МАРИУПОЛЬСКИЕ КАЧЕЛИ

26 сентября, 2003, 00:00 Распечатать

Когда история повторяется — это всегда немного фарс. 27 августа с.г. Кабинет министров сделал скро...

Когда история повторяется — это всегда немного фарс.

27 августа с.г. Кабинет министров сделал скромный подарок донецкому ЗАО «Украинская промышленно-транспортная компания» (УПТК), отдав ему полный контроль над крупнейшим в Европе производителем железнодорожных цистерн и другого метоборудования — ОАО «Азовмаш».

Точнее, формально был передан в управление на пять лет блокирующий пакет акций акционерного общества. Но в документе четко оговорено, что должна быть «предусмотрена возможность увеличения доли ЗАО «Украинская промышленно-транспортная компания» в уставном фонде ОАО «Азовмаш» путем выкупа акций дополнительных эмиссий общества». Уставный фонд предприятия невелик, и размыть его не составляет никакого труда. Иными словами, контрольного пакета государству не видать уже никогда...

Оговорено, что «после проведения дополнительных эмиссий в государственной собственности остается пакет акций в размере не менее 25 процентов плюс одна акция ОАО «Азовмаш», который не подлежит отчуждению, передаче в управление, залогу и так далее без отдельного решения Кабинета министров Украины». Интересно, кому эта четвертушка нужна-то будет? Это руководителям Фонда госимущества потом придется с истерическими воплями бегать за Ринатом Ахметовым (а ЗАО «Украинская промышленно-транспортная компания» контролируется именно им) и канючить: «Милостливец ты наш, ну выкупи хоть по номиналу!» Подобное уже проходили на «Азовстали»…

Кстати, на фоне такой перспективы очень трогательно смотрится фраза о том, что Кабмин, предпринимая данный человеколюбивый шаг, «согласился с предложением Фонда государственного имущества Украины». Ну любит ФГИ, когда у него потенциально вкусные объекты забирают даром, — просто до изумления любит. Так и стоит потом с открытым ртом и отвисшей челюстью…

Собственно, оговорка о ФГИ появилась потому, что передача гособъектов в управление прямо запрещена февральским распоряжением Президента, который тогда обязал передать все корпоративные права от обладминистрациий и коммерческих структур именно Фонду госимущества. Ну а в этом случае ФГИ решил, что лучше ахметовского СКМ (соучредителя ЗАО «УПТК») и не найти, с чем и побежал на улицу Грушевского.

Между прочим, по существу он прав. С тех пор как на предприятие пришли новые донецкие бизнес-структуры, оно действительно сделало рывок. Если в 1999-м было выпущено всего 300 цистерн, то за восемь месяцев этого — уже 9 тыс. Оборот «Азовмаша» в нынешнем году однозначно превысит 400—450 млн. долл., удвоившись по сравнению с прошлогодним (между прочим, за 2002-й он тоже вырос более чем вдвое).

Частично этому способствовала благоприятная внешняя конъюнктура: российским нефтекомпаниям позарез нужны цистерны для экспорта. Но сказался и резко возросший уровень менеджмента на предприятии. С 2000 года им по факту руководил ИСД, а в этом году его аккуратно, без криков сменили представители СКМ. Собственно говоря, сама УПТК и создавалась для управления корпоративными правами ОАО «Азовмаш». Ну а уже потом ФГИ и обратился к властям с просьбой о передаче ей акций...

Между прочим, УПТК недавно расширила круг своих интересов: она собирается контролировать и созданный на базе бывшего Азовского морского пароходства «Торговый флот Донбасса». Не зря же в ее названии есть слово «транспортная».

Сказать, что новость об «Азовмаше» вызвала в столичных кругах особый резонанс, было бы слишком. Ну, комитет Верховной Рады по вопросам промышленной политики и предпринимательства обратился к генпрокурору Святославу Пискуну с просьбой вмешаться и разобраться в ситуации. Нардепы выразили обеспокоенность тем, что «указанная часть акций крупнейшего в Украине производителя железнодорожных цистерн, металлургического оборудования и портовых кранов передается неизвестной транспортной компании». Последнее даже несколько обидно — господа не знают, кто такой Ринат Ахметов (владелец 90% СКМ. — И.М.). А вот с тем, что «предоставляется преимущество частным, а не государственным интересам, что может повлечь потерю государством одного из крупнейших машиностроительных предприятий Украины», можно было бы согласиться. Правда, контроля и так уже не было несколько лет, как нет его и сегодня.

Сложно разве что прикинуть, сколько стоит контрольный пакет (а размывается именно он) такого предприятия на рынке. При обороте в 400 млн. долл. попросить за него хотя бы 50 млн. «зеленых» было бы не чересчур. Правда, стоит учесть, что предприятие находится на Донетчине и уже имеет группу заинтересованных товарищей — того же Рината Леонидовича. В общем, какую-то денежку получить с новых собственников было вполне возможно. Но решили, что и так сойдет.

В конце концов, чем хуже СКМ Владимира Бойко (Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича), которому в том же Донбассе без всякого конкурса отдали Комсомольское рудоуправление? И тоже с правом допэмиссии, и тоже за хорошую работу.

Конечно, добывающее известняк «Комсомольское» и делающее на экспорт цистерны и краны ОАО «Азовмаш» — немного не одно и то же, но это уже детали. Схема несомненно одинакова…

По иронии судьбы, ранее раздача пряников Владимиру Бойко осуществлялась как стойкому борцу с ИСД и с тем же Ринатом Ахметовым. Вот ему все потихоньку и шло по неконкурсным схемам: тут и спецзакон по приватизации ММК, и передача рудоуправления. Сейчас в Киеве стало значительно больше доброжелателей донецких бизнес-структур. Вот маятничек и качнулся в другую сторону. Благо, что и раскачивать его не пришлось — и так раскачан.

Ну а конкуренцию, конечно, жалко — она у нас хиленькая, часто чихает и кашляет. Но не продавать же в конце концов ради нее «Азовмаш»! Скоро в стране ожидаются другие продажи, например, той же «Криворожстали». Так что ради какой-то конкуренции создавать прецеденты — значило бы просто так обидеть хороших людей. А зачем? Да и держава тоже, славу Богу, не обидчива: солидных дивидендов от крупных предприятий она сроду не получала (ну, может, самую малость), так что терять ей в общем-то нечего. Как пролетариату — с упором на пролет.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно