МАСЛОМ РЫНОК НЕ ИСПОРТИШЬ

24 мая, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск №19, 24 мая-31 мая

Украинский рынок смазочных материалов стремительно растет. По итогам прошлого года потребление у...

Украинский рынок смазочных материалов стремительно растет. По итогам прошлого года потребление увеличилось в полтора раза, увеличился выпуск продукции украинских нефтемаслозаводов, иностранных торговых марок стало гораздо больше. Теперь масла в Украине продаются под 72 брендами, при том, что национальных производителей не больше 14-ти.

По данным Госкомстата, потребление масел и смазок в прошлом году составило 624,2 тыс. тонн (для сравнения: в 2000-м — 410 тыс. тонн). Эта цифра очень удивила экспертов рынка, поскольку в столь значительный рост, откровенно говоря, никто не верил. Никто, кроме специалистов Института биоорганической химии и нефтехимии НАНУ, которые еще пять лет назад прогнозировали увеличение продаж до этих величин. Тогда это связывали с ростом автомобильного парка и оживлением промышленного производства. Фактически это и послужило поводом для взлета продаж. С поправкой: автомобильный парк стал расти за счет новых авто, что увеличило потребление более дорогих моторных масел. Развивается сельское хозяйство, за счет чего все больше потребляют дизельных масел.

«Повысились требования к качеству продукции, многие потребители стали покупать дорогие, но качественные масла. Поэтому улучшилась отечественная фасованная продукция, которая стала вытеснять импортную», — комментирует Андрей Цапенко, директор ЗАО «Ресурсойл».

Еще одну особенность отметил Юрий Смаковский, начальник отдела маркетинга ОАО «Азмол»: «Приход на рынок нефтепродуктов таких нефтяных компаний, как «Лукойл» и «ТНК-Украина», отразился и на продажах смазочных материалов. Наличие у нефтяников собственной сырьевой базы позволило диктовать цены на рынке моторных масел». Приход россиян заметили все украинские производители.

Но хлопоты отечественным нефтемаслозаводам доставили не они, а восточноевропейские бренды.

Радужный рынок

Увеличение емкости рынка смазочных масел и смазок в прошлом году превзошло самые смелые ожидания. Еще в середине года участники рынка, ориентируясь на показатели потребления прошлых лет, считали, что оптимальная оценка емкости составит порядка 420—450 тыс. тонн. «Объем продаж на рынке смазочных материалов в денежном отношении рос быстро, так как автопарк обновлялся новыми автомобилями, которые потребляют более дорогие смазочные материалы», — говорит «ЗН» Андрей Глущенко, менеджер по маркетингу нефтемаслозавода «Леол».

В частности, при прошлогоднем росте потребления в тоннах на 52,2%, в денежном эквиваленте рынок вырос на 59,8%. Доля импортных масел на рынке выросла с 52% в 2000 году до 58%. Произошло перераспределение долей в сегменте импортированной продукции. Например, масла из стран дальнего зарубежья поставлялись в том же объеме, что и раньше, а из государств Восточной Европы и Прибалтики (прежде всего Польши, Венгрии, Словакии, Литвы и Чехии) было ввезено на 3,5%, государств СНГ (прежде всего России и Беларуси) на 2,5% больше.

«Сегодня рынок перенасыщен смазочными материалами. Такого количества брендов, как в Украине и восточноевропейских странах (например, в Польше), не найти. Объем потребления масел у импортеров не растет, но растут продажи в стоимостном выражении, из-за того что стали покупать более дорогие масла. У нас, например, прирост продаж в стоимостном отношении за прошлый год составил 25—30%», — говорит Игорь Лещинский, начальник отдела компании «Камион ойл» (дистрибьютор Liqui Molly).

В сфере продаж моторных масел доминируют 5—7 брендов, а три четверти продаж приходится на торговые марки Esso, Shell, Liqui Molly, Mobil, Castrol, BP, ТНК, Fina, Elf, Total, Chevron, Ravinol, Aral, Texaco, Teboil, OMV, «Лукойл». Из отечественных «моторных брендов» наиболее ходовыми остаются «Славол», «Юниойл», «Азмол», «Леол» и «Маст». «Основных тенденций на рынке две. Во-первых, в прошлом году наблюдалось активное расширение количества брендов, в этом году появятся еще 2—3 новых. Во-вторых, с учетом того, что потребитель требует не только качественного, но и недорогого масла, некоторые импортеры снизили стоимость своей продукции (в частности, Mobil и Castrol)», — говорит Александр Трухан, генеральный директор СП «ТНК-Техасо».

Среди новичков, которые начнут работу в этом году, можно назвать турецкую компанию Petrol Ofisi, начавшую строительство собственной дистрибьюторской сети.

Жирные перемены

В прошлом году обратили на себя внимание еще ряд тенденций рынка. В связи с увеличением импорта обострилась конкуренция между импортерами и украинскими производителями. Причем импортная продукция конкурирует с отечественной «избирательно». Например, в ООО «Маст» считают, что «импортные моторные масла, синтетические и полусинтетические, не конкурируют с отечественными, так как они находятся в другой качественной нише. Зато прибалтийские или восточноевропейские моторные масла наступают украинским производителям на пятки. Одновременно недорогая продукция для сельскохозяйственной техники и промышленности поставляется из России и Белоруссии оптом и серьезно теснит украинскую. Рынок индустриальных масел и смазок оставался наиболее инертным к качественным изменениям, в связи с чем и продукция здесь используется самая дешевая. Некоторые «качественные подвижки» наметились только у части металлургических заводов, предприятий химии и пищепрома.

За прошлый год поменялась маркетинговая политика компаний, занимающихся реализацией продукции. Фактически все производители завершили создание собственных сбытовых сетей, а россияне стали реализовывать продукцию, используя собственные джобберские сети. «Из успешных маркетинговых схем на рынке можно назвать схемы реализации нефтяными компаниями собственных масел на джобберских АЗС», — считает А.Глущенко. Это позволило уйти от товарного кредитования, так как у производителей возникали проблемы с невозвратом денежных средств при отпуске продукции в кредит, добавляет А.Цапенко. «Свободная реализация» на рынке уступила место «канальному принципу» реализации: через сети дистрибьюторов, магазины, exspress-lubs, станции технического обслуживания и джобберские АЗС. «Мы активно начали продавать моторные масла в розницу через джобберские АЗС ТНК», — подтверждает А.Трухан.

Тучные потребители

Среди оптовых потребителей выделяется транспорт, сельское хозяйство и промышленные предприятия, каждый из них имеет свою сезонность спроса. «Если у «Укрзалізниці» спрос на продукцию внесезонный, то у сельхозпроизводителей пик потребления приходится на март. Причем в этом году из-за теплой зимы всплеск покупки масел аграриями пришелся на январь, когда мы продали 4 тыс. тонн масел, тогда как в прошлом году продали 1,2 тыс. тонн», — рассказывает «ЗН» исполнительный директор ЗАО «Юниойл» Геннадий Литовченко.

Медленное обновление промышленного оборудования и появление современных комбайнов и автомобилей определили динамику качественной структуры потребления смазочных масел и смазок. Например, ассортимент индустриальных масел хоть и расширился, но остался преимущественно прежним, а спрос на высококачественные автотракторные и дизельные масла с каждым годом все возрастает.

Именно поэтому 72% моторных масел высоких эксплуатационных групп (Г, Д, Е) «съедает» сельское хозяйство. Например, в России доля сельскохозяйственной техники в потреблении современных масел и смазок в пять раз ниже!

В региональном потреблении можно выделить две особенности. Во-первых, произошли незначительные изменения в первой десятке региональных потребителей. Во-вторых, росло потребление все же не столько за счет наиболее емких региональных рынков (Запорожской, Донецкой, Днепропетровской, Киевской областей), сколько за счет тех, потенциал которых до прошлого года находился в тени (Харьковской, Одесской, Полтавской, Винницкой). В связи с этим доля регионально-потребительского «top 10» снизилась с 70,3% в 1999 году до 65,6% в прошлом.

Использование тех или иных видов и марок смазочных материалов напрямую зависит от характеристик регионов. Например, крупнейшими потребителями автотракторных масел высоких эксплуатационных групп являются Киевская (0,9 тыс. тонн), Харьковская (2 тыс. тонн), Донецкая (0,89 тыс. тонн), Полтавская (1,4 тыс. тонн) и Днепропетровская (0,62 тыс. тонн) области. Больше всего потребляют дизельных масел высоких эксплуатационных групп аграрные области — Харьковская (10,9 тыс. тонн), Одесская (8,6 тыс. тонн), Сумская (5,4 тыс. тонн), Полтавская (5,1 тыс. тонн) и Днепропетровская (4,3 тыс. тонн) области.

Национальные канистры

В прошлом году украинские маслонефтезаводы выпустили порядка 262,1 тыс. тонн продукции (42% потребленной в Украине). Количественный прорыв отечественных производителей меркнет на фоне проблем, с которыми они столкнулись за этот период. Увеличение производства фактически связано лишь с загрузкой ЗАО «Укртатнафта» во второй половине прошлого года и достаточно успешной работой трех мелких производителей — «Ариан», «Маст» и «Ресурс-ойл». «Укртатнафта» остается не только единственным украинским производителем базовых масел, но и выпускает наиболее популярную готовую продукцию, которая выходит под торговой маркой «Славол». На мощностях «Укртатнафты» производят свои смазочные материалы совместное предприятие «Фрасмо» (работающее по технологиям компании Total Fina Elf и специализирующееся на производстве судовых масел), МНПП «Присадки» и «Юниойл». В прошлом году объем продукции, произведенной под торговой маркой «Юниойл», вырос по сравнению с 2000 годом более чем на 32%. Пожалуй, это единственный положительный пример работы среди отечественных заводов, который можно привести.

«С 2002 года «Укртатнафта» тесно сотрудничает с «Азмолом» в вопросах поставок базовых масел и других нефтепродуктов, которые обеспечивают его производственные потребности», — сообщили «ЗН» в ЗАО «Укртатнафта». Сам «Азмол», оставаясь вторым по объемам производства украинским заводом, снизил объем выпуска в прошлом году, по сравнению с предыдущим, почти на четверть; «Леол» — почти вдвое; а «Галол», по данным УкрНИИ «МАСМА», простаивал в связи с банкротством. Впрочем, одних только производственных мощностей «Укртатнафты», «Азмола», «Юниойла» и «Присадок», по мнению Геннадия Литовченко, достаточно, чтобы обеспечить отечественных потребителей моторными маслами.

На фоне общего снижения производства масел произошло увеличение выпуска отечественной фасованной продукции. Например, ЗАО «Укртатнафта» увеличило их выпуск с 2000 года почти в четыре раза. Реализация фасованных масел ЗАО является типичным примером удачного продвижения бренда на рынок, который используют отечественные производители последние два-три года. Реализация продукции торговой марки «Славол» осуществляется через сеть автозаправочных комплексов, а также через дилеров и филиалы торгового дома. Обострившаяся конкуренция на внутреннем рынке толкает производителей к поиску новых потребителей за рубежом.

Например, в прошлом году на экспорт ушло 22% продукции «Азмола». «В этом году ОАО «Азовские смазки и масла» планирует направить свои усилия на продажу смазочных материалов и смазок не только на рынке Украины и стран СНГ, но и на рынках дальнего зарубежья», — говорит Ю.Смаковский.

Нынешний год продолжает реформировать структуру производства масел. Так, при сокращении производства продукции на «Араине» и «Леоле» наращивает производство «Укртатнафта» и «Азмол». «В первом квартале выработано и отгружено около 32 тыс. тонн, а в апреле производство масел выросло до 15 тыс. тонн, что составляет почти половину квартальной выработки», — комментируют нынешнюю ситуацию на Кременчугском НПЗ.

Вязкие метаморфозы

«Главной проблемой субъектов рынка смазочных материалов является незащищенность отечественного производителя на государственном уровне. Готовые масла и компоненты, которые используются для их производства, облагаются по одинаковым таможенным ставкам, в связи с чем на рынок Украины возможно проникновение более дешевой продукции производителей других стран», — сетует Ю.Смаковский.

Эту проблему на протяжении десяти лет тщательно игнорировали все составы правительств — от консерваторов до реформаторов, несмотря на то, что украинские производители многократно обращались за поддержкой. Причем речь идет не о защите от продукции, которая сегодня в Украине не выпускается или на которую нет допуска у иностранных производителей автомобилей (например, моторные масла для высокофорсированных двигателей), а о продукции, которой наводняют украинский рынок серые дилеры российских и белорусских нефтемаслозаводов. В частности, как считают в «Масте», неплохо было бы ввести пошлину на масла, которые применяются в сельскохозяйственной технике.

Например, венгерский концерн MOL, который, кстати, представляет свою смазочную продукцию на украинском рынке, настоял на квотировании ввоза масел в Венгрию. Теперь в этой стране импортные масла поставляются потребителям в сегментах, не занятых MOL. «У нас же вообще парадоксальная ситуация: масла не облагаются налогами, в отличие от некоторых присадок. Но ведь присадки — это полуфабрикат, из которого отечественные производители изготавливают масла, а масла — готовая продукция!» — удивляется А.Глущенко. Существующая система налогообложения фактически поддерживает производство некоторых, причем наиболее массовых, смазочных материалов за рубежом. Отечественные производители же вынуждены сворачивать производство или простаивать. Чем не метаморфоза?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно