КУДА ХАРЬКОВ ПОВЕЗЕТ МУСОР, ИЛИ ЧЕМ ЗАКОНЧИТСЯ «ПЯТЫЙ ПОХОД» ЗА КРЕДИТОМ?

21 декабря, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №50, 21 декабря-28 декабря

В Харькове все больше начинает попахивать скандалом, который окрестили «мусорным» или «кредитным»...

В Харькове все больше начинает попахивать скандалом, который окрестили «мусорным» или «кредитным». На первый взгляд все предельно просто. В регионе сложилась крайне неблагоприятная обстановка в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами. Чтобы решить проблему, местная исполнительная власть договорилась о кредите с Европейским банком реконструкции и развития. ЕБРР готов выделить кредит. Гарантии под него даны украинским правительством. Дело за малым — согласием местного депутатского корпуса. Но... под знаком «мусора» в Харькове прошло уже четыре сессии горсовета. Группа депутатов «блокирует» получение кредита. А теперь все по порядку.

Для начала — небольшая справка. Ежегодно в Харькове образуется около 480 тыс. тонн твердых бытовых отходов (ТБО) — по сути, по 300 килограммов на одного человека. И еще 360 тыс. тонн промышленных отходов. Закрытая в 1995 году Роганская свалка превысила проектную отметку более чем вдвое. Толщина защитной дамбы в верхней части недопустимо мала и не гарантирует от оползня «тела» свалки и прорыва фильтра, особенно в период снеготаяния или после ливня. Введенный в эксплуатацию в 1982 году мусоросжигательный завод — уже «старичок» и работает только на 10 процентов установленной мощности. Оборудование полностью изношено, морально устарело, газоочистка не соответствует современным экологическим требованиям. Токсичные канцерогенные газы отравляют атмосферный воздух близлежащих районов.

Альтернативных объектов по уничтожению ТБО в Харькове нет. Единственно действующий сегодня полигон — Дергачевский, куда и вывозится большая часть твердых бытовых отходов. По заключению специалистов, полигон исчерпает свой ресурс через два года.

Чтобы решить проблему с ТБО, в 1997—98 годах харьковчане разработали комплексную программу «Развитие системы обращения с твердыми бытовыми отходами в городе Харькове». В ноябре 1998 года ее основные направления одобрила сессия горсовета.

В январе 1999 года на выставке инвестиционных проектов программой заинтересовался Европейский банк реконструкции и развития. И уже в июле его сотрудники приезжают в Харьков, чтобы определиться с концепцией и планами сотрудничества. Международная консалтинговая компания «Халкроу» выполняет разработку предварительного технико-экономического обоснования и концептуального отчета. Для реализации программы, по требованию ЕБРР, решением сессии Харьковского городского совета от 15 июня создается коммунальное предприятие «Муниципальная компания по обращению с отходами». С мая по октябрь международная консалтинговая компания «Маунселл» и ряд харьковских институтов выполняют работы по оценке воздействия проекта на окружающую среду. Параллельно этому разрабатывается детальное технико-экономическое обоснование. Департамент Международного развития Великобритании и ЕБРР затрачивают на проведение подготовительных работ более 3 млн. долл.

В январе 2001-го пакет документов передается в Кабинет министров Украины. Его рассматривают и одобряют министерства экономики, финансов, иностранных дел, экологии и природных ресурсов, Государственный комитет строительства, архитектуры и жилищной политики Украины.

15 мая с. г. правительственный комитет экономического развития Кабинета министров, рассмотрев на своем заседании вопрос о целесообразности привлечения кредита ЕБРР в сумме 20 млн. долл. для реализации проекта, выносит положительное решение. В начале июня в Лондоне в штаб-квартире ЕБРР по поручению премьер-министра Украины проходят переговоры между официальной делегацией Украины и делегацией ЕБРР по согласованию проектных соглашений.

Наконец 20 июня 2001-го материалы выносятся на рассмотрение сессии городского совета года. И... проект не набирает необходимого количества голосов. Повторная попытка 18 июля — и тот же результат!

В октябре в Харьков приезжают представители ЕБРР. Все стороны процесса собираются в обладминистрации, чтобы еще раз проанализировать ситуацию, сложившуюся в городе с утилизацией и обращением с бытовыми отходами, обсудить вопрос кредита, строительства полигона. В горсовете называют срок проведения пятой по счету сессии. Какова же точка зрения сторон сегодня?

Харьковский городской голова Михаил Пилипчук убежден:

— Утилизация твердых бытовых отходов — главный вопрос для Харькова. Каждый год после зимы в городе образуется около 200 несанкционированных свалок. В марте–апреле мы проявляем «героизм», к маю их убираем, но к следующему осенне-зимнему сезону они потихонечку появляются снова. Так продолжаться не может, в этой работе должна быть система.

Григорий Семчук, зампред Госстроя Украины, председатель межведомственной рабочей группы по координации подготовки и реализации проектов развития жилищно-коммунального хозяйства в населенных пунктах, убежден:

— Проблема очень серьезная. В Украине сегодня более полутора тысяч так называемых полигонов, а проще — свалок. И нет ни одной, кроме Киева, которая отвечала бы элементарным экологическим и санитарным требованиям. Комитет разрабатывает программу санитарной очистки городов Украины. Закладывается новая для страны идеология в вопросах обращения с бытовыми отходами. Предусматривается поэтапное внедрение раздельного сбора мусора, дальнейшая сортировка и утилизация. Но это требует много времени, нужна определенная инфраструктура. В Харькове начали заниматься этой проблемой вплотную, потому что она очень остро стоит в городе. На мой взгляд, проект Евробанка разработан в полном объеме и отвечает всем требованиям мировых стандартов. Поэтому проволочки — это затягивание удавки на шее города.

Решение сессии 18 июля завело в тупик. Мы уже более пяти лет работаем со Всемирным и Европейским банками, отрабатывались проекты, связанные с водоснабжением и канализацией. Сейчас с Евробанком отрабатывается проект по воде и канализации на сумму 90 млн. евро. В нем пожелали участвовать около 20 городов, но эксперты отобрали только восемь. Что же касается проекта по санитарной очистке, то он — первый в Украине, первый в СНГ.

Депутатский корпус тоже убежден: проблема с твердыми бытовыми отходами требует решения. Мнения депутатов разошлись в оценке проекта и кредита. Геннадий Кернес представляет в этом вопросе «оппозиционную группу»:

— У этого кредита, по нашему убеждению, хорошо защищена техническая сторона. Никто не спорит, что полигон спроектирован в соответствии с какими-то европейскими стандартами. Мы настаиваем, чтобы вопрос рассматривался с точки зрения экономической целесообразности. Никто не касается этой плоскости, так как она влечет за собой рост тарифов для населения. К тому же мы не можем понять, как эти деньги будут возвращены Евробанку. Если за счет бюджета, то где взять такую доходную часть? На этот вопрос нам никто ответить не может.

Вопросов много. Вот только два из них. Почему депутаты Харьковского городского совета не владеют полной информацией об отводе земельного участка, почему до сих пор нет бизнес-проекта, по которому можно сделать оценку экономической целесообразности? Мы знаем, что «тело» кредита — 20 млн. долл., еще 16 млн. должна дать украинская сторона. Плюс проценты и таможенные пошлины. Когда все это сложим, то выйдет более 50 млн. А на саму реализацию проекта по строительству полигона пойдет лишь порядка 15 млн. долл. Как только закончится кредитное соглашение, прекратится существование этого полигона. Он рассчитан на 20 лет, кредит — на 15 лет. Поэтому мы ставим вопрос о рассмотрении альтернативных проектов, как это делается сегодня в странах Европы. Считаем, что такие разработки есть, их авторы — украинские производители, они просто не вышли в свет.

Побывавший в Харькове с целью выяснения дальнейшей ситуации член совета директоров ЕБРР Томас Майер заявляет:

— При подготовке этого проекта мы рассмотрели ряд возможных альтернативных решений. Предлагаемое нами — самое лучшее. Ситуация, которая сложилась в вашем городе, для меня весьма необычна. За всю историю работы в Банке я с таким еще не сталкивался. Мне кажется, что существует много сфер для плодотворного сотрудничества между ЕБРР и Харьковом. Одно из таких возможных направлений — водоснабжение и канализация. Конечно, если первый проект, первая попытка установления сотрудничества будет городским советом отвергнута, то не совсем разумно говорить о каких-либо других проектах сотрудничества с Харьковом. И все-таки мы не считаем, что городской совет отклонил займ по этому проекту. Совет не смог добрать достаточное число голосов для принятия решения. И этим объясняется наше терпение. Мы понимаем, что принятие решения — определенный процесс, который городской совет должен пройти, так сразу не бывает.

Ноябрьская сессия не рассматривала «кредитный» вопрос. Что будет дальше, предугадать трудно.

«Опальные» депутаты, похоже, готовы стоять на своем до конца. Тем более что видят активное лоббирование проекта чиновниками. Тем более что впереди выборы, а проект предусматривает увеличение тарифов за вывоз бытовых отходов. А что же харьковчане? Проходя мимо импровизированных свалок или переполненных контейнеров с мусором, отводят носы — дурно пахнет.

По данным городской санитарно-эпидемиологической станции, только в Харькове экологический ущерб от инфекционных заболеваний ежегодно составляет не менее 72 млн. гривен. Каждый горожанин, если верить этой статистике, один раз в год заболевает таким недугом.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно