ЛОВИЛАСЬ РЫБКА БОЛЬШАЯ И МАЛЕНЬКАЯ, ПОКА БРАКОНЬЕРОВ НЕ ВЗЯЛИ С ПОЛИЧНЫМ

16 апреля, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №15, 16 апреля-23 апреля

...Появившийся невесть откуда пограничный «сторожевик» произвел на турок эффект разорвавшейся бомбы...

...Появившийся невесть откуда пограничный «сторожевик» произвел на турок эффект разорвавшейся бомбы. Застигнутые врасплох браконьеры некоторое время пребывали в замешательстве. Через пару минут, выйдя из оцепенения, на палубах заметались люди и за кормой шхун вздыбились пенные буруны. Маленькие юркие суденышки, словно зайцы, бросились врассыпную, пытаясь, петляя зигзагами, уйти от преследования.

«Корабль экстренно

к бою и походу приготовить!»

Информация о группе турецких судов, занимающихся незаконным промыслом рыбы в районе острова Змеиный, внесла свои коррективы в размеренный уклад службы моряков-пограничников Севастопольского соединения. Выйти в море для задержания браконьеров было приказано экипажу ПСКРа «Полтава» под командованием капитана 2-го ранга Сергея Зарвы.

Получив «добро» и отдав швартовы, «сторожевик» нетерпеливо задрожал и рванулся от пирса. Миновав боновые заграждения и выйдя в открытое море, «Полтава» взяла курс в указанный район. Идя на одной «машине» со скоростью 16 узлов, корабль разрезал форштевнем тугие свинцовые волны.

В дилетантстве браконьеров

не упрекнешь

(отступление первое)

Так чем же прельщает турецких браконьеров украинская экономическая зона? Весь секрет в том, что по весне в район острова Змеиный приходит нереститься камбала-калкан и некоторые виды осетровых рыб.

Камбала-калкан (Scophth almus maeoticus) обитает в Черном и Азовском морях на глубинах 90-100 метров. В период нереста заходит в устья Днепра и Днестра. У черноморского калкана высота составляет 80% от длины, тело покрыто костяными горбиками конической формы. Общая длина достигает метра, вес до 15 кг. Размножается с конца марта-апреля до второй половины июня, иногда до конца июля. Разгар нереста - в мае. Черноморский калкан - ценная, запрещенная для промысла рыба. В Азовском море калкан представлен более мелким подвидом - азовским калканом.

На протяжении последних нескольких лет моряки-пограничники ведут борьбу с браконьерами. Однако в силу целого ряда причин, связанных в первую очередь с острейшим дефицитом горюче-смазочных материалов и крайне недостаточным материально-техническим обеспечением кораблей, стражи границы имеют возможность лишь время от времени обходить дозором свои «владения». Поэтому, уверовав в полнейшую безнаказанность, турецкие браконьеры каждую весну появляются в наших водах. И неудивительно, ведь, как говорится, игра стоит свеч. По оценке специалистов, только один удачный промысловый рейс может «кормить» турецкого рыбака-браконьера целый год (!). В дальнем зарубежье камбала-калкан идет на вес золота.

Кстати, по подсчетам специалистов, 10 средних браконьерских шхун за два месяца весеннего лова наносят Украине ущерб более чем на 12 млн. долларов США. В то же время, для того чтобы прикрывать целый год всю экономзону от любых браконьерских посягательств, морчастям Погранвойск на приобретение топливно-смазочных материалов необходимо около миллиона долларов. Что и говорить, разница в 11 млн. долларов впечатляет.

К слову, сегодняшний браконьер - это не какой-нибудь рыболов-любитель, полагающийся чисто на свою удачу. Год от года действия браконьеров становятся хитрее и изощреннее. Взяв в «сообщники» технический прогресс, любители легкой наживы активно используют не только сети, но и придонные тралы, применение которых влечет за собой непоправимый ущерб черноморской флоре и фауне. Давно уже канули в Лету сигнальные вешки, обозначавшие районы постановки сетей. В наши дни любой уважающий себя браконьер пользуется радиобуями и космической связью.

При задержании турецкие браконьеры, как правило, пускают в ход заранее припасенные козыри, ссылаясь на отказавшую ни с того ни с сего навигационную аппаратуру, потерю ориентировки, или напрочь отрицают сам факт браконьерства, даже несмотря на обнаруженную у них на борту выловленную рыбу и мокрые снасти. Зачастую, завидев пограничный «сторожевик», браконьеры в спешном порядке обрубают сети и тралы и отправляют за борт весь улов, делая затем невинные лица, дескать, а мы что, а мы ничего, просто прогуляться вышли. При таком раскладе, даже если дело доходит до суда, доказать вину браконьеров практически невозможно. Опыт былых судебных процессов красноречиво свидетельствует об этом. К примеру, капитан браконьерской турецкой шхуны Хасан Чинакчи Агуллари уже дважды представал перед очами Фемиды, после чего еще несколько раз его судно задерживалось пограничниками. Однако за отсутствием улик экипаж отпускали восвояси.

«Цель! Надводная групповая...»

...Сырая туманная мгла быстро окутала «Полтаву» плотным и бескрайним покрывалом. Дело близилось в полудню, когда четкий доклад радиометриста всколыхнул экипаж: «Цель! По пеленгу... дистанции... Надводная групповая...» Так и есть. Четыре маленькие зеленые точки отчетливо проступили у самой кромки разверстки индикатора радиолокационной станции. Расстояние до целей было приличное.

Стремительно приближающийся «сторожевик» немало обескуражил турок и парализовал их действия на какое-то время. Однако инстинкт самосохранения все же возобладал над эмоциями. Запустив двигатели и снявшись с якорей, маневренные суденышки бросились в разные стороны.

Погоня

...Завершив циркуляцию, ПСКР стал сближаться с одной из шхун. В небе малиновой точкой зажглась сигнальная ракета, приказывающая капитану судна застопорить ход. Затем вспыхнула вторая. Четвертая. Девятая. Над волнами разносился усиленный корабельными динамиками хриплый голос капитана 2-го ранга С.Зарвы, требующего немедленной остановки судна. Но верткая браконьерская посудина упорно продвигалась к выходу из экономзоны.

Какое-то время ПСКР и шхуна шли параллельными курсами. Однако через мгновение, круто переложив руль на борт, судно резко отвалило в сторону. Все началось заново. Красные сигнальные ракеты. Приказы о немедленной остановке, передаваемые по громкоговорящей связи на турецком языке. И резкий отворот шхуны в самый последний момент.

«Без приказа не стрелять!»

(отступление второе)

Скажите на милость, где, в какой цивилизованной стране мира устраивали бы такие гонки боевого корабля за иностранными браконьерами? Какое государство позволило бы из года в год вот так варварски разорять свое национальное богатство? Нет сомнений в том, что корабль береговой охраны тех же Соединенных Штатов, защищая экономические интересы своего государства, в случае неподчинения уже давным-давно накрыл бы нарушителя одним-единственным залпом корабельных орудий. Применительно к нашим условиям подобное, увы, нереально. Справедливости ради нужно сказать, что летом 1996 года Кабинет министров Украины принял постановление, разрешающее морякам-пограничникам применять оружие. Однако ни один командир корабля без согласования с вышестоящими инстанциями не возьмет на себя ответственность открывать огонь на поражение.

Впрочем, даже самое «тихушное» задержание, проведенное, как говорится, без шума и пыли, добавляет морякам-пограничникам много головной боли. Кальки маневрирования, выписки из вахтенных и навигационных журналов и масса другой отчетной документации отрабатываются служивыми, что называется, долго и нудно. Придя из морского похода и доказывая правомочность и правильность действий экипажа в ходе пограничной операции, командир корабля будет как минимум пару месяцев «отписываться» перед различными инстанциями. Короче говоря, здесь и без стрельбы заморочек больше, чем нужно. Вот и получается, что ты сначала задержи браконьеров, а потом попробуй доказать, что все было сделано в строгом соответствии с требованиями международных морских нормативных актов и что действия моряков-пограничников ничем не оскорбили прав и человеческого достоинства задержанных. Скорее всего, в обозримом будущем каких-либо кардинальных положительных перемен в этом плане, увы, не предвидится.

Победная точка

...Когда «мирный» арсенал был исчерпан, остался только один способ остановить «турка» - тот самый, который официальным языком называется «маневрирование с целью остановки нарушителя», или проще - навал корпусом. Однако осуществить это на практике даже для опытного экипажа оказалось задачей достаточно сложной. К бортам браконьерского судна не подступиться - мешали тральные кран-балки. Поэтому все три навала были направлены на кормовую часть. Один, другой, третий; скрежет железа, крики и отчаянная жестикуляция турецкого капитана.

«Турок» оказался крепким орешком. Только после третьего удара, получив довольно большую пробоину, он остановился и начал откачивать воду. Друйфующее суденышко медленно развернулось, и моряки-пограничники узнали, наконец, его название: на обшарпанном корпусе в носовой части было начертано «Демирчиоглу». По требованию пограничников судно подошло к левому борту «Полтавы». Осмотровая группа во главе с капитаном 3-го ранга Геннадием Сокирко перепрыгнула на борт нарушителя. При этом наши ребята реально рисковали жизнью, ведь надежно швартоваться турки не захотели.

А потом начался осмотр шхуны, во время которого в ее трюмах было обнаружено большое количество камбалы-калкан и черноморскую белугу.

Задержанные не отказывались от своей вины, но и признавать ее также не спешили. Не с восторгом отнеслись они и к требованию перехода в Севастополь. «Сами не пойдем» - примерно так можно было понять смесь турецко-английской «тарабарщины», хорошенько приправленной жестами. Поэтому пришлось нашим морским пограничникам тянуть задержанную шхуну буквально «на себе» почти до самой Камышовой бухты, к тому же помогая туркам откачивать воду из трюма.

На следующий день на борт «Демирчиоглу», ошвартованной у пирса, для «разбора полетов» прибыли представители государственной рыбной инспекции. Весь улов они перевесили и изъяли как вещественное доказательство. К слову, наши пограничники уже давно привыкли к тому, что решать дальнейшую судьбу браконьерской рыбки - «не в их компетенции». Впрочем, та же самая картина наблюдается и относительно приоритетности в судопроизводстве: иск моряков-пограничников на возмещение затрат был рассмотрен в последнюю очередь, причем в данном случае речь шла о мизерной сумме по сравнению со штрафами, присужденными в пользу рыбинспекции.

Энтузиазм скорее жив, чем мертв...

Смею заверить, что пресловутый энтузиазм еще достаточно прочно «сидит» в наших людях. Ярким тому подтверждением является нынешняя служба моряков-пограничников. Все-таки как нужно любить свою профессию и насколько быть преданным своему делу, чтобы выходить в море на охрану рубежей государства, которое не в состоянии своевременно выплатить даже мизерную зарплату своим защитникам. Не отпускает денег для своевременного приобретения продуктов питания, сахара и даже хлеба! Прав был Верещагин, чертовски за державу обидно!

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно