Кто продаст газ в Европу. Передел газовой карты Старого Света может произойти в ближайшие полгода

12 августа, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №31, 12 августа-19 августа

Ученые и эксперты рынка единодушны — потребление газа в ЕС будет только увеличиваться и через десять лет клиенты смогут воспринять даже двукратное увеличение объемов поставок при сохранении высокого уровня цен...

Ученые и эксперты рынка единодушны — потребление газа в ЕС будет только увеличиваться и через десять лет клиенты смогут воспринять даже двукратное увеличение объемов поставок при сохранении высокого уровня цен. Вопрос — как попадет газ в Европу и попытаются решить между собой Россия, Украина, Евросоюз и Туркменистан.

Раскачивание лодки

Во-первых, интересной является ситуация, в которой происходит определение будущих координат рынка газа и услуг по его транспортировке. Вся система предыдущих газовых соглашений находится в кризисном состоянии, что в основном продиктовано изменением взглядов на соглашения украинской стороны.

Во-вторых, дисбаланс нынешней ситуации отчасти возникает и в силу желания других участников соглашений, воспользовавшись ситуацией с неопределенностью Украины, улучшить свои позиции в существующей системе договоров.

Как результат, два вышеперечисленных фактора расшатывают почву под ногами компании «РосУкрЭнерго» (RosUkrEnergo), которая на данный момент является ключевым звеном газового равновесия в СНГ, как оператор поставок центрально- и среднеазиатского газа в Россию, Украину и Восточную Европу.

Например, на днях в Украину совершил визит вице-президент Reiffeisen Investment AG Вольфганг Патчик. Представляемая им компания на паях с дочерней структурой «Газпрома» владеют акциями «РосУкрЭнерго».

«Недавно чиновники в правительстве Украины публично выразили ряд предположений и обвинений относительно одной из дочерних компаний группы Reiffeisen Banking Group – Reiffeisen Investment AG в связи с деятельностью компании RosUkrEnergo. В то же время ни Reiffeisen Investment AG, ни другая дочерняя компания не были уведомлены о существовании исков против компании RosUkrEnergo относительно невыполнения законов Украины. Кроме того, до сегодняшнего дня к нам никто из официальных лиц не обращался за разъяснениями или комментариями относительно высказанных предположений и обвинений», — заявил Патчик.

Как видно из заявления, главным фоном нынешних переговоров вокруг газовых соглашений является атмосфера подозрительности и сдержанных обвинений. Очевидно, что не все стороны процесса одинаково смотрят на ситуацию.

Но так было не всегда. Например, более года назад совместными усилиями России, Туркменистана, Украины и европейских банкиров была изобретена структура будущих газовых отношений в Европе. Суть ее состояла в следующем.

100% дочернее предприятие Reiffeisen Centrobank AG (Австрия) Reiffeisen Investment AG (RIAG) и банк российского «Газпрома» Газпромбанк ровно пополам разделили между собой акции новосозданной компании-оператора газопоставок «РосУкрЭнерго». Одновременно в главном управляющем органе компании Украина получила два из шести мест.

В свою очередь, на «РосУкрЭнерго» возложили функции по обеспечению транспортировки туркменского газа в Украину и ЕС. Также компания, в составе консорциума иностранных банков, должна была заняться строительством новых и модернизацией существующих газопроводов в Центральной и Средней Азии, России и Украине.

Одновременно основоположными при создании компании «РосУкрЭнерго» можно считать два договора, в рамках которых и начал работу этот газовый трейдер. По условиям первого договора Туркменистан обязался продавать весь свой газ России начиная с 1 января 2007 года.

Согласно второму договору россияне обязались продавать весь туркменский газ компании-оператору «РосУкрЭнерго» всего лишь с 2-процентной комиссией.

Следовательно, после заключения первого договора у Украины появилась перспектива по окончании 2006 года получить туркменский газ от «Газпрома» пусть даже по самым минимальным европейским ценам — 140—160 долл. за тысячу кубометров газа, вместо нынешних 50 долл.

В то же время после заключения второго договора Украина в общем-то стала совладельцем всего туркменского газа на период 2007—2028 гг., что автоматически гарантирует ей меньшую, чем для ЕС, цену импортируемого газа. А также соучредителем всех проектов по транспортировке голубого топлива в Европу. Треть мест в управляющем органе «РосУкрЭнерго» вполне могут обеспечить эту возможность.

Новый этап передела

После того как политическая ситуация в Украине изменилась, началась вполне прогнозируемая ревизия всех экономических соглашений. Газовые международные договоренности вызвали особенно много вопросов. И это неудивительно.

Первый из вопросов: почему Украине не достались акции «РосУкрЭнерго»? Второй вопрос: почему поставки газа в Украину осуществляет посредник, пусть даже частично и управляемый представителями Украины? Третий вопрос: почему компания «РосУкрЭнерго» берет 37,5% от стоимости поставленного газа в уплату за его доставку?

Как видно по прошествии времени, тем людям в Украине, которые подписывали обсуждаемые соглашения, не удалось в полной мере объяснить их рациональность. А потому данным анализом придется заняться сегодня, вспомнив хотя бы основоположные факты и условия.

Относительно акций «РосУкрЭнерго» можно сказать, что если бы они что-то решали, то за них действительно следовало бы бороться и добиваться как минимум третьей части от уставного фонда. Но зачем?

Основа работы «РосУкрЭнерго» — это не собрание акционеров, а собрание руководящего органа – координационного совета компании, состоящего из шести человек. Двое из них, как уже было сказано, — представители Украины. Они и будут участвовать в принятии важных решений относительно работы предприятия. Присутствие представителей Украины в управляющем органе компании закреплено соответствующими соглашениями.

Если же интересы нашей страны на каком-либо из этапов будут нарушены, то развалится вся система договоров и начнутся новые консультации. Одновременно акции «РосУкрЭнерго», о которых говорят некоторые управленцы, превращаются просто в бумагу. И это утверждение в принципе можно считать ответом на первый вопрос.

Что же касается вопроса о посреднической работе компании «РосУкрЭнерго» и целесообразности ухода от прямых договоров, то и здесь ситуация прозрачна. После подписания Россией соглашения о выкупе всего туркменского газа с 2007 года на континенте остался лишь один оптовый продавец природного газа — ОАО «Газпром».

Но совершенно отсутствует вероятность того, что какой–либо из украинских делегаций удастся договориться с россиянами о выкупе необходимых Украине объемов туркменского газа по цене, лишь на 2% превышающей цену туркменского газа на границе Узбекистан—Туркменистан. Если денонсировать ныне действующие договоры, «Газпром» уже никогда не согласится продавать в Украину газ по 58 долл. за тысячу кубометров. Зачем, если можно диктовать цену в 160 долл.?

Ведь в первом полугодии 2005-го Украина покупала газ в Туркменистане по 58 долл. за тысячу кубометров, оплачивая 50% его стоимости деньгами, а оставшиеся 50% — товарными поставками. Это было возможно в результате в том числе и работы компании «РосУкрЭнерго», на которую Украина имеет возможность хоть как-то влиять. Правда, со второго полугодия НАК «Нафтогаз України», по словам его главы Алексея Ивченко, обязался весь закупаемый в Туркменистане газ оплачивать деньгами из расчета 44 долл. за тысячу кубометров газа, как это было в 2004 году. Но и товары «Нафтогаз» все равно намерен поставлять в Туркменистан – было бы недальновидно в одночасье потерять этот товарный рынок.

Кроме того, если существующие договоры будут расторгнуты, то российский «Газпром» будет контролировать не только 23 млрд. кубометров газа, которые он поставляет в Украину в качестве оплаты газотранспортных услуг «Нафтогазу України», но и 36 млрд. кубометров туркменского газа, которые мы традиционно закупаем. Причем при таком развитии событий Украина потеряет возможность из закупаемых 36 млрд. кубометров порядка 5 млрд. кубометров реэкспортировать. А доходы от реэкспорта газа для НАК «Нафтогаз України», как известно, традиционно являются одной из главных статей дохода.

Что же касается третьего вопроса относительно стоимости транспортировки газа от границы Туркменистана до границы Украины, за что компания «РосУкрЭнерго» берет 37,5% от поставленного газа, то и в этой области нет больших загадок. Например, предыдущие операторы поставок центрально- и среднеазиатского газа в Украину за аналогичную работу получали в оплату своих услуг даже больше: «Итера» в 2002 году — 41% газа, позже EuralsTransGas — 38%. На этом фоне предложение цены услуг «РосУкрЭнерго» выглядит весьма приемлемым.

Кроме того, еще в 2002 году была внедрена практика взимания с россиян платы за хранение газа в подземных хранилищах (ПХГ). Поэтому только по этой статье НАК «Нафтогаз України» начал зарабатывать около 40 млн. долл. в год. При широкомасштабном пересмотре договоренностей данные соглашения также могут быть подвергнуты ревизии.

Угроза старых долгов

Одновременно следует сказать, что разрыв договоров, определяющих деятельность компании «РосУкрЭнерго», приведет и к возрождению старых газовых долговых проблем Украины. Ведь в конце июля прошлого года было подписано соглашение об урегулировании украинского долга за природный газ перед «Газпромом» в сумме 1,43 млрд. долл.

Механизм соглашения состоял в том, что «Газпром» производит авансовый платеж за транзит газа по территории Украины деньгами на 5 лет. НАК «Нафтогаз України» в тот же день эти деньги возвращает обратно «Газпрому» в качестве урегулирования долга.

В результате особенностей договоренности тело долга уменьшилось с 1,43 до 1,25 млрд. долл. Кроме того, Украине удалось уйти от процентов, которые бы за 10 лет (по предыдущему соглашению о погашении) увеличили бы сумму долга до 1,65 млрд. долл.

Другими словами, ставка дисконтирования украинского долга России составила порядка 25—30%.

Вместе с тем, Украина для окончательных расчетов по данным обязательствам еще пять лет должна прокачивать определенные объемы российского газа, что намного легче, чем платить деньгами. Кроме того, эти платежи не нарушили газовый баланс страны, так как они с лихвой компенсировались увеличением транзита газа через украинскую территорию.

В случае же изменения существующего пакета газовых договоренностей между двумя странами неизбежен новый пересмотр цифры долга. И тогда дисконта в 30% может и не получиться.

Богородчаны—Ужгород

Рассматривая российско-украинские газовые соглашения, стоит сказать еще об одном важном факторе — о перспективах реконструкции и развития отечественной газотранспортной инфраструктуры. Дело в том, что параллельно с формированием документов по «РосУкрЭнерго» год назад в Сочи тогдашними главами правительств Украины и России Виктором Януковичем и Михаилом Фрадковым был подписан пакет соглашений о международном газотранспортоном консорциуме.

В данном соглашении россияне брали на себя обязательство загружать строящийся газопровод Богородчаны—Ужгород в объеме не менее 5 млрд. кубометров газа в год. Это означало бы для Украины значительный рост транзитных поступлений. Потому что, напомню, газопровод Богородчаны—Ужгород — это двухсоткилометровый участок транспортной магистрали на западе Украины. В то время как общая длина транзитного коридора по территории Украины составляет около одной тысячи километров.

При этом доход от эксплуатации 200 км газопровода наша страна делила бы с россиянами, а за транспортировку газа по остальным 800 км газопровода Украина получала бы доход самостоятельно. Таким образом, без потерь для Украины увеличивалась бы мощность газотранспортной системы и одновременно осуществлялась привязка «Газпрома» к транзиту газа через нашу страну. Кроме того, за счет создания фактически нового бизнеса Украина не только отсекала все возможные проекты по обходу ее территории «Газпромом», но и имела бы возможность рассчитаться из новых доходов по всем старым долгам.

Перспективы развития

Стоит также сказать и о том, что проект Богородчаны—Ужгород это не единственное направление, которое сулило дополнительные прибыли и Украине, и России. И область этих прибылей — увеличение пропускной способности газотранспортных магистралей.

Так, запасы газа в Туркменистане считаются третьими по величине объемов в мире, после России и Ирана. Но главная проблема этого источника — низкая пропускная способность системы газопроводов Средняя Азия – Центр (САЦ). При производительности скважин порядка 100 млрд. кубометров газа в год реально эта система может прокачивать порядка 40 млрд. кубометров.

Причем это максимальная цифра, но на практике она, как правило, такой не получается. Например, в прошлом году вместо 36 млрд. кубометров, которые были законтрактованы НАКом, Украина фактически получила 31,5 млрд. кубометров газа. Остальной газ был недопоставлен из-за аварии. В частности, в ноябре прошлого года наша страна вместо 3 млрд. кубометров, которые были законтрактованы, получила всего 1,8 млрд., потому что на узбекском участке газопровода САЦ произвошла авария и газопровод на 10 дней был остановлен на ремонт.

Для того чтобы решить данную проблему, всем сторонам очевидна необходимость вложения средств. Причем что характерно — самые проблемные места магистрали находятся не на туркменском участке, и не на российском. Они расположены на территории Узбекистана и Казахстана.

Самостоятельно ни «Газпром», ни тем более Украина вложить средства в увеличение мощности и надежности этих участков не могут. Так как любые инвестиции в данном случае столкнуться с ожесточенной критикой национально-активных партий в Казахстане и Узбекистане.

Таким образом, заняться строительством новых труб может только международный консорциум, который не будет выглядеть для представителей разных стран как угроза их национальным интересам от какого-то одного государства.

И только из этих соображений «РосУкрЭнерго» является уникальным и жизненно необходимым для Украины инструментом. Ведь модернизация и строительство трубопроводов — это миллиардные строительные контракты не на один десяток лет.

С другой стороны, ни у «Газпрома», ни тем более у Украины нет свободных средств для финансирования строительства новых магистралей. И в этом плане становится понятным, что в составе учредителей компании «РосУкрЭнерго» делает один из старейших банков Австрии — Reiffeisen Banking Group. Доступ к практически неограниченным кредитным ресурсам Европейского Союза — это одно из главных условий успеха транзитного проекта. Естественно, нет сомнений в том, кому достанутся подряды на строительство самих газопроводов и компрессорных станций — их смогут разделить российские и украинские предприятия.

В то же время есть и другой вариант. Газовые договоренности годичной давности рухнут. «Газпром» повысит цену газа для Украины и на дополнительную прибыль начнет строительство обходного газопровода, который пройдет километрах в ста от северных украинских границ. В случае такого развития событий не появится не только участок газопровода Богородчаны—Ужгород, но и вся отечественная газотранспортная система. Через несколько лет, не ровен час, может оказаться не востребованной в той мере, в какой это возможно с учетом заключенных прежде соглашений и подписанных договоров.

Конечно, можно уповать на то, что подскочившая в три раза цена на газ приведет к увеличению интереса к альтернативным источникам энергии. Но вряд ли отечественная металлургия — основа украинского экспорта сможет заменить в печах газ разговорами о солнечных батареях и ветрогенераторах.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №1288, 28 марта-3 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно