ЛУКАВЫЕ ЦИФРЫ ВЕРСТАЯ БЮДЖЕТ НА КАЖДЫЙ ГОД, ДЕПУТАТЫ КАК БЫ ПРЕДЛАГАЮТ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ НАПОЛНИТЬ МЕШОК, В КОТОРОМ КТО-ТО УЖЕ НАМЕРЕННО ПРОДЕЛАЛ ДЫРКИ В НУЖНОМ МЕСТЕ - Новости экономики. Обзоры экономической ситуации в Украине и мире. - zn.ua

ЛУКАВЫЕ ЦИФРЫ ВЕРСТАЯ БЮДЖЕТ НА КАЖДЫЙ ГОД, ДЕПУТАТЫ КАК БЫ ПРЕДЛАГАЮТ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ НАПОЛНИТЬ МЕШОК, В КОТОРОМ КТО-ТО УЖЕ НАМЕРЕННО ПРОДЕЛАЛ ДЫРКИ В НУЖНОМ МЕСТЕ

9 ноября, 2001, 00:00 Распечатать

Рассмотрение бюджета страны на следующий год — неплохой повод поговорить о том, как мы сводим расходы с доходами в году нынешнем...

Рассмотрение бюджета страны на следующий год — неплохой повод поговорить о том, как мы сводим расходы с доходами в году нынешнем. Тем более что накануне парламентских выборов, как известно, финансовые проблемы существенно обостряются, а борьба за обладание материальными ресурсами существенно усиливается на всех уровнях. И, как правило, те, кому денег оказывается недостаточно, начинают искать в этом виноватых. Кто ими окажется накануне выборов? Премьер-министр, главный мытарь, несколько директоров и председателей банков или кто-то еще?

Мы в который раз столкнулись с тем, что, как говорил классик, денег на всех не хватает. Неудивительно, что на страницах некоторых изданий начали появляться вопросы: ВВП растет, как на дрожжах, за январь—август он вырос на 10,8%, если верить официальной статистике, номинально же вообще на 27,5%, прирост производства составил 16,9% к аналогичному периоду прошлого года.

...А деньги где?

И сколько бы ни говорили представители налоговой службы, что они мобилизовали в сводный бюджет средств в 1,3 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года, в памяти простого избирателя остается вопрос: «А почему это при таком росте производства моя жизнь не улучшилась?» Похожая мысль посещает и многих чиновников: «Бюджет наполняется значительно медленнее, чем растет производство».

И действительно, в последние месяцы в Государственный бюджет Украины поступает меньше денег, чем планировалось: в сентябре, например, 1538,8 млн. грн., или 85% плановых поступлений. Объяснение более чем простое. Во-первых, госказна пополняется благодаря налогу на добавленную стоимость, акцизному сбору, налогу на прибыль, которые предприниматели зачастую научились обходить, а то и возвращать в свою пользу, как НДС.

Во-вторых, близятся выборы, и региональные элиты, включая руководителей предприятий, пытаются «заначить» на нужды избирательной кампании миллион-другой гривен. Если не себе, то другу, подруге, коллеге по партии... мало ли кому.

Но есть еще одна серьезная проблема, решить которую можно лишь на законодательном уровне, причем будучи кровно заинтересованным в увеличении поступлений в госбюджет.

Так вот, эта смета из года в год составляется, скажем так, неразумно с точки зрения государственной. А выполнение бюджета — это все равно что выполнение компьютерной программы: чушь заложишь — чушь получишь.

«Почти доторговались»

Начнем с набившего всем оскомину НДС. Не будем уподобляться популистам, требуя его отмены. То, что этот инструмент используется не по назначению — как бейсбольная бита в одной печальной истории, — очевидно. Вот пример. В последнее время сальдо внешнеторговых операций у нас положительное — известно всем. Патриотически настроенные лица (автор, кстати, в их числе) склонны гордиться этим фактом, поскольку как раз им определяется авторитет страны, а не сбитыми по ошибке самолетами. Но, к сожалению, мало кто знает, что превышение экспорта над импортом нашему государству… приносит материальные убытки. Парадокс? Дело в том, что наиболее динамично развиваются экспортно ориентированные отрасли, в первую очередь металлургия, химия, машиностроение, легкая промышленность.

За восемь месяцев из уплаченных 6,9 млрд. эндээсных поступлений 2,3 млрд. были направлены на возмещение расходов предприятиям-экспортерам. А общая задолженность бюджета перед ними превысила оставшуюся сумму и составляет 5 млрд. грн. Если даже не учитывать, что значительная часть контрактов была заключена с оффшорными компаниями и выручка от этих сделок не будет возвращаться в Украину, то впору вспомнить забытую украинскую пословицу: «Досить, батьку, торгувати, бо нічим здачу вже давати».

Но это еще не все. Наши тертые предприниматели довольно часто предъявляют к возмещению суммы, которые фактически не были оплачены поставщиками сырья и материалов. В ситуации, когда кредиторская задолженность составляет 272,6 млрд. грн., а дебиторская — 213 млрд., благие пожелания возмещать НДС лишь после того, как предприятие рассчиталось со своими поставщиками, так и остаются пожеланиями распорядителей бюджета. Впрочем, не исключено, что кому-то в ближайшее время НДС придется заняться всерьез. Денег на возмещение этого налога в бюджете просто нет — шахтерам, врачам и педагогам не хватает… Более того, глава ГНАУ Николай Азаров и глава Счетной палаты Валентин Симоненко предостерегали на пресс-конференциях, что в ближайшее время объемы возмещения НДС могут превысить объемы поступлений.

Кстати, в России, где с НДС аналогичная картина, уже подготовлен проект закона, согласно которому экспортеров наиболее конкурентных товаров — нефти, газа и т.п. — предполагается лишить дополнительного дохода в виде возмещения НДС из бюджета. А чтобы не обидеть родных олигархов, российская налоговая милиция предлагает им включать сумму НДС в себестоимость продукции.

И совсем уж явной глупостью является нулевая ставка по металлолому, когда горе-экспортеры демонтируют действующее промышленное оборудование и отправляют его на экспорт. Получается, что страна платит за ущерб, наносимый ей же… А еще говорят о кризисе благотворительности!

Согласно статистике, наши предприятия заработали 14,6 млрд. грн. прибыли. Однако прибыль, отраженная в финансовой отчетности, и прибыль, подлежащая налогообложению, зачастую (как говорят в Одессе) — две большие разницы. Пусть забросают меня камнями руководители, которые показывали всю свою прибыль и не знают, как ее прятать. Но даже без учета этого обстоятельства сумма возможного налога на прибыль очень далека от реальной.

В некоторых случаях улучшение финансовых результатов предприятий произошло после того, как в соответствии с законом «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетом и государственными целевыми фондами» было списано в общей сложности 14,0 млрд. грн. бюджетной задолженности, из которых 7 млрд. грн. — по основному платежу и штрафным санкциям. Как ни странно, именно списание налогового долга и стало основной причиной прибыльности некоторых предприятий, поэтому фактического прироста поступлений в бюджет они не дадут.

Прибыль
как показатель морали

Есть еще одна уловка для бюджета, подстроенная самими же законодателями. С недавних пор предприятиям разрешается переносить суммы полученных убытков и тем самым уменьшать налогооблагаемую прибыль в течение пяти последующих лет. Вот почему сумма убытков предприятий сократилась с 31 млрд. грн. в начале года до 21 млрд. на начало сентября. Однако бюджет от этого опять же…

Причем, как не раз сетовали налоговики, объем налогооблагаемой прибыли сознательно уменьшают даже те предприятия, которые находятся в условиях экономических экспериментов и, соответственно, пользуются существенными льготами по налогу на прибыль.

Например, в 2000 году, то есть в период предоставления налоговых льгот как участнику эксперимента в горно-металлургическом комплексе, один из металлургических комбинатов принял на баланс 23 сельскохозяйственных предприятия с обязательствами и убытками минувших лет. В принципе хороAшо, что директор нашел возможность обеспечить свой многотысячный коллектив. Но при чем здесь бюджет?

Грустно, что многие предприятия, которые вошли в рейтинг топ-100 и являются наиболее привлекательными, платят суммы налога на прибыль несоизмеримо малые либо показывают убытки, которые переносятся на следующие периоды.

Недавно ГНАУ обнародовала список таких, как раньше сказали бы, маяков. В списке — ОАО «Енакиевский металлургический завод», ОАО «Нижнеднепровский трубопрокатный завод», ОАО «Концерн «Стирол», ОАО «Днепроазот», КГГМК «Криворожсталь», ОАО «Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича».

Согласно статистике, убыточной остается деятельность 50% промышленных предприятий, 52% предприятий строительства, 55% предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Эти уже не только не платят налог на прибыль, но постепенно проедают даже собственные оборотные средства, их платежеспособность падает, дебиторская задолженность растет. Так, с начала года она увеличилась более чем на 28 млрд. грн. Какие уж тут налоги…

Руда… с Каймановых островов

Происхождение еще одной «дырки» в бюджете — оффшоры. Первыми прикинулись «иноземцами» предприятия легкой промышленности, которые сумели убедить всех, что работают лишь за одну зарплату на давальческом сырье. Потом на давальческие схемы перешли нефтепереработчики…

По данным Минэкономики, за семь месяцев с.г. использовано давальческого сырья (в млрд. грн.): при производстве нефтепродуктов — на 6,74 (темп роста объемов производства за этот период составил 76,9%); при производстве продукции пищевой промышленности — на 2,576 (22%); при производстве продукции легкой промышленности — на 1,614; при производстве продукции металлургии и обработки металла — на 3,54 (14%); химической и нефтехимической промышленности — на 1,124. Все отрасли использовали давальческого сырья на 21 млрд. 101 млн. грн.

И дело, конечно же, вовсе не в плохих директорах. Они-то заботятся о своей прибыли, и правильно делают. Но вот те, кто писал закон с такими «прорехами», должны были, по идее, позаботиться о наполнении бюджета. И те, кто по таким законам планировал доходы бюджета, по идее, тоже должны были озаботиться — это кроме того, что для начала должны уметь считать.

По информации Госкомстата, за семь месяцев с. г. в Украину поступило давальческого сырья на 587,2 млн. долл., что составляет 6,8% от всего объема импорта (за аналогичный период прошлого года было 6,6%). При этом из оффшорных зон поступило давальческого сырья на 43,6 млн. долл. США.

По этой схеме в Украину якобы с Кипра, Каймановых островов и из других тропических стран поставлялись руда, шлаки, зола, топливо, нефть и нефтепродукты, химические волокна, нитки, шерсть, электрические машины и оборудование.

В оффшорные же зоны экспортировано продукции на 226 млн. долл. США. И вправду подумаешь: а не подавятся ли они там, в оффшорах, в самом деле?!

Отечественная продукция ненасытным оффшорам отпускается по минимальным ценам, которые зачастую не покрывают затрат на ее производство. О том, что выручка оттуда вряд ли вернется, упоминать излишне. Суммы невозвращенной выручки, которые числятся за некоторыми нашими предприятиями, могут кого хочешь смутить, даже налоговую инспекцию. По ее данным, НАК «Нефтегаз Украины» «никак не может получить» 1 млрд. 172 млн. грн., ООО «Николаевский глиноземный завод» — 90,8 млн. грн., корпорация «Индустриальный Союз Донбасса» — 37,6 млн. грн., ООО «Днепрошина» — 23,7 млн., Запорожский алюминиевый комбинат — 21,8 млн., НАЭК «Энергоатом» — 14,3 млн.

Показательно, что по сравнению с прошлым годом в 2,6 раза увеличился экспорт на Виргинские острова, на 42% — в Сингапур, значительно увеличился экспорт в Либерию, Гонконг.

Объемы импорта в Украину через оффшорные зоны тоже увеличиваются, вследствие чего сверхприбыли остаются за границей. Наиболее показательный пример: при том, что с севера и востока у соседей наших плещутся океаны нефти и газа, 79% энергоносителей импортируется в страну через оффшорные зоны.

Кстати, об энергоносителях. В нынешнем году заводы на территории нашей страны увеличивают производство нефтепродуктов. За восемь месяцев 2001 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 90,8% выросло производство бензина, на 77,4% — дизельного топлива.

От реализации этого добра в бюджет надлежало уплатить 353 млн. грн. акцизного сбора, однако поступило менее половины. В остальных случаях включалась схема ухода от налогов под названием «давальческое сырье». В случаях, когда ГНАУ пыталась получить налог через хозяйственные суды, она проигрывала с завидным постоянством: уж больно мутную водичку «наколотил» законодатель.

Список бед и потерь вследствие недальновидности, незнания (или, наоборот, завидной, и тогда корыстной, дальновидности) народных депутатов можно продолжить.

Обидно, однако: даже укрепление нашей гривни при сложившейся практике составления госбюджета невыгодно, поскольку некоторые платежи, как, например, за транзит газа, исчислялись в долларах. Планировщики бюджета валюту контрактов радостно пересчитывали в родимую по курсу, спрогнозированному Минфином, — и таким образом узаконивали «бюджетную дыру» в размере реально состоявшейся курсовой разницы. То есть даже укрепление национальной валюты оказывается разорительным для государства, в котором не умеют управлять сложившейся ситуацией.

Но дело, в принципе, не только в этих цифрах, хотя они колоссальны. Очень симптоматично, что эти потери закладываются из года в год, подобно тому, как десятилетиями СССР планировал перевыполнение планов на сколько-то там процентов. Неужто нам не под силу несколько изменить принцип начисления некоторых налогов, изменить законы и отменить ряд льгот, выгодных только некоторым предприятиям?

Тогда не придется стране носить воду решетом. Впрочем, одновременно это предполагает, что невозможно будет пристроиться под решетом со своей кружечкой...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно