достаточности, ибо когда все средства отбираются центром и им же потом раздаются, неизбежны, говоря протокольным языком, «большие управленческие ошибки».

На основании опыта можно предположить, что следующему закону - о налоге на добавленную стоимость - «достанется» еще больше. Но по другим причинам.

Обложили меня, обложили...

Начнем с того, что налог на добавленную стоимость (НДС) - один из самых сложных для понимания налогов. Налогоплательщик, который вообще нервно относится к любым попыткам его чем-нибудь обложить, НДСа особенно не любит и не понимает. Властям, налог взимающим, НДС нравится, потому что он везде - при покупке, при продаже, при любом обороте. То, что оборачивающий народ всеми способами старается избежать НДСа или компенсировать потери от него, понятно. Ну а что же собой представляет НДС, как он начисляется?

В проекте нового закона ставка НДС - 20% (или 0%, но об этом попозже). Вы (предприятие) купили некий товар (сырье или еще что-нибудь), в цене которого уже заложен начисленный на него НДС, и купленное каким-то образом переработали (создали новую стоимость). Ясно, что при продаже произведенного нового продукта с вас тоже возьмут налог. Так вот, налог, который берется с разницы между первой входящей стоимостью и последней входящей стоимостью, и есть НДС.

Оставив в стороне многочисленные бухгалтерские тонкости, которые словами не описать, остановимся на двух принципиальных моментах, а именно: налогообложение импорта и экспорта. С начала существования системы НДС (еще времен СССР) реализация импортных товаров почему-то НДСом не облагалась. Авторы же проекта нового закона установили для себя некий Главный Принцип, независимо от того, откуда взялся товар - из Польши, России, Америки или он произведен в Украине, если он реализуется на территории Украины, с его продажи платится НДС. Статья, толковавшая об особенностях налогообложения импорта, рабочей группой вообще снята (см. Главный Принцип). По новому проекту закона, НДС взимается на границе - в момент пересечения товаром рубежей нашей родины. По твердому убеждению промышленного лобби, такая система взимания налога приводит к увеличению цены импортного товара. У рабочей группы на сей счет несколько иное мнение. Основано оно, в частности, на следующих - в нашем, упрощенном, случае - арифметических расчетах.

Мы установили, что любые обороты по реализации любых товаров - независимо от того, где эти товары произведены, являются объектом налогообложения. Предположим, что некое предприятие закупило импортной продукции на 100 крб. При ввозе в Украину - в момент пересечения границы - оно заплатило 20% НДС, т.е. 20 крб. в бюджет. Для простоты и наглядности забудем о прибыли и скажем, что цена реализации купленного импорта - 100 крб. плюс 20% того же НДСа (любая реализация - это цена товара плюс НДС). Т.е. предприятие реализует купленный товар за 120 крб., 20 крб. перекинуло на такой себе бухгалтерский счет №68. Мораль сей басни: 20 крб. поступило в бюджет, а предприятие реализовало товар по цене 120. То же самое с ценой произойдет, если НДС взимать в момент реализации. Но: снятие НДС на границе упрощает сбор этого налога, потому что после границы, когда товар попадает во внутренний оборот, часть его уходит в розницу, где в ходу наличные, часть товара попадает в СП, которые до последнего времени вообще никакого НДСа не платили и т.д. В общем, после границы уже не всех догонишь.

Еще одно обстоятельство: не взять НДС на границе означает для государства практически прокредитовать ввозящее предприятие, причем бесплатно. Если учесть, что в промышленности оборот происходит месяца за два и посчитать по ставке НБУ, получается, что за эти два месяца предприятие еще процентов 50 должно уплатить от суммы неснятого НДС, как от суммы кредита.

У предприятий наших, как водится, оборотных средств нет, чтобы НДС платить прямо на границе. В таких случаях обычно берут кредит, но поскольку с кредитами у нас сами знаете как, предлагается, по крайней мере на этот, 1995 год, пользоваться налоговыми векселями - на тридцать дней плюс проценты по учетной ставке НБУ.

Налоговые льготы - это еще интереснее, чем сами налоги. В старом законе таких льготных позиций было предусмотрено аж 34. Считалось, что если не взимать НДС при реализации, продукция будет дешевле на величину НДС. Если цены регулируются - такое утверждение не лишено смысла. Но... Цены отпущены, т.е. они определяются - если не в кристально чистом виде, то в высокой степени - балансом спроса и предложения.

«Когда говорят об освобождении импорта от НДС, я чувствую жесткую лоббирующую руку из-за кордона, - поделился впечатлениями один из авторов закона о НДС. - Огромная статья импорта - энергоносители, поставщик - Россия. У себя на границе она снимает НДС, в Украине этот налог с импорта не взимается - нефть из России приходит по цене без НДС, украинская - с ним, естественно, покупать будут ту, что дешевле. Таким образом Украина за счет недобора в собственном бюджете дотирует импортного поставщика».

В качестве льготы не взимался НДС при импорте сырья, комплектующих и т.д., которые идут для внутреннего потребления предприятия. И сразу сырьевые заводы Украины вылетели в трубу, потому что покупать сырье стало выгоднее за рубежом. Уголь, например, в Польше или в Кузбассе (в 1994 году Украина импортировала угля более чем на 200 млн. долл.), потому что разница в цене была обусловлена не только себестоимостью, но и НДСом. Достаточно вспомнить недавно нашумевшую аферу в масштабах всей страны, когда таможенный комитет, ссылаясь на договор о свободном режиме торговли с Россией и Беларусью (который не был ратифицирован ни с одной стороны), освободил от уплаты НДС товары, импортируемые из этих стран. Теперь философски настроенные граждане могут созерцать дополнительную дыру в бюджете.

Так для кого является льготой нулевая ставка НДС при импорте - для потребителя, как предполагалось? Мы уже выяснили, что нерегулируемые государством цены образуются не просто от затратных расходов, а от конъюнктуры (если речь идет не о монополистах, конечно). Таким образом, нулевая ставка НДС влияет не на снижение цены, а на увеличение нормы прибыли производителя. Постойте, но ведь с помощью нулевой ставки мы собирались защитить потребителя (детского питания, книжек на украинском языке или медикаментов - кто там у государства в списке защищаемых?). С этим благим намерением установили 0% НДС и в конечном результате подкормили только производителя, который цену все равно установит продажную, т.е. максимально возможную. Так что для успокоения популистски озабоченной части депутатов можно установить и нулевую ставку НДС на определенные группы товаров и услуг, но при этом не стоит забывать, что к конечной цене продукции она не имеет никакого отношения, а всего лишь увеличивает доход того, кто продает товар или услугу.

Именно этим обстоятельством вызвано, в частности, «жареное» разъяснение, поступившее в Главный арбитражный суд и подписанное руководителями четырех «экономических» комиссий ВС: поскольку-де НДС на импорт является новым налогом, совместные предприятия, в порядке льготы, от его уплаты освобождаются - на пять лет.

Ставка на своих

Экспорт, в отличие от импорта в Украину, не только не облагается НДС, но более того, суммы НДС, которые в принципе должны начисляться при экспорте, будут компенсироваться предприятию-экспортеру из бюджета. Т.е. тут уместна нулевая ставка НДС, с помощью которой, как мы уже говорили, стимулируется не потребитель, а производитель, в данном случае - экспортер. Дотация? Безусловно - непрямые дотации на экспорт практикуются в большинстве стран по молчаливому и общему согласию.

Таким образом, ставок НДС у нас запланировано две: 20% и 0%. Экспортируйте, господа. Потому, что пока у нас отрицательный платежный баланс и наш национальный доход увозится в другие страны в качестве процентов по долгам. Есть два способа сокращения дефицита платежного баланса за счет поощрения экспорта и, скажем так, не поощрения импорта: предложенная разница в ставках НДС или введение импортных пошлин. Второе - мера очень жесткая: это прямой налог, взимаемый при ввозе товара - независимо от того, продастся товар или нет. Если проводить аналогии жесткости с банковской сферой, то импортную пошлину по степени неприятности можно сравнить с высокими нормами резервирования: и то, и другое - очень грубый метод воздействия на экономику. Давайте не будем о печальном.

Результаты

Первым и естественным результатом принятия и - главное - действия нового закона о налоге на добавленную стоимость должно стать увеличение поступлений в бюджет - иначе зачем огород городить. Авторы предполагают, что в новом виде НДС принесет в бюджет 219 триллионов крб. Это только НДС на импорт, который составляет одну треть от общего сбора НДС. НДС «ловится» на границе и за счет этого размыкается порочный круг дармового кредитования налогоплательщика (идея с налоговыми векселями, помните?).

Кроме того, новое отношение НДС к импорту и экспорту вносит свою лепту в сокращение дефицита платежного баланса по принципу: больше экспорта - меньше импорта. А как же основная наша импортная статья - энергоносители? Действительно, критический импорт особо не сократишь, да и не об этом речь. Речь о необходимости найти такие постоянные статьи экспорта, которые обеспечивали бы стабильный приток необходимой для закупки критического импорта валюты. Но при девальвации национальной валюты импорт дорожает - до предела, после которого его просто покупать не станут. Наступил ли предел? После январского отпуска цен, после новых цен на туркменский газ и введения экспортных пошлин на российские энергоносители, этот предел, похоже, наступил. Как среагирует на это карбованец? С одной стороны, как уже было сказано, потребность в валюте огромная, значит, девальвация карбованца продолжается. С другой стороны, реанимация экспорта приведет к выравниванию спроса на карбованец и твердую валюту.

Для стабилизации платежного баланса нужно время. Но, по мнению специалистов, НДС на импорт приведет к более скорым результатам в финансово-кредитной сфере. Каким именно - зависит не только от того, сбалансирует ли импортный кнут экспортный пряник, и даже не только от того, что у нас 32% оборота - в тени. От политической конъюнктуры, к сожалению, результат самых благих намерений зависит не меньше.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме