ЛУЧШЕ НДС В НЕБЕ, ЧЕМ МИЛЛИАРД В РУКЕ? КРЫМСКИЙ ПАРЛАМЕНТ РАЗОЧАРОВАН: ИГОРЬ МИТЮКОВ НЕ ЗАХОТЕЛ СТАТЬ «НАРОДНЫМ ГЕРОЕМ КРЫМА»…

15 декабря, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №49, 15 декабря-22 декабря

Бюджет Украины принят. Его называют подарком местному самоуправлению. Однако Крым встретил решение Верховной Рады Украины с двойственными чувствами...

Бюджет Украины принят. Его называют подарком местному самоуправлению. Однако Крым встретил решение Верховной Рады Украины с двойственными чувствами. С одной стороны, правительство и Минфин Крыма праздновали удачу: крымский бюджет-2001 по сравнению с нынешним годом возрос в полтора раза (он составляет 751,9 миллиона вместо 497,5 миллиона гривен), и теперь можно отзывать из ВР Крыма ранее поданный вариант бюджета-2001 и формировать новый документ на основе принципов, утвержденных в Киеве. С другой стороны, полное разочарование царит в крымском парламенте: его идея одноканального бюджета вновь потерпела крах...

«Киев для Крыма не поскупился…»

Вообще Киев для Крыма дорогого не пожалел: за расчетную принята налогоемкость региона в 1,09 миллиарда гривен, хотя в Крыму только за 11 месяцев с.г. собрано 1,128 миллиарда. За основу формирования бюджета взяты реальные потребности расходов региона, оцененные в 751,9 миллиона гривен. В доходы автономии Киев, как и в 2000 году, согласился зачислять в полном объеме три общегосударственных налога: подоходный, налог на прибыль и акциз, кроме того — все сверхплановые поступления по всем общегосударственным налогам, включая НДС. В то же время Киев берет часть расходов на себя. 40 миллионов гривен на обеспечение работы Северо-Крымского оросительного канала отнесены в будущем году в расходы общегосударственного бюджета; правительство Украины существенно увеличило выплаты на программу по обустройству депортированных, впервые предусмотрело 10 миллионов гривен на обустройство бывших военных городков и дополнительно 10 миллионов — на развитие инфраструктуры курорта Большой Ялты.

С таким бюджетом Крым имеет возможность, по мнению министра финансов Людмилы Денисовой, увеличить расходы по сравнению с нынешним годом на образование на 47,8 процента, на здравоохранение — 16,3 процента, на социальную защиту — 70,5 процента, жилищно-коммунальное хозяйство — на 183,2 процента, выделить 17 миллионов на покрытие задолженностей по зарплате и покончить с долгами…

Но исходя их того, что уровень недовольства бюджетом у руководства крымского парламента сейчас необычайно высок, можно подумать, что все это несущественно. А что же важно для депутатов?

Была у парламента мечта

Объясняя по крымскому телевидению, «что помешало нашей общей крымской победе», заместитель председателя Верховной Рады Крыма Юрий Корнилов поведал: «Я говорил Игорю Митюкову: вы можете стать народным героем Крыма — только отдайте НДС! Нет, он стал, как стена...» Подход Верховной Рады Крыма к бюджетной проблеме автономии вот уже два года не меняется — все сводится к реализации той мечты, которая (так утверждают парламентарии, хотя на самом деле, как подтвердил Конституционный суд Украины, это не так!) следует из крымской Конституции, чтобы собранный в автономии НДС оставался в распоряжении Крыма. Леонид Грач, комментируя результаты утверждения бюджета страны, отнес к «позитиву» только то, что «голос Крыма в украинском парламенте все-таки услышали», но вынужден был констатировать, что «Верховная Рада Украины в очередной раз проигнорировала конституционные полномочия Крыма». С чем категорически не согласен крымский премьер. «Борьба за НДС — это был проигрышный путь! — сказал журналистам Сергей Куницын, — поэтому мы пошли другим путем и руководствовались не эмоциями, а расчетом и экономическими аргументами».

Но мог ли вообще Киев оставить Крыму НДС? Во-первых, как уже говорено много раз, это противоречит закону об НДС, во-вторых, если бы, по идее, общегосударственный по своей природе НДС передавался Крыму, то ему же пришлось бы возмещать НДС, и суммы, которые могли бы оказаться вообще большими, чем крымский бюджет. Только взвешенная позиция специалистов в правительстве и Минфине Крыма и понимание ситуации в Киеве спасают автономию от полного финансового развала. Дело в том, что крымская Верховная Рада уже испытала свои подходы на практике: бюджет-2000 был сформирован в автономии путем зачисления в него всего НДС, что привело к дефициту его доходной части в 120 миллионов и невозможности исполнения всех расходов. Недавно Президент Украины приостановил постановление крымского парламента о бюджете на 2000 год и внес представление о его отмене в Конституционный суд с тем, чтобы Минфин Крыма хоть как-то мог свести концы с концами в годовом балансе.

Последним «шагом отчаяния» выглядело то, что по настоянию главы крымского парламента группа народных депутатов во главе с Анатолием Раханским предлагала поправкой к статье 37 закона о бюджете Украины на 2001 года предусмотреть, что «в доходы… бюджета АРК… зачисляются в полном объеме все общегосударственные налоги и сборы, собираемые на территории АРК». Это и был тот третий вариант, о котором мы говорили в прошлой публикации (см. «ЗН» № 47, «Хлеб с маслом»).

Перспективы этой поправки, в случае ее принятия, были незавидными — она явно противоречила другим законам Украины, кроме того, привела бы к изъятиям из крымского бюджета, по разным расчетам, от 300 до 400 миллионов гривен — но за нее проголосовали лишь 160 народных депутатов. Из этого факта в Крыму сделали свой, специфический вывод. Парламентская газета автономии опубликовала поименные итоги голосования, и целые фракции ВР были обвинены в противодействии «общей крымской победе» и «интересам Крыма». Хотя весь вопрос состоит в том, как именно эти интересы понимать: выражаются они в том, чтобы обеспечить больший бюджет, или же в том, чтобы выполнить якобы содержащиеся в Конституции автономии требования?

Только в январе правительство Крыма сможет подать парламенту новый вариант бюджета. Прохождение его не будет простым: противоречия между парламентом и правительством автономии зашли настолько далеко, что многие вообще сомневаются в возможности согласия. Как предполагает Сергей Куницын, «драка будет на предмет формирования расходной части, тем более что приближаются выборы». На сей раз наученное горьким опытом 2000 года, когда работать пришлось практически без бюджета, крымское правительство разработает свой документ на основе закона Украины. Согласится ли с таким подходом парламент Крыма?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно