МЭР ИЩЕТ ДЕНЬГИ

Поделиться
Конец весны - начало лета 1996 года харьковский мэр Евгений КУШНАРЕВ проводит в почти беспрерывных разъездах...

Конец весны - начало лета 1996 года харьковский мэр Евгений КУШНАРЕВ проводит в почти беспрерывных разъездах. Не успел вернуться из-за океана, тут же отправился в Страсбург. Все вояжи градоначальника были подчинены одной цели - презентации Харькова на международном уровне и поиску средств для вливания в больную экономику города.

- По объемам инвестиций Харьков до сих пор занимал двенадцатое место среди городов Украины...

- Я хорошо понимаю, что будущее Украины вообще и Харькова в частности во многом зависит от того, как мы будем работать с потенциальными инвесторами. За счет бюджета - государственного и местного - в ближайшее время серьезных сдвигов в городской экономике достичь невозможно. Поэтому крайне важно привлекать иностранный капитал, обеспечивать ему гарантии.

Мы стараемся предлагать инвесторам прежде всего такие проекты, в которых принимают участие местные органы власти, что создает дополнительные гарантии сохранности капитала. Я приведу несколько примеров. Это, во-первых, очень крупная и серьезная программа реконструкции центральной части города, проект создания деловой зоны в районе Левады. Это также очень важный для нас проект реконструкции действующего или постройки нового международного аэропорта. Сегодня мы снова возвращаемся к идее использования в качестве международного Чугуевского военного аэродрома с параллельным базированием военных и гражданских самолетов. Разрабатываем и программу создания харьковского Диснейленда, планируем постройку завода по переработке мусора.

Еще одно перспективное направление - программа строительства жилья для тех, кто в состоянии его оплатить. Мы ведем переговоры с Всемирным банком о получении кредита в размере около двух миллионов долларов, за счет которого собираемся полностью подготовить под застройку свободный участок, провести все необходимые коммуникации, а затем продать участки с аукциона застройщикам. Возможно, проведем тендер, в ходе которого одна фирма выиграет право на застройку. В этом случае с аукциона будут продаваться уже готовые дома. По нашим подсчетам, средства, полученные от аукциона, позволят выплатить кредит и проценты по нему, а оставшиеся деньги будут направлены на строительство жилья для тех, кто имеет право на его бесплатное получение.

Очень рассчитывая на иностранные инвестиции, мы не забываем и о внутренних резервах. Я имею в виду свободные средства населения. Сегодня успешно разивается проект первого муниципального займа. Мы выпустили местные облигации на 150 млрд. карбованцев. Прямо скажем, это небольшая сумма, но главное для нас на первом этапе - отработать механизм привлечения и использования средств, а также завоевать доверие людей. Средства займа пошли на приобретение автобусов, которые работают сейчас на коммерческих маршрутах нашего города. Уже дважды владельцам облигаций выплачивалась прибыль по итогам кварталов. Сейчас готовится второй займ размером в 400 миллиардов, а третий планируем довести до триллиона.

- Примерно месяц назад вы вернулись из Вашингтона, где принимали участие в конференции, посвященной инвестициям в Украину. Вы представляли там конкретные проекты и по возвращении заявили, что вам открылось новое понимание того, как надо работать с инвесторами. В чем его суть?

- Прежде всего в том, что кавалерийскими наскоками ничего не добьешься. Привлечение инвестиций - кропотливая и достаточно продолжительная работа. Представители фирм-посредников, которые занимаются поисками инвесторов, ознакомившись с нашими предложениями, сказали, что практически по всем проектам можно найти финансирование. Остается заключить генеральное соглашение с одной из таких фирм, и они за 3 - 5% от стоимости проекта будут искать нам партнера. Основная проблема заключается в том, что нас по-прежнему очень плохо знают. И по итогам одного визита, одного выступления в Торговой палате США рассчитывать на прочные партнерские связи не приходится. Есть несколько способов решить эту задачу, к примеру, найти человека, который, постоянно находясь в Америке, представлял бы там интересы Харькова. Сейчас мы планируем проведение в Нью-Йорке презентационной ознакомительной конференции «Инвестиционные возможности Харькова и Харьковской области». На конференции, которая пройдет в начале следующего года, представлять нас будет, видимо, всемирно известная аудиторская фирма «Артур Андерсен». К участию в этой презентации мы постараемся привлечь около ста харьковских фирм, которые поедут туда с конкретными предложениями.

- У нас все делается централизованно. Как посмотрят в Киеве на столь активные действия харьковских властей?

- Мне трудно спрогнозировать реакцию Киева. Нормальные люди отнесутся нормально, а если кто-то видит в нас конкурентов, пусть учится лучше работать. Эта сфера открыта для всех. Конечно, если появятся проекты, требующие государственных гарантий, нам придется работать с Кабинетом министров. Скажем, такую проблему, как международный аэропорт, решить без кредитов невозможно, а кредиты такого масштаба выдаются только под государственные гарантии. А харьковский международный аэропорт может вызвать неоднозначную реакцию. Кто-то увидит в нем конкурента Борисполю или Днепропетровску... Но я еще раз повторяю: без международного аэропорта у Харькова нет будущего.

- Какой суммарный объем проектов, представленных вами в Нью-Йорке, какой из них самый крупный и какой наиболее важен для вас?

- Общий объем инвестиций по этим одиннадцати проектам - свыше 750 миллионов долларов, крупнейший из них - создание делового центра на Леваде; на его реализацию потребуется около 300 миллионов. Что касается лично меня... Умом я выбираю аэропорт, а сердцем - Диснейленд.

- На каких условиях Харьков может брать кредиты под реализацию этих программ и на каких условиях американцы готовы их давать?

- Нас вполне бы удовлетворили условия Всемирного банка реконструкции и развития. Это кредит на 17 лет под 6 - 7% годовых с отсрочкой выплаты процентов на 5 лет. Я сейчас очень серьезно изучаю возможность получения такого кредита в объеме 20 - 30 млн. долларов для коренной реконструкции инженерной инфраструктуры города. Нам надо менять всю систему освещения в городе. Только от замены светильников на более совершенные мы сможем получить экономию электроэнергии 20 - 30%. В замене нуждается значительная часть водо- и теплопроводных сетей. У нас сейчас ситуация, когда деньги нужны сразу и в большом количестве. В бюджете таких средств нет. За семнадцать лет мы рассчитаемся, а результат будет виден уже через два-три года.

- Евгений Петрович, вы зарекомендовали себя как человек дальновидный и проницательный. В данной ситуации есть несколько сценариев развития событий. Вот два основных. Харьков получает инвестиции и оказывается в состоянии их переварить. Для нормального освоения капиталов такого уровня - уровня государственного, а не муниципального - крайне желателен режим свободной экономической зоны. Как отнесутся в Киеве к такой перспективе?

И второй сценарий. Город оказывается не в состоянии выполнить свои обязательства по возврату кредитов и процентов по ним. Государство дало гарантии. Город превращается в вечного должника государства? Снова встает вопрос о доброй воле центральных властей.

- Я думаю, что Киев никогда не будет приветствовать усиление Харькова и никогда не будет нам в этом помогать. Причин этому много: и элементарная конкуренция двух крупных городов, и восточное положение Харькова, обуславливающее традиционные пророссийские настроения горожан. Эти настроения (с точки зрения тех, кто нам не симпатизирует) могут гипотетически рассматриваться как угроза независимости Украины. Поэтому отдаю себе отчет в том, что борьба за будущее Харькова - это в том числе и борьба с Киевом. Но поскольку волей народа мы сегодня поставлены во главе города, области, поскольку ответственны за судьбу Харькова, мы не имеем права жить сегодняшним днем; мы должны смотреть в будущее и решать стратегические задачи.

- Несколько слов об отношениях городских и областных властей.

- С новым харьковским губернатором Олегом Алексеевичем Деминым у нас полное единство взглядов по стратегическим вопросам развития региона. Первым испытанием этого единства станет воплощение программы международного аэропорта. Нас ждет серьезная борьба. Я не думаю, что Днепропетровск добровольно откажется от своего монопольного положения на востоке Украины, не говоря уже о Борисполе. А если вспомнить, у кого придется получать разрешение, станет ясно, что трудности нас ждут очень серьезные.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме