Львов встал на "греческий" путь

27 декабря, 2012, 16:40 Распечатать Выпуск №49, 27 декабря-11 января

Главный вопрос после широко разрекламированного проведения в Украине Евро-2012 — долги. А их у города на сегодняшний день вместе с процентами набралось аж 921,6 млн. грн. по нынешнему курсу доллара и евро.

Были времена, когда Львов ежегодно богател на десятки миллионов гривен за счет продажи земли и объектов недвижимости. Сегодня это уже в прошлом. В Украине значительно снизилась деловая активность, да и недвижимости у города осталось немного. Зарабатывать средства по-другому многие украинские города еще не научились. Если местная власть хочет реализовать какой-либо проект, единственный выход — кредиты. Но кредиты, даже взятые с благими намерениями, в дальнейшем часто становятся непосильным бременем для социальной сферы. Уже сейчас у Львова возникли большие проблемы с выплатой зарплат работникам бюджетной сферы, не говоря уже о средствах на ремонт домов и для других объектов коммунальной сферы.

Главный вопрос после широко разрекламированного проведения в Украине Евро-2012 — долги. А их у города на сегодняшний день вместе с процентами набралось аж 921,6 млн. грн. по нынешнему курсу доллара и евро, поскольку кредиты ВБ и ЕБРР нужно возвращать в соответствующей валюте. И это только прямые заимствования Львова и кредиты коммунальных предприятий, возвращение которых гарантировал Львовский городской совет.

Первый по-настоящему крупный кредит в 24,5 млн. долл. Львову предоставил в 2001 году Всемирный банк под гарантии Кабинета министров. Цель была действительно благой: модернизация "Львовводоканала". В то время воду в городе подавали по графику по шесть часов в сутки. Программу предприятие выполнило, но долги не платит. В результате эти средства придется отдавать городу. Но, кроме тела кредита и процентов по нему, Львовский городской совет также должен платить пеню и штрафы по солидарной ответственности. Сейчас сумма невыплаченного за прошлые годы долга вместе с пеней составляет около 60 млн. грн. Вместе с солидарным долгом — 95 млн. грн. Это до 2012 года, а с 2012-го по 2021 год по этим заимствованиям предприятию суммарно еще придется выплатить 188,5 млн. грн. — 141,5 млн. грн. основного тела долга и 47,4 млн. грн. процентов. Для "Львовводоканала" это неподъемная сумма.

Как заявил и.о. директора "Львовводоканала" Степан Пакиж, предприятие сможет погасить их только в том случае, если государство вернет задолженность по разнице в тарифах. А это около 132 млн. грн. "Если бы государство отдало нам те 132 млн. грн., то мы направили бы их на погашение займа Всемирного банка. Другой механизм только один — средства из городского бюджета. Сегодня у городского бюджета такой возможности нет", — повторил слова подчиненного городской голова Львова Андрей Садовый. Но Минфин Украины в письме Львовскому горсовету сообщил приблизительно следующее: вы можете тешить себя надеждой, но эти деньги вам никто не собирается дарить. Следствием такой политики города, считает депутат Львовского городского совета, глава постоянной депутатской комиссии финансов и планирования бюджета Яромир Самагальский, может стать то, что Кабинет министров подаст в суд на банкротство коммунального предприятия. В результате "Львовводоканал" перейдет в частные руки. Нетрудно догадаться, в чьи.

Следующий кредит по инициативе городского головы Андрея Садового Львовский горсовет взял по "патриотическим соображениям" — на потребности Евро-2012. Не захотев отдать частному инвестору строительство нового стадиона и реконструировать стадион "Украина", мэр решил построить новый объект за средства городского бюджета и заимствования. В 2008 году с большой помпой Львовский горсовет одолжил в Ощадбанке 200 млн. грн. под... 20% годовых. Дальше, думаю, не нужно пересказывать известные вещи. Стадион, как и другие объекты Евро-2012, лег на плечи государственного бюджета, а город при этом лишили нескольких десятков гектаров земли. Возможно, хорошо, что все так закончилось, так как для возведения стадиона Львову пришлось бы еще больше влезать в долговую яму. Что же касается существующего долга, то часть из этих денег использовали по назначению, часть положили на депозит, чтобы компенсировать проценты по кредитам. В результате городу придется вернуть за стадион 135 млн. грн., из которых
18 млн. выплатили в 2012 году, 18 млн. будут возвращать в 2013-м и 99 млн. — в 2014-м (из которых 9 млн. — это проценты за полгода, а 90 млн. — основная сумма). Поскольку кредит брали под 20% годовых, городу за пять лет приходится отдавать сумму вдвое большую, чем получили. Называется, заработали.

Но это только цветочки. За Львовом числятся еще два долга: "Львовэлектротранса" — 12 млн. евро и "Львовавтодора" — 26 млн. евро, взятые в ЕБРР два года назад на десять лет для модернизации предприятия и реконструкции трамвайных путей маршрутов №2 и №6. Часть этой работы уже выполнена. Гарантом долговых обязательств также выступает Львовский горсовет. При нормальных обстоятельствах эти средства должны были бы отдавать коммунальные предприятия со своих доходов. Но какие доходы у "Львовэлектротранса"? Для доходной работы предприятия стоимость билета надо было бы увеличить до уровня, который никто бы не смог заплатить. "Вне всякого сомнения, рассчитываться за кредиты своих коммунальных предприятий придется городу как гаранту обязательств", — делает вывод депутат Львовского горсовета Юрий Кужелюк.

К тому же на 2012 год пришелся срок уплаты по облигациям серии А и В, выпущенным городом еще в 2007-м на сумму 92 млн. грн. на хозяйственные нужды. Первая сумма в 50 млн. грн. была выплачена летом этого года. Остальные средства город должен был выплатить 20 декабря. Собирать эти деньги пришлось путем недофинансирования объектов социальной сферы.

По данным департамента финансовой политики Львовского горсовета, в 2012 году Львову суммарно вместе с процентами надо выплатить своим кредиторам 163 млн. грн. Чуть меньше — 117 млн. грн. — городу придется погасить в 2013-м. Тяжелейшая ситуация может сложиться в 2014 году, когда надо будет отдать 194 млн. грн. Сюда вошли "стадионный" долг, долги "Львовводоканала", "Львовэлектротранса" и "Львовавтодора". Последний платеж по нынешним долгам приходится на 2021 год. Очевидно также, что все эти суммы вырастут, если украинская гривня не устоит перед долларом и евро.

"Беря кредиты для долгосрочных программ, власть должна понимать, что проценты придется отдавать из общего бюджета, а тело кредита — из бюджета развития. А это означает, что нужно будет урезать расходы на заработную плату работникам медицинских, образовательных учреждений, других бюджетных организаций (общий бюджет). А выплата тела кредита из бюджета развития в дальнейшем повлечет за собой экономию на ремонте школ, больниц, жилых домов, приобретении транспорта и т.п. Так как ничто из ниоткуда не берется", — отметил Юрий Кужелюк.

Сегодня, по его словам, Львов постепенно двигается по "греческому" пути. "Дефолт — это слишком, а вот санкции на запрет городу брать кредиты могут ввести. И тогда все социальные проекты будут заморожены. У структуры ЖКХ огромные проблемы. Поскольку бюджет развития города наполнялся за счет налогов и за средства от продажи земли, имущества, то сейчас этот процесс приостановлен, земля и имущество продаются слабо, поэтому изменений до окончания кризиса можно не ждать", — считает он.

Первые признаки будущего кризиса заметны уже сейчас. Город до сих пор не рассчитался с подрядными организациями за выполненные к Евро-2012 работы, долг достигает около  60 млн. грн. Сложилась непростая ситуация с выплатой заработной платы бюджетным организациям, прежде всего работникам образования. До конца года городу необходимо было где-то найти на эти нужды 44 млн. грн. После всех "обрезаний" других статей бюджета эта сумма была уменьшена до 25 млн. грн. Как сообщил Яромир Самагальский, "очевидно, придется "залезть" в фонд оплаты труда января 2013 года, чтобы этими деньгами выплатить зарплату за декабрь 2012-го". Проблему с еще 40 млн. грн., которых городу не хватало на выплату зарплат работникам медицинской отрасли, управление здравоохранения Львовского горсовета успешно решило... отправив медиков в неоплачиваемый отпуск! Справедливости ради следует отметить, что недофинансирование зарплаты произошло по вине "профессионального" правительства, не предусмотревшего в госбюджете соответствующих источников поступлений для города.

Как считает Яромир Самагальский, главная причина сложной ситуации вокруг долгов Львова — плохой менеджмент и такое же плохое управление долговыми обязательствами. Например, два года назад "Львовэлектротранс" взял у ЕБРР с согласия депутатов 12 млн. евро на реконструкцию своей инфраструктуры. За это время предприятие не использовало из этих средств ни одного цента. Но вынуждено платить 1,8 млн. грн. за их обслуживание. Почему власть не договорилась с банком о переносе этих средств на следующий год, чтобы не платить за резервирование? Еще 5 млн. грн. Львову придется выплатить согласно решениям судов по проигранным процессам, из которых свыше миллиона — за незаконное увольнение работников горсовета. Это — прямые потери бюджета.

Существует принцип: если тебе не хватает средств, значит, надо больше зарабатывать или меньше тратить. Сегодня в городе очень много помещений коммунальных предприятий пустуют. Если бы туда пришли арендаторы, это пополнило бы бюджет.

Кроме того, город много теряет на громоздком аппарате управления, на содержание которого ежегодно тратится свыше 100 млн. грн. Управленческий аппарат, по мнению Я.Самагальского, не только весьма затратный, но и очень непроизводительный. Путь от принятия решения до его выполнения слишком длинный. Много звеньев, часто дублирующих функции друг друга, конкурирующих между собой. Препятствуют прохождению решений департаменты, исчерпавшие себя. Сейчас структура управления выглядит так: городской голова, заместитель, руководитель департамента, руководитель управления, руководитель отдела, исполнитель... Есть и нарушения закона. Например, в составе одного из департаментов (юридического лица) находится управление, которое также является юридическим лицом! Каждое коммунальное предприятие имеет над собой райадминистрацию, отдел, департамент, заместителя городского головы. А, как известно, у семи нянек дитя без глаза.

Недавно городской голова внес на рассмотрение депутатов новую управленческую структуру, которая не только ничего не меняет к лучшему, но даже делает управленческий аппарат еще более сложным. В частности, предлагается превратить отдел кадров в… управление. А это — свой баланс, аппарат управления, бухгалтерия, поскольку это — юрлицо. А чем это юрлицо управляет? Фиксирует принятие людей на работу и ведет личные дела.

"К сожалению, законодательство не регулирует отношения между территориальной общиной и органами самоуправления, между исполнительными органами власти и депутатами. В Законе "О местном самоуправлении в Украине" отмечается, что ответственность за выполнение бюджета несут исполнительные органы власти, что они подотчетны представительским органам. Но реально вся ответственность и подконтрольность перед депутатами сводятся к заслушиванию отчета местной власти, что она сделала в течение года. Точка. Больше никакого влияния не предусмотрено. Не урегулированы вопросы роспуска городского совета или отправки городского головы в отставку. Сначала надо доказать нарушение закона в суде", — подчеркивает Я.Самагальский.

Сегодня депутаты городского совета не имеют никакого влияния на кадровую политику городского головы. В горсовете работает руководитель коммунального имущества, на которого были составлены протоколы о коррупционной деятельности. Зато других руководителей, добившихся хороших результатов, увольняют. По закону совет влияет только на формирование исполкома и утверждение заместителей городского головы. Но право на внесение их кандидатур есть только у мэра. Но настоящая нелепость в том, что городской голова довел до абсурда институт исполняющих обязанности. Сейчас большинство руководителей отделов, департаментов — это и.о. Таким образом мэр держит этих людей на коротком поводке, и это длится годами. Это делает их не только бесправными, но и
безынициативными руководителями, главное для которых — заглядывать в рот начальству, чтобы оно случайно что-то не подумало.

"Главная проблема не в том, что у Львова долговые обязательства на сотни миллионов гривен. Для Львова это немного. Проблема в другом, — считает заведующий кафедрой международных экономических отношений Львовской коммерческой академии Виктор Шевчук. — У городской исполнительной власти нет четкой стратегии их погашения. Об иной практике свидетельствует пример города Кракова. У побратима Львова есть долговые обязательства на 2 млрд. злотых. Соотношение долга и поступлений в городской бюджет — 60% — сопоставимо со львовским. Но на сайте Кракова каждый желающий может ознакомиться с информацией, как, за счет каких средств и в какие сроки город собирается погасить все свои обязательства. У Львова такой стратегии нет".

Есть вопросы и к использованию кредитов. Обычно, как замечает В.Шевчук, город декларирует хорошие дела: улучшение водоснабжения, трамвай на Сихов, транспортные развязки и т.п. Но этим все и ограничивается. Прокладывание трамвая до Сихова — сложное техническое задание. Но где расчеты? Что это даст городу? За счет каких поступлений будут покрыты эти расходы? В том же Кракове все как-то проще. Потратили 410 млн. злотых на два стадиона, а еще за 200 млн. злотых построили три транспортные развязки, новый оперный театр, отремонтировали дороги… По четким и публичным подсчетам власти, все эти мероприятия принесут городу дополнительные поступления, необходимые для выплаты долгов банкам. От львовской власти вы этого не услышите.

Вместе с тем во Львове есть другое. Для обслуживания нового стадиона ежегодно требуется 18—20 млн. грн. Как известно, львовский ФК "Карпаты" отказался играть на новом стадионе. И хотя владельцем стадиона является государство, возникает вопрос относительно его дальнейшего использования, т.е. за счет каких прибылей — свадеб, гладиаторских боев — этот объект планируется содержать?

И в завершение неприятная новость. По подсчетам экспертов, стоимость земли около стадиона, служившей залогом по кредитам, за последние годы упала в несколько раз. Если в 2008 году сотка стоила до 15 тыс. долл., то сегодня — максимум 1,5 тыс. Это означает, что долговые обязательства Львова растут, а активы, за счет которых их можно профинансировать, падают в цене.

Вопрос долгов, как и кадровой политики, конечно же, вызывает у львовских депутатов неудовольствие. Кое-кто из них даже предлагает отправить городского голову в отставку. Другие возражают. Мол, кто, при таких условиях согласится возглавить городское правительство? Вот и получается, что долги Львова — наилучшая гарантия для городского головы удержаться в своем кресле. Но и львовяне должны наконец понять, что расплачиваться за них придется не руководству города, а каждому жителю. Поэтому нечего обижаться, если на голову и в дальнейшем будут падать балконы, в городе будет стоять смрад, крыши домов — протекать, а тарифы на коммунальные услуги — расти.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно