Льгота, которой нет - Новости экономики. Обзоры экономической ситуации в Украине и мире. - zn.ua

Льгота, которой нет

6 июня, 2008, 14:41 Распечатать

Критика отечественного законодательства за несовершенство зачастую справедливая, однако не всегда заслуженная...

Критика отечественного законодательства за несовершенство зачастую справедливая, однако не всегда заслуженная. Одно из доказательств — принятый еще в ноябре 2004 года Закон «Об обеспечении молодежи, получившей высшее или профессионально-техническое образование, первым рабочим местом с предоставлением дотации работодателю».

То, что такой закон нужен, не подлежит сомнению. Наряду с женщинами, молодые люди на рынке труда наименее защищены. Например, в Запорожье из 25 тыс. безработных, которым городской центр занятости ежегодно оказывает помощь в трудоустройстве, более трети составляют лица в возрасте до 35 лет. Причем каждый десятый из них — выпускник высшего или среднетехнического учебного заведения. Причина проста. Боль­шинство работодателей отдает предпочтение опытным специалистам, не желая тратить время и средства на профессиональную подготовку вчерашнего студента или учащегося. Эту особенность как раз и учитывает закон, предусматривая финансовую дотацию при условии, что за полугодие на производстве не было сокращения численности работающих по профессии, на которую трудоустраивается молодой специалист. Проще говоря, в течение двух лет государство обязуется платить ему зарплату, а предприятию — компенсировать взносы на общеобязательное государственное социальное страхование.

Органом, обеспечивающим молодежь первым рабочим местом с предоставлением дотации работодателю, определена государственная служба занятости. Финансовое обеспечение возложено на государственный бюджет, в котором ежегодно должна предусматриваться компенсация затрат Фонда соцстраха.

Именно поэтому в намеченный срок (с 1 января 2006 года) закон не заработал. Профильный парламентский комитет, увлекшись экономией расходов казны, не выделил в госбюджете средств и перенес вступление закона в действие на следующий год. По­том, кстати, еще на год. Параллельно с этим не отличились законопослушанием и три состава правительства, несмотря на четкое предписание в шестимесячный срок со дня опубликования закона обеспечить принятие нормативно-правовых актов, необходимых для его реализации. То есть утвердить перечень профессий и специальностей, по которым может предоставляться дотация.

В нынешнем году дело, казалось бы, сдвинулось с мертвой точ­ки. На реализацию закона в госбюджете запланировали
32 млн. грн., а постановлением Кабмина «Некоторые вопросы предоставления работодателям дотации для обеспечения молодежи первым рабочим местом» утвержден перечень профессий и специальностей. Но, увы, перемен к лучшему на рынке труда это не предвещает. По крайней мере, в Запорожской области, где выделенные на трудоустройство выпускников около 1,5 млн. грн. освоить практически невозможно.

Первое препятствие — сугубо формальное. Каждой из восьми профессий и трех специальностей кабминовского перечня присвоен индивидуальный цифровой код, например, профессии каменщика — 7122.2. Но все дело в том, что профтехучилища давно готовят специалистов более широкого профиля: не просто каменщиков, а каменщиков-плиточников. Естественно, этой профессии присвоен уже другой код. А коль так, то трудоустройство выпускника с предоставлением дотации работодателю будет расценено не иначе, как прямое нарушение закона.

Но даже с устранением этого последствия элементарной несогласованности в работе двух министерств (труда и образования) закон все равно фактически обречен на бездействие. Как утверждают работники центра занятости, в области всего лишь у пяти выпускников, овладевших указанными в перечне профессиями, могут возникнуть проблемы с трудоустройством. Спрос на этих специалистов настолько высок, что учебные заведения попросту не в состоянии готовить их в достаточном количестве. И это, к слову, не единственная существенная перемена, обозначившаяся в последнее время на рынке труда.

Как отмечают специалисты, количество ищущих работу в Запорожье ежегодно уменьшается на 4—6 тыс. человек. В значительной степени это происходит вследствие оттока кадров из региона. Сейчас уровень безработицы в городе составляет 0,55%. Другими словами, почти на
4 тыс. запорожских безработных приходится более 5 тыс. вакансий. Поэтому первоочередная проблема сводится уже не столько к поиску, сколько к заполнению свободных рабочих мест, и социальная значимость проблемы занятости все больше уступает экономической.

С учетом этого, претензия работодателей на содействие государства в обеспечении трудовыми ресурсами вполне обоснованна. Не зря же их отчисления в фонд занятости составляют 1,3% от фонда заработной платы. А с ростом зарплаты (ее средняя величина в Запорожье превышает 1,8 тыс. грн.) растут и поступления в фонд занятости. В 2006 году городской взнос составлял 88 млн., а в прошлом — уже
140 млн. грн. И это при том, что наблюдается отчетливая тенденция сокращения расходной части на выполнение программ, действующих в сфере занятости. Таких, например, как организация общественных работ, выделение единовременных пособий по безработице для занятия предпринимательской деятельностью, досрочный выход на пенсию. Может, эта экономия обуслов­лена накоплением средств на реализацию невиданного доселе проекта? Допустим, предусматривающего создание новых предприятий, которые предоставят новые рабочие места, обеспечат раз­витие и рост экономики. Увы, все намного проще и банальнее. В конце года неиспользованные средства фонда занятости автоматически изымаются в бюджет.

Тогда закономерен вопрос: действительно ли недостаток средств является причиной двухлетней отсрочки введения в действие закона о дотационных рабочих местах для молодежи?

Особенно странным представляется этот «дефицит», если учесть, что два года назад в офисе Государственного центра занятости было 16 отделов, а сейчас — 24. Подобная ориентация не чужда и региональному уровню. Только масштабы скромнее. В областном центре занятости прибавилось всего два отдела. Но зато в каждом — пять-шесть сотрудников, начальник и заместитель. К слову, оклад последнего выше, чем у директора районного центра занятости — структуры, которая непосредственно занята реализацией государственной политики на рынке труда. В том числе и предоставлением первого рабочего места молодежи согласно закону, который при всех своих несомненных достоинствах продолжает бездействовать.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №14, 14 апреля-20 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно