КТО «ВОСПИТАЕТ» УКРАИНСКОЕ НОУ-ХАУ

21 мая, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №20, 21 мая-28 мая

Первая очередь ОАО «Кировский завод по изготовлению изделий из металлических порошков» была сдана в эксплуатацию в 1989 году...

Первая очередь ОАО «Кировский завод по изготовлению изделий из металлических порошков» была сдана в эксплуатацию в 1989 году. Проектная мощность была рассчитана на 11,5 тыс. тонн изделий в год, но в конечном итоге было освоено 7 тыс. тонн. Строился завод для нужд всего Союза, в результате чего 97% выпускаемой продукции были ориентированы на рынок России и Белоруссии. После 1991 года схемы поставок оказались нарушенными, и пока прежнее руководство завода приходило в себя от этого свершившегося факта, бывшие партнеры научились прекрасно обходиться без украинской продукции.

К этому стоит добавить, что кировчане специализировались на производстве ферритовых сердечников, которые поставлялись на все телевизионные заводы бывшего СНГ. В настоящее время этот вид продукции просто никому не нужен. Как не нужна, по большому счету, и та номенклатура изделий, которая до сих пор лежит на складах предприятия. Плюс к этому - оборудование завода не позволяет достигать тех параметров качества, с которым можно было бы конкурировать на рынке. В то время, как общеевропейские стандарты предусматривают шестой класс точности, в Кировске «царствует» 12-14 класс...

Отчетливо сознавая, что намеченный еще при советской власти путь развития ведет предприятие в тупик, новое руководство завода во главе с директором Виктором Нестеровым взяло курс на перепрофилирование производства. «Спасательным» кругом решено было сделать организацию производства по выпуску двигателя внутреннего сгорания нового поколения, разработанного академиком Владимиром Клесовым. Ноу-хау разработки - в применении совершенно новой схемы кривошипно-шатунного механизма с прямолинейным движением поршня. В этом случае исключаются боковые силы трения и значительно - на 70% - снижается тепловой режим двигателя. Появилась возможность повысить число оборотов, которые в опытных образцах достигли отметки 30 тыс. Кроме того, уменьшился расход топлива, а вес такого двигателя, по словам разработчиков, в три-четыре раза меньше, чем у аналогичных образцов. Не забыты и вопросы экологии. Если в обычных серийных двигателях СО допускается в пределах 1-1,5%, то здесь этот показатель составляет 0,1%.

Оптимизм создателей и заводчан подогревается тем обстоятельством, что область применения подобных двигателей самая разнообразная - в автомобильной промышленности (первое место на конкурсе, проведенном Львовским автобусным заводом; оценка «отлично», полученная в конструкторском бюро г.Воронежа), в малой авиации, дельтопланеризме и в быту (электродрели и т.д.).

Однако, как водится, у каждой медали есть оборотная сторона. Из-за отсутствия финансирования в Украине первые образцы двигателей были созданы в Китае. Опытная партия выпущена в количестве тысячи штук, новинка зарекомендовала себя наилучшим образом в процессе эксплуатации. А что же происходит в родной стране? В наличии обширная переписка между руководством завода и Кабинетом министров с предложением создать на площадях предприятия центр перспективного двигателестроения. Минпромполитики данное предложение поддерживает, но при условии привлечения средств внутренних инвесторов региона или местных бюджетов заинтересованных областей.

Говорить, что таких денег у перечисленных выше финансовых «доноров» просто нет, значит повторять уже неоднократно сказанное. Но это не значит, что выхода не существует. Во-первых, согласно программе реструктуризации угольной промышленности в Кировске закрывается шахта «Бежановская», а завод должен создать 250 новых рабочих мест для высвобожденных шахтеров. Проект рассчитан на два года и на эти цели выделяется 5,3 млн. грн. Этих денег, по мнению руководства предприятия, как раз хватило бы, чтобы изготовить в металле опытные образцы двигателей и начать их производство.

Второе направление - привлечение западных инвесторов. Однако главным препятствием на этом пути становятся 63% акций ОАО, находящиеся в собственности государства, что никоим образом не устраивает зарубежных партнеров. Хотя уже сейчас представители фирм из Китая и Германии готовы закупать двигатели кировчан. Ведь аналогичная продукция европейских производителей стоит порядка 3,5 тыс. долл., в то время, как украинскую планируют продавать по 2 тыс. долл., с последующим снижением стоимости до полутора тысяч.

Чтобы эта мечта стала реальностью, необходимо 215 млн. грн. инвестиций и тогда, по расчетам специалистов завода, в течение 10 лет проект окупится. Уже через пять месяцев после начала финансирования предприятие может выйти на производство тысячи двигателей номинальной мощностью 10 кВт и столько же - двигателей мощностью 20 кВт.

Если же с деньгами как-то не сложится… Что ж, найдется немало стран, которые с радостью начнут эксплуатировать продукт украинской научной мысли. Что в этом случае будет делать Украина? Гордиться тем, что она «родила» изобретение, которое потом приносило пользу тем, кто его «приютил и воспитал»?..

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно