ЛИКБЕЗ ДЛЯ ФОНДА ГОСИМУЩЕСТВА КТО ЕСТЬ WHO?

21 марта, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №11, 21 марта-28 марта

Что-то не шибко довольно нынче государство, как распоряжаются его собственностью. И за это крепко достается «на орехи» верхушке Фонда госимущества...

Что-то не шибко довольно нынче государство, как распоряжаются его собственностью. И за это крепко достается «на орехи» верхушке Фонда госимущества. Потому там сейчас активная кадровая перетасовка. В связи с этим только ленивый не высказывался в последнее время о ФГИ. Не отмалчиваются и сами работники Фонда. А средства массовой информации стремятся адекватно отразить развитие событий. Причем тиражируют подчас самые противоположные позиции.

Вот и решили мы как бы собрать за виртуальным «круглым столом» наиболее ярких фигурантов приватизационного процесса. Чтобы послушать и разобраться, кто же, в конце концов, есть who? И озвучить то, что было сказано этими авторитетными должностными лицами для прессы, телевидения, радио за последние два месяца. А дабы разговор был полезным и конкретным, предложили обсудить разгорающийся ныне скандал вокруг купли-продажи пакета акций открытого акционерного общества «Никопольский завод ферросплавов».

Интересный, между прочим, получился «компот». Зачастую, правда, напоминающий спор слепого с глухим. Когда один не слышит, что говорит другой, а тот не видит красноречивых жестов собеседника. Прямо гремучая смесь какая-то...

Можно — стулья вечером. Но деньги — вперед!

Президент Украины сказал: «Вопрос не в количественной приватизации, а в качестве ее проведения». И мнения оппонентов тут же разделились. Одни убеждены, что под качественными показателями следует в первую очередь понимать наибольшую пользу для бюджета, а под количественными — более продуманную предпродажную подготовку, когда — не числом, а умением. Другие же, наоборот, ищут какого-то «эффективного собственника», а наполнение бюджета, мол, — дело десятое. Дескать, эффективный собственник и наполнит.

Слово — участникам «круглого стола».

Виктор Янукович, премьер-министр Украины:

— Оценка, которую мы даем работе Фонда на сегодняшний день, — отрицательная.

Валерий Хорошковский, министр экономики и по вопросам европейской интеграции Украины:

— К сожалению, могу подтвердить, что приватизационные процессы были не совсем открытыми. Поэтому не было и результата, которого ожидало государство.

Первый вице-премьер-министр Николай Азаров, как обычно, конкретен:

— Мы за 11 лет получили 6 миллиардов гривен. Выходит, полэкономики страны оценили в 1 миллиард долларов? Это уже говорит о том, что приватизация осуществлялась по схемам, далеким от тех, по которым должна осуществляться по закону. Мы не смогли сделать ее инструментом ускорения развития экономики. Она не соответствует даже фискальным оценкам.

Тут слово просит первый заместитель председателя Фонда госимущества Украины Михаил Чечетов:

— Пусть меня критикуют правительство, Верховная Рада, но я говорил и буду говорить, что при приватизации стратегических объектов мы не должны ставить во главу угла только фискальную составляющую, а и видеть перспективу. Основное, чтобы эффективно работало предприятие...

Точку зрения правительства о том, что же запрягать впереди — лошадь или телегу, мы уже услышали. Говоря же о позиции Верховной Рады, уважаемый г-н Чечетов, видимо, имел в виду постановление ВР об отчете Фонда о ходе выполнения госпрограммы приватизации на 2000—2002 годы, где, в частности, имеет место такая оценка: «Фонд госимущества... не обеспечил в полном объеме поступления в госбюджет Украины средств от приватизации государственного имущества в определенных Государственной программой приватизации размерах... Работу Фонда за отчетный период признать неудовлетворительной».

За «круглым столом» на мгновение воцаряется тишина. Видимо, присутствующие удивлены репликой г-на Чечетова. Обстановку пытается смягчить председатель Специальной контрольной комиссии Верховной Рады по вопросам приватизации, народный депутат Валентина Семенюк. Все-таки женщина.

— Тяжело говорить о сегодняшних результатах приватизации, когда нет ее обобщенной цели, принципов, граничных целей.

Кстати, о процедуре торгов. По этому поводу у народного депутата Украины Сергея Матвиенкова есть замечание:

— Нецелесообразно дробить пакеты акций ликвидных предприятий, так как это снижает объем поступлений в бюджет и не стимулирует привлечение эффективного собственника. Таким примером может быть продажа госпакета акций Никопольского завода ферросплавов…

Тут в работе «круглого стола» объявляется перерыв, и мы, воспользовавшись паузой, вводим читателей в курс событий с продажей пакета акций ОАО «Никопольский завод ферросплавов» — стратегического, кстати, монополиста в Украине.

Торги назначены на конец марта. Причем Фонд госимущества почему-то решил, что для государства будет выгоднее именно раздробить свой контрольный пакет и продать лишь часть его — 25 процентов плюс одну акцию. Оставшейся же «четвертушкой» наградить победителя, передав ему бесплатно (!) еще 25 процентов акций в управление. Иными словами, заплатив только за блокирующий, счастливчик получает в распоряжение весь контрольный пакет.

Такие презенты с кондачка не делаются.

Но ведь еще не известно, кто выиграет, воскликнете вы. И будете неправы.

— Иногда условия конкурса таковы, что сразу понятно, кто будет его победителем — настолько это очевидно, — подключается к нашему разговору Сергей Матвиенков.

Хитрость в том, что дополнительные условия конкурса сформулированы Фондом так, что единственным его участником — а значит, и победителем — может оказаться лишь днепропетровская научно-производственная инвестиционная группа «Интерпайп». Остальные желающие поторговаться за заветный пакет акций остаются как бы за бортом. Из отечественных потенциальных претендентов только коммерческий банк «Кредит-Днепр», входящий в консорциум «Интерпайпа», имеет оговоренный условиями опыт трехгодичного управления аналогичным производством в объемах не менее 350 тыс. тонн электроферросплавов в год.

Вряд ли получится поучаствовать в торгах и у зарубежных инвесторов.

Тут участников дискуссии снова приглашают занять свои места за «круглым столом».

Конкурент конкуренту — не друг, не товарищ, не брат

Слово берет президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах:

— Когда возникают такие сомнения, как по Никопольскому заводу ферросплавов, безусловно, необходимо очень серьезно работать. Там, где нет доверия, где неравные условия, приватизация не будет отвечать нашим национальным интересам. Ни по цене, ни по конечному результату. Вопрос приватизации стратегических предприятий — это вопрос национальной безопасности Украины. Необходимо более ответственно относиться к их предприватизационной подготовке.

Своего предшественника поддерживает Виктор Янукович:

— Мы заинтересованы в том, чтобы приватизация госимущества проходила по максимально прозрачным схемам.

— Чтобы не было подковерных процессов, от которых страдает не только бюджет, но и предприятия, — добавляет Николай Азаров.

— Приватизация должна начинаться с поиска потенциального инвестора, — вступает в дискуссию наука в лице директора Института приватизации, управления собственностью и инвестициями Александра Рябченко. — И только когда инвесторы найдены — время объявлять конкурс. Если этого не сделать, повторятся результаты 2002 года, когда было объявлено к продажам на конкурсах и торгах пакетов акций общей стоимостью 1,584 миллиона гривен, а продано на 151 миллион гривен.

На этот раз первый заместитель Фонда госимущества согласен с выступающими. И разъясняет позицию ФГИ по привлечению инвесторов к торгам за акции Никопольского завода ферросплавов:

— Мы рассматриваем продажу акций ОАО не только через призму участия в конкурсе отечественных потенциальных покупателей, а и с точки зрения иностранных инвесторов, причем из дальнего зарубежья.

При этих словах председатель Фонда госимущества Александр Бондарь почему-то кривится.

— Последним участием западного инвестора была попытка покупки «Балцема», которая закончилась уходом швейцарской компании с рынка Украины. Я думаю, надолго, если не навсегда.

Но г-н Чечетов как будто не слышит этой реплики:

— Интерес к конкурсу проявляют, в частности, российские Челябинский металлургический комбинат и ОАО «Кузнецкие ферросплавы». Потенциальными участниками могут быть ряд иностранных компаний, в том числе французская компания Eramet Group, бразильская CVRD, а также южноафриканская ВНР...

Видимо, настало время развеять иллюзии первого зампреда Фонда и к тому же председателя конкурсной комиссии по продаже акций Никопольского завода ферросплавов относительно участия зарубежных инвесторов. Дело в том, что Челябинский металлургический комбинат уже несколько лет убыточен, что не стыкуется с заявленным ФГИ статусом участника торгов. По данным печати, «Кузнецкие ферросплавы» длительное время не начисляют дивидендов. Точнее, начисляют, но лишь на так называемые привилегированные акции. То есть на те, начисления на которые осуществляются независимо от решения общего собрания, автоматически. На то и привилегированные.

По потенциальным претендентам из дальнего зарубежья ситуация несколько иная. Те сейчас более озабочены другим — стремительным сокращением потребности мирового рынка в ферросплавах. Поэтому они, наоборот, сокращают свои производства. Да и при очень большом желании эти инвесторы все равно не успели бы собрать и сдать затребованные Фондом многочисленные документы в отведенный для этого трехнедельный срок. Особенно с учетом того, что их заводы разбросаны по разным странам и даже континентам.

Как ни крути, единственным кандидатом на участие в конкурсе все равно остается «Интерпайп».

С этим, понятно, не соглашаются остальные инвесторы. И уже готовы обратиться в суд, если Фонд таки проведет отбор участников в строгом соответствии со своими дискриминационными требованиями. А значит, долго еще вырученные от приватизации средства не пополнят госказну. Но руководство Фонда как будто не понимает, что откровенно нарушает права собственников. И это при том, что Фемида уже неоднократно отменяла незаконные решения ФГИ. Более того, госчиновники обвиняют во всех тяжких грехах саму судебную систему, принимающую к рассмотрению иски «отказников».

— Не вижу причин для начала судебных разбирательств по продаже Никопольского ферросплавного завода, — отмахивается от обвинений в адрес Фонда Александр Бондарь. Обиженно достает заявление об отставке и покидает аудиторию.

— Объективной причиной отставки председателя Фонда госимущества является невыполнение программы приватизации за несколько лет, — комментирует ситуацию народный депутат Борис Беспалый.

Место председателя Фонда в президиуме уверенно занимает Михаил Чечетов и, как ни в чем не бывало, вещает:

— В денежной приватизации произошло смещение акцентов, и во главу угла теперь ставится не обеспечение поступлений средств любой ценой, а поиск инвесторов, которые способны обеспечить работу предприятий на перспективу.

С ним не согласна Валентина Семенюк:

— Идет борьба в первую очередь за то, чтобы уничтожить конкурента, в том числе и на внешнем рынке. А самое главное — прихватить НЗФ и получить влияние на предприятия-монополисты, существующие на территории Украины, поставив их в сырьевую зависимость.

Браво, госпожа Семенюк! Коротко и ясно. А главное — по существу.

Объявляется перерыв.

О роли мышки в приватизации стратегической репки

Как обычно, в конце слушаний за «круглым столом» остается менее половины участников. У остальных — дела поважнее. А жаль. Начинается самое интересное.

Оказавшись в новой роли в составе почетного президиума г-н Чечетов пытается взять реванш и объяснить действия Фонда.

— Мы ориентируемся на серьезных покупателей, и хотим быть уверенными в наличии у них опыта эффективного управления. Говорят, что мы сужаем базу конкуренции. Я бы так не сказал. Скорее, отсекаем мелких инвесторов, с которыми трудно связывать серьезное улучшение работы предприятия, но с которыми связаны большие риски…

Позвольте, читатель, это кого же причисляет к «мелким инвесторам» наш визави? Это с кем он связывает «большие риски»? Уж не с Индустриальным ли союзом Донбасса, не с Приватбанком ли, изъявившими желание участвовать в конкурсе по продаже никопольских акций наравне со всеми? А кто у него вызывает наибольшее доверие? Коммерческий банк «Кредит-Днепр»! Которого с высоты вышеназванных гигантов даже в лупу не рассмотреть.

М-да, как-то даже неловко думать, но… Мягко говоря, странным образом сказывается на адекватности восприятия реальности перемещение г-на Чечетова в состав президиума.

Хотя если учесть, что за спиной банка «Кредит-Днепр» стоит «Интерпайп», а за тем — народный депутат Виктор Пинчук со всеми своими дальними и ближними связями…

Прямо как в сказке получается: бабка — за дедку, дедка — за репку, а тут мышка кстати подбежала.

И… вытащила стратегическую репку.

Узелок на память. Статья 29, п.3 Закона Украины «О приватизации государственного имущества» гласит: «Должностные лица государственных органов приватизации, других органов исполнительной власти несут административную ответственность в виде штрафа за… необоснованный отказ в приеме заявления о приватизации». До восьми не облагаемых налогами минимумов, между прочим.

Столько уже судов проиграно неугомонным Фондом, что по-человечески жаль становится чиновников из ФГИ. Вредная у них работа. Себе в убыток.

Если, конечно, жить на одну зарплату.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно