Кто есть кто на рынке

15 марта, 1996, 00:00 Распечатать Выпуск №11, 15 марта-22 марта

Взгляд из Сити Алексей СКОФЕНКО, доктор экономических наук (Лондон) Уверен, что многих из посетителей столичной Бессарабки или, скажем, Владимирского рынка увлекал метод познания посредством аналогии...

Взгляд из Сити

Алексей СКОФЕНКО, доктор экономических наук (Лондон)

Уверен, что многих из посетителей столичной Бессарабки или, скажем, Владимирского рынка увлекал метод познания посредством аналогии. Крылатой стала и фраза о том, что нужен рынок, а у нас базар.

Между тем, как его ни называй, а если есть товар и продавцы с покупателями, вольные поступать как им заблагорассудится, - это оно. И если продавцы не только на базаре, то и рынок выходит за его пределы, оставаясь по сути тем же.

Важной чертой хорошего рынка является множество продавцов. Тогда они вынуждены конкурировать между собой, бороться за покупателя, где наиболее эффективный метод - снижение цены и затрат на производство. Интересный вариант, когда везде мы видим одного и того же продавца (пусть его даже зовут «государство»), не ведет к эффективности. Он может иметь преимущества только при условии, что государство ограничивается меньшей нормой прибыли, чем частные лица. В другой модели государство не стремится само производить и продавать, а только умеряет аппетит своих продавцов, поддерживая конкуренцию и создавая свободные и равные условия. А для того, чтобы каждый мог торговать, чем он хочет, он должен иметь возможность покупать и все необходимое для производства этого или, если у него денег побольше, - сразу само производство. Вот тут-то мы и выходим на рынок компаний.

Товар главного рынка в мире

Итак, читатель уже догадался, что за рынок имеется в виду. Самый дорогой рынок в мире - рынок компаний. Действительно, компании вполне свободно продаются и, соответственно, являются товаром. Ну, и почем же такой товар? Бывает по-разному. Бывает, что банк со всемирной репутацией, создававшейся лет триста, покупают за 1 фунт стерлингов, но бывает и... Кстати, сколько читатель думает стоит самый дорогой товар в мире? Или, другими словами, сколько стоит самая дорогая штука, которую можно купить за деньги, поскольку она выставлена на продажу? Ответ: 135 миллиардов долларов. Что за штука такая? «Ниппон Тэлэграф энд Тэлэфон». Просим любить и жаловать - самая дорогая в мире компания.

Многие, включая автора, о такой и не слыхали никогда. Другое дело «Амэрикэн Тэлэграф энд Тэлэфон». Только четвертое место в мире - 101,4 млрд. долл. Уступает «Дженерал Электрик» - 106,4 млрд. долл. и «Ройал Датч Шэлл» - 102,8 млрд. долл. Любимые многими «Кока-Кола» и «Филипп Моррис» занимают соответственно 6-е и 8-е места. Выпуская нечто вполне эфемерное с весьма сомнительной полезностью для организма, эти передовики производства оставили позади «Тойоту», которая идет следом, стоя 70,3 млрд. долл. Это, тем не менее, больше, чем «Дженерал Моторс» (46-е место) и «Форд» (50-е место), вместе взятые.

В целом в «табели о рангах» много курьезов. Ну, например, «Уолт Дисней» (53-е место) и «Макдоналдс» (57-е) стоят дороже самого большого банка США «Ситикорп», «Боинг» (85-е место) лишь чуть-чуть опережает «Жиллетт» (87-е место). В конце первой сотни - знакомый «Крайслер» (99-е место), он стоит всего 19,7 млрд. долл.

Как и следовало ожидать, американских компаний в числе наиболее дорогих - большинство. Хотя пятьдесят, то есть ровно половина - это уже чересчур. Европа выглядит достаточно сиротливо, здесь убедительно выступают разве что швейцарцы. Япония могла бы показать и большую цифру, если бы не 7-процентный спад на ее рынке ценных бумаг к октябрю прошлого года, по состоянию на который относятся используемые нами сводные данные.

Несколько слов о методе расчета. Все примитивно просто: количество акций компании умножается на их рыночную стоимость. Активы, объем производства и т.п. никого не интересуют. Интересует возврат на капитал, вложенный в ту или иную компанию. Абсолютно так же, как с банковскими процентами. Только возврат состоит из двух частей: дивидендов - части прибыли, выплачиваемой акционерам, и изменения курсовой цены акций. Чем выше ожидаемые в будущем дивиденды, тем выше курсовая стоимость. В принципе, дивидендов может и не быть, но важно, чтобы была прибыль, пусть даже пошедшая на модернизацию или расширение производства.

Структура

Приятное ощущение ежедневного соприкосновения с «капитанами» мировой экономики то ли посредством сопереживания Джерри, отчаянно оболванивающему Тома, то ли просто приветствия водителя «Тойоты», пропускающего вас на переходе прямо под колеса лихому «Форду», может ввести в заблуждение, что именно производители товаров народного потребления доминируют в сотне лучших из лучших. Реальность, однако, ставит на первое место финансовые учреждения, а вслед за ними - тех, кто занимается химией. Более подробно результаты секторного анализа для наиболее крупных компаний мира представлены в таблице.

Сектор Кол-во компаний

Финансовые учреждения 20

Химия 17

Телекоммуникации и связь 14

Электрооборудование 8

Компьютеры и программы 5

Нефть 5

Автомобили 5

Продукты питания и напитки 5

Электроснабжение 3

Страхование 3

Как видно, банки свое дело знают. Особенно японские, шесть из которых входят в двадцатку самых мощных мировых корпораций. Явный сдвиг в структуре в последнее время произошел за счет бурного роста в области компьютеризации, что привело к скачку «Микрософт» с 13-го на 7-е место и «Интел» с 26-го на 8-е. Кроме пяти чисто компьютерных компаний, многие из тех, кто занимается электрооборудованием, также выпускают компьютеры, да и телекоммуникационный сектор тесно связан с этой сферой. В любом случае, направление информатики явно наиболее представительное. А в целом ощущается доминирование на мировом рынке финансовых учреждений и компаний, связанных с высокими технологиями (химия в том числе). Это можно воспринимать как ориентир в структурной политике в защиту высокотехнологичных производств.

Успехи и неудачи

Теоретически ясно, что капитализация на рынке той или иной компании зависит от ее прибыльности. В реальности, однако, важную роль играет и субъективность инвесторов, отдающих предпочтение тем или другим акциям в зависимости от предчувствия изменений в их курсах. Так, огромное суммарное увеличение стоимости американских компаний связано с общим «бычьим» настроением на Уолл стрит, где весь год продолжался рост курсов (в общем виде представляемый индексом Доу Джонса) в надежде на дальнейший рост. За это время «Дженерал Электрик» поправился на 24 млрд. долл., или почти на 30%, а «Амэрикэн Тэлэграф энд Тэлэфон» еще больше - на 28 млрд. Успех гигантов можно объяснить общим инвестиционным климатом, в котором модно вкладывать в акции, а не в облигации, недвижимость или просто держать на банковских счетах. А как же не быть в моде, если за год индекс Доу Джонса вырос на 26%.

Однако, есть и подлинные победители капиталистического соревнования - заработавшие свои миллиарды благодаря поставке на рынок чего-то нового и нужного другим. Одним из наиболее ярких экземпляров здесь выступает «Микрон Тэкнолоджи», производящий микросхемы настолько удачно, что ей удалось за год выйти на 68-е место в США ниоткуда, то есть из-за пределов 500 лучших. Тому, кого не впечатляет 68-е место в американском бизнесе, напомним, что небезызвестный «Ксерокс» - это 76-е место в Америке.

Приоритет высокотехнологичной сферы демонстрирует и удельные показатели капитализации в расчете на одного сотрудника. Так, если в традиционном автомобилестроительном секторе на одного сотрудника «Дженерал Моторс», упавшей с 11-го места на 25-е (в США), приходится 47 тыс. долларов, то у делающей оборудование для компьютерных сетей «Сиско Системс» на одну, очевидно, голову приходится 8,6 млн. Здесь 2443 человека создают годовую прибыль в 315 млн. долл., но рынок оценивает эту компанию в 21 млрд., предвкушая, по-видимому, ее баснословный рост на основе роста всего «сетевого» сектора информатики, где, похоже, персонализация уже заканчивается. Раз кто-то перескакивал вверх, кому-то суждено было спрыгивать. «Доу Кемикл», например, опустилась с 33-го места (США) на 52-е при том, что почти в полтора раза увеличила прибыль.

В Японии примечателен подъем «Хонды» с 40-го места в стране на 34-е при спуске «Ниссан» с 25-го на 30-е при стабильном положении «Тойоты» на 2-м. Места любимых производителей бытовой телерадиоаппаратуры на рынке таковы: «Хитачи» - 12-е, «Мацусита» - 13-е, «Тошиба» - 21-е, «Сони» - 28-е, «Шарп» - 41-е.

Европейский рынок, где бесспорным победителем в командном зачете выступает Швейцария, развивался, можно сказать, как попало. При общем росте за год на 10,3% в Швеции наблюдался рост в 33,8%, в Финляндии он составил почти 30%, а в Австрии упал на 10%. Неудивительно, что шведский «Эрикссон» поднялся в цене с 52-го места в Европе на 17-е, а финская «Нокия» со 128-го на 20-е. Последнее все же поразительно, хоть и из мира коммуникаций. В первой европейской десятке, возглавляемой «Ройал Датч Шелл», наиболее заметны перемещения «Сандоз», швейцарского производителя лекарств, с 18-го места на 10-е и падение «Бритиш Телеком» с 3-го на 7-е как следствие демонополизации средств связи, проводимой английским правительством. Из меньших компаний, но сделавших большой прыжок вверх, выделяется многострадальный «Евро Дисней», поднявшийся с 490-го места на 175-е. В противовес ему рекордное падение постигло «Евротоннель» - на 306 мест - со 179-го на 485-е.

Заканчивая этот краткий обзор итогов капсоревнования, хочется выразить надежду на то, что «Евротоннель», воплотивший мечту, выйдет на достойное место в начале следующего тысячелетия, в период, когда столь же достойные места начнут занимать и компании стран из-за бывшего «железного занавеса».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно