КТО БУДЕТ ЛЕТАТЬ В ХХI ВЕКЕ

Поделиться
или Тяжелые будни легкой авиации «...самолет - машина, но притом какое орудие познания! Это он откр...

или Тяжелые будни легкой авиации

«...самолет - машина, но

притом какое орудие познания!

Это он открыл нам истинное

лицо земли»

Антуан де Сент-Экзюпери

Легкомоторная авиация - одна из ведущих отраслей транспорта во всем мире. 80% мирового воздушного парка составляют самолеты легкой авиации (СЛА). Только во Франции насчитывается более 60 тысяч их владельцев, причем за штурвалом часто можно увидеть и представительниц прекрасного пола. Сельское хозяйство, лесопатруль, ликвидация последствий стихии, охрана государственной границы - это далеко не полный перечень отраслей народного хозяйства, где могут использоваться такие самолеты. А кроме того:

- Люди, желающие летать, всегда были, есть и будут, - считает Евгений Ударцев, президент авиаклуба при Киевском международном университете гражданской авиации (КМУГА), профессор, доктор технических наук. - Ведь желание летать - это одна из форм свободы человека. Раньше авиалюбителями занимались и ДОСААФ, и Федерация легкомоторной авиации. Проводились различные слеты, в которых участвовали сотни самодельных самолетов. В Украине таким слетом руководил сам Олег Константинович Антонов.

Однако сейчас ситуация изменилась, особенно в свете вступления Украины в Европейское сообщество. Прежде всего необходимо решить правовые вопросы эксплуатации самолетов и воздушного пространства, подготовки и сертификации летных кадров, отечественной любительской и зарубежной серийной техники, организации базирования, технического обслуживания и серийного строительства легких самолетов. Сейчас же только энтузиасты пытаются сдвинуть легкую авиацию с мертвой точки. Этому способствует также созданная три года назад Ассоциация владельцев летательных аппаратов Украины (АВЛАУ).

- Предположительно, владелец самолета - состоятельное лицо. Ассоциация насчитывает триста человек. Кто эти люди?

- В основном - энтузиасты, специалисты высочайшего класса, желающие летать, настоящие романтики воздуха. Это не богатые люди, их у нас еще, к сожалению, мало. Богатые покупают самолеты, чтобы развлекаться. А люди увлеченные хотят строить самолеты сами.

- Но на одной увлеченности, как известно, далеко не улетишь, ведь для строительства самолетов нужны и средства. Кто вам помогает - государство или частные лица?

- Государство к легкой авиации не имеет отношения, это частные занятия, самостоятельные полеты. АВЛАУ - общественная, некоммерческая организация, у которой нет денег даже на то, чтобы сделать свои членские удостоверения. Однако в наше время энтузиасты иногда могут добиться большего, чем государство. Они готовы преодолевать все проблемы ради достижения своих целей. Ищем различные источники финансирования. Члены АВЛАУ нуждаются в содействии, помощи государства, ведь за границей спонсоры подобных видов спорта имеют льготы в сфере налогообложения.

А летаем мы на самолетах либо выкупленных у ДОСААФ, либо построенных, отремонтированных или модернизированных. Но летаем, как «зайцы», нарушая законы, ведь в государстве нет сертифицированных самолетов, соответствующих всем требованиям.

По словам Анатолия Зинченко, президента АВЛАУ, разрабатывается программа подготовки пилотов-любителей с учетом всех требований ИКАО:

- Три года назад началось объединение людей, желающих учиться, совершенствоваться, зарабатывать деньги на своих самолетах. За рубежом, например, в Венгрии, Румынии, любительским авиаклубам разрешается устраивать авиапрогулки, причем этот вид деятельности не облагается налогом.

Развитие легкой авиации сдерживает отсутствие инвестиций. Опыт показал, что малые инвестиции окупаются при эксплуатации не более чем за два месяца. Но инвесторов найти трудно в силу своеобразия отрасли и абсолютного безразличия к ней идеологов развития авиации в Украине. С 1991 года практически прекратилось использование сельхозавиации для химической обработки полей, и это при том, что качество украинской пшеницы неуклонно падает. На гектар поля должно уйти всего 125 граммов удобрения. Сложно представить наш знаменитый «кукурузник», пытающийся применить «ультрамалообъемную обработку полей». Как бы он ни старался, потоки яда все равно будут на соседних участках. В данном случае нужен только легкомоторный самолет. Но подобных заказов нет - слишком бедны наши сельскохозяйственные предприятия.

Но все-таки главной задачей легкомоторной авиации является начальная подготовка летчиков.

- Проблема состоит в том, что молодежь перестала летать, - считает Евгений Ударцев. - Для того, чтобы в следующем тысячелетии были пилоты, студенты должны летать сегодня. Ведь если произойдет разрыв поколений, в дальнейшем мы вынуждены будем приглашать иностранных специалистов. Летать некому, есть теоретики, получившие научную базу. Летать не на чем - в стране нет сертифицированной учебной техники. Создание учебных самолетов - решение важной и нужной государственной задачи.

Устаревшие чешские самолеты Л-29 и Л-24, наши Ан-24 и Ан-26, использовавшиеся в СССР для начальной подготовки пилотов, «съедают» 650-700 литров горючего в час. Созданный нашим подразделением самолет «Аэропракт-20» - всего 10 литров. Денег, выделяемых на летную подготовку курса, хватает только на треть, это если летать на Анах. А если на «Аэропрактах» - на две программы. Экономия очевидна.

Во всем мире начальное авиационное образование начинается с авиаклубов. Наши же клубы простаивают, клуб на «Чайке» практически пустует. Там есть лишь остатки старых самолетов Як-50, Як-52, изготовленных в Румынии. Запчастей к ним нет. Необходим парк легких учебных самолетов. Мы стараемся делать все возможное для организации подготовки студентов. В скором времени начнет свою работу планерное звено, студенты будут летать на планерах Центрального авиаклуба.

У нас есть производственный цех, где делают самолеты. Сейчас там проводятся работы по сборке необычного аппарата. Он предназначен для исследования свойств земли путем анализа магнитных волн. Это единственный самолет, который делается по государственному заказу для одной киевской организации. В передней части самолета расположены инфракрасные источники, предназначенные для определения химического состава почвы. Для некоторых организаций эта модель может представлять интерес в деле розыска - либо угнанных автомобилей, либо захоронений на глубине до 10 метров. Думаю, модель также интересна для экологов.

Эта сложная работа ведется в течение двух лет, в ней принимают участие выпускники нашего университета, специалисты антоновского предприятия, проходят практику студенты. Фирма «Аэропракт» входит в наш аэроклуб как производственное звено.

- Мы начинали работать в центре НТТМ при АНТК им. Антонова. В 1986 году был создан сам центр, а при нем и наш клуб «Аэропракт». Собрались здесь энтузиасты, те, кто хотел строить и летать, здесь были собраны первые наши планеры и самолеты, - рассказывает Юрий Яковлев, главный конструктор фирмы «Аэропракт». - Со временем все изменилось, и мы вынуждены зарабатывать деньги сами.

- Сколько самолетов вы построили?

- Это наш семнадцатый самолет, он на сборке и уже продан.

- Кто ваши покупатели?

- Наш основной покупатель - один шейх из Эмиратов. Он купил четыре самолета, еще четыре заказаны. Много заказов из Польши, в основном все наши покупатели - из-за границы. В Украине был продан лишь один самолет.

- Какова стоимость одного самолета?

- она гораздо ниже, чем стоимость зарубежного аналога, - это 20-22 тыс. долл.

С 1993 года мы начали участвовать в международных соревнованиях. В первый раз это был чемпионат Европы в Чехии, где мы заняли 9-е место. Для новичков это было неплохо - войти в десятку сильнейших. Летать мы уже умели, а вот соревноваться... Годом позже приняли участие в открытом чемпионате Польши, там получили приз - «лучший заграничный пилот» и заняли 2-е место. В этом же году и на этом же аэродроме участвовали в чемпионате мира, заняли 3-е место, которое я очень ценю.

В 1995 году на чемпионате Европы, который проходил в Англии, наша техника была уже более совершенной, специально подготовленной для соревнований, и мы заняли вторую ступень пьедестала. Хотя летали, на мой взгляд, не лучшим образом. В этом году в Турции состоится «Икариада» - новый вид соревнований, нечто похожее на воздушную олимпиаду. Будет представлено много видов авиационного спорта: планеры, дельтапланы, в том числе и наш класс - сверхлегкие самолеты. Сейчас мы ищем возможность сделать спортивный самолет с хорошим двигателем. Надеемся занять первое место.

- Поистине, успехи новой сверхлегкой спортивной авиации поражают. Жаль, что они не были замечены широкой общественностью и никак не отмечены администраторами от авиации и правительства. А ведь на соревнованиях поднимается украинский флаг и наша страна утверждается как авиационная держава в области сверхлегких самолетов, - продолжает Евгений Ударцев. - Инвестирование в развитие этой отрасли принесет вполне реальный успех. Например, фирма «Аэрос» производит мотодельтапланы, купола парашютов, парапланов, паруса виндсерфинга и не жалуется на отсутствие заказчиков. Самолеты легкой авиации создают в Харькове - фирма «Лиллиенталь» и ХАИ. Авиационный клуб КМУГА разрабатывает программу подготовки пилотов-любителей на сверхлегких самолетах в условиях специального полигона, где можно выполнять полеты на дельтапланах, парапланах, мотодельтапланах, планерах и легких самолетах. Такой полигон будет базой подготовки будущих авиаторов. Интеллектуальный потенциал имеется, нужны самолеты. Кто поможет сдвинуть дело с мертвой точки?

28 декабря прошлого года было принято постановление Кабинета министров «О серьезных недостатках в работе и неотложных мерах по улучшению деятельности гражданской авиации», в котором отмечалось, что до сих пор не разработана нормативная база, авиапредприятия находятся в тяжелом финансовом положении. Руководители Укравиатранса не в состоянии проводить государственную политику в этой отрасли на соответственном уровне. Первые результаты постановления должны были появиться через месяц, но увы...

Может, и хорошо, что сверхлегкой авиацией занимаются исключительно любители и энтузиасты. Хочется верить, что эта отрасль не девальвируется, сохранятся ее традиции, авиационные специалисты. Жаль, что многие из них, не имея работы, постепенно теряют квалификацию. Пожелаем удачи Евгению Ударцеву, Анатолию Зинченко, Юрию Яковлеву и всем людям, которых объединило одно чувство - любовь к небу.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме