КРЫМСКОЕ ОРОШЕНИЕ: ИСТОРИЯ КРИЗИСА

5 апреля, 2002, 00:00 Распечатать

За последние тридцать лет площадь орошаемых земель в Крыму возросла в восемь раз, но эффективность полива снизилась...

За последние тридцать лет площадь орошаемых земель в Крыму возросла в восемь раз, но эффективность полива снизилась. Как повысить его отдачу в условиях частного сельского хозяйства?

По общему прогнозу ученых и специалистов-гидрологов, мелиораторов, метеорологов, Крым и весь юг Украины в 2002 году ожидает сильная засуха. Об этом говорил академик Николай Закусилов, гидротехник по специальности, во время пребывания премьер-министра Анатолия Кинаха в Симферополе в конце марта. Заместитель симферопольского городского головы Владимир Баженов недавно провел пресс-конференцию, на которой бил во все колокола. Запасы воды в водохранилищах, питающих Симферополь, «ужасно скромны», «сейчас нам остается уповать на весенние дожди, а еще лучше — паводки», «водой почти полностью заполнено только самое маленькое водохранилище, питающее город, — Аянское, а Партизанское и Симферопольское практически садятся на мертвые объемы»...

Известно, что засушливыми в Крыму бывают один-два года из каждых пяти, поэтому по всем законам природы обильные влагой прошлые годы «должны» смениться засухой если не в 2002-м, то в 2003-м. Крым в такие периоды практически полностью «садится» на днепровскую воду из Северо-Крымского канала, и только это спасает людей, животноводство, посевы. Готовы ли на полуострове к новым испытаниям?

Как преображалась «крымская тундра»

Увидев Присивашскую долину, Антон Чехов сравнил ее с тундрой — настолько был беден и угрюм пейзаж степного Крыма. Периоды без дождей часто продолжаются до 96 дней. Даже в благоприятные периоды годовое количество осадков не превышает здесь 300—350 миллиметров. Настоящей иллюстрацией знойного бедствия стал недавний 1994 год, когда сумма осадков с мая по август составила всего 102,8 миллиметра. Пересохли реки, в городах было введено режимное водоснабжение по минимальным нормам…

Общая потребность Крыма в воде только на 15—20 процентов покрывается за счет собственных источников. В таких условиях управление водными ресурсами становится одним из главных направлений работы, и 23 мая 1921 года решением еще Революционного комитета Крыма было создано Управление крымским водным хозяйством, которое сегодня существует как Республиканский комитет по водному хозяйству.

Идеи орошения полуострова водой из Днепра выдвигались с 1846 года. Особенно остро встала проблема в послевоенное время, когда традиционные источники роста водопотребления были исчерпаны, а бурное развитие сельского хозяйства требовало новых технологий. На одном из совещаний в Москве, как вспоминают крымские ветераны сельского хозяйства, секретарь Крымского обкома Иван Лутак прошел через весь Георгиевский зал и подал Никите Хрущеву письмо с технико-экономическим обоснованием и проектом строительства канала от Днепра в Крым. «Готовься к худшему», — предупреждали смельчака коллеги. Но Лутак, хоть в душе и множились сомнения, был внешне спокоен: дело-то было перспективное и обсуждалось в руководстве страны уже не раз... Но вскоре Хрущев подозвал секретаря Крымского обкома и отдал ему решение Политбюро, заседание которого состоялось в перерыве, о строительстве Северо-Крымского оросительного канала.

Строительство началось в 1961 году, а 17 октября 1963-го Хрущев лично взорвал перемычку на Перекопе. Вода потекла в Крым. С тех пор на полуострове построено 873 прудов-накопителей и 23 крупных водохранилища, полный проектный объем которых составляет без малого 400 миллионов кубов. Построено 1540 км межхозяйственной и 9443 км внутрихозяйственной оросительной сети; 396 насосных станций с 1710 насосно-силовыми агрегатами. Наряду с орошением вода Северо-Крымского канала используется для обеспечения промышленности и населения Симферополя, Севастополя, Керчи, Феодосии, Судака, а также множества районных центров и сельских населенных пунктов, веками страдавших от безводья.

Канал обеспечивает потребности Крыма в пресной воде на 85 процентов. Остальное дают источники подземной воды и естественный сток рек, аккумуляция воды в водохранилищах. За последние тридцать лет площадь орошаемых земель увеличена в восемь раз и доведена до 401,5 тыс. гектаров, причем из Северо-Крымского канала орошается 89 процентов. Для предотвращения подтопления и засоления земель создана разветвленная коллекторно-дренажная система. Эксплуатацию оросительных систем осуществляют 13 управлений, Крымская гидрогеолого-мелиоративная экспедиция, эксплуатационно-технический узел связи и другие предприятия.

Что из этого получилось?

К сожалению, сегодня похвалиться практически нечем, считает председатель Республиканского комитета по водному хозяйству Виктор Лемешев, на глазах которого прошел весь послевоенный период крымского орошения. 163 тыс. гектаров из имеющихся 397 тыс. в прошлом году не были включены в план полива. Во многих сельскохозяйственных районах полуострова используются от 45 до 50 процентов поливных земель. Такова ситуация в Джанкойском, Сакском, Первомайском, Раздольненском, Нижнегорском — то есть именно в тех районах, где сельское хозяйство держится именно на орошении. Если в 1991 году Крым брал из Северо-Крымского канала 3,5 млрд. кубометров воды, то в 2000-м — 1,3, в 2001-м — всего 1 млрд. кубометров. Почему так получается?

По мнению Виктора Лемешева, причин несколько. Во-первых, дождевальная техника подверглась разграблению, а заменить ее нечем, и только по этой причине многие оросительные системы выведены со строя. Из имеющихся 396 насосных станций орошения, перекачки, сельхозводоснабжения и отведения дренажных вод за последние три года растащено оборудование на 121. Было снято 110 километров линий электропередач, которые вели к насосным станциям. Восстановить все это неокрепшим частным хозяйствам теперь не под силу.

Второй причиной кризиса поливного хозяйства председатель Рескомводхоза называет непродуманное реформирование хозяйств. Ни специалисты, ни администраторы, ни работники водохозяйственных систем до сего дня не могут сказать, как именно должны паеваться оросительные системы. В результате новые хозяйства либо не имеют орошения, либо не могут или не умеют заниматься им. Вот пример. В сильном ранее КСП «Россия» Красногвардейского района из 3950 гектаров поливных земель в 2001 году орошались только 500. А сейчас ни одно из 18 новых хозяйств, образовавшихся на базе бывшего КСП, мелиорацией не занимается.

Но главная причина все же не в этом, считает Виктор Лемешев. Проблема из проблем — затраты на электроэнергию, которые составляют 75 процентов всех затрат на полив. Перекачивать воду на большие расстояния сегодня непомерно дорого. В 2000-м эти затраты возлагались на автономию и было израсходовано 42 млн. гривен, в том числе 31 млн. на оплату электроэнергии. В прошлом году затраты на прокачку воды по каналу взял на себя бюджет страны. Но он компенсирует только расходы на доставку воды по межхозяйственным каналам и трубопроводам, а подача воды на поля осуществляется за счет потребителей. Аналогично делятся и расходы на заполнение водохранилищ.

На первый взгляд, все справедливо. Но Виктор Лемешев утверждает, что подобное разделение не соответствует схеме управления водохозяйственным комплексом и не дает возможности управлять каналом в проектном режиме, так как каждый потребитель исходит из своих соображений и ограниченных возможностей. В результате все в прошлом году очень радовались, когда Крым собрал свыше 1,3 млн. тонн ранних зерновых. Потому что это немного больше, чем годом ранее. Но ведь это гораздо меньше, чем урожай в те годы, когда крымская оросительная система работала в полную силу, — тогда случалось и больше 2 млн. тонн собирать крымчанам. Тогда чему же мы радуемся?

Именно проблема оплаты воды для орошения — главная «головная боль» и Минэкономики, и всего правительства в поливной сезон. Дело в том, что из-за низкой платежеспособности потребителей приходится срочно находить средства на наполнение водохранилищ до оптимального объема, чтобы избежать дефицита воды. Учитывая исключительную важность создания водного запаса, вопрос о том, включать или нет расходы на закачку воды в республиканский бюджет — это около 6 млн. гривен, — всегда вызывает большие споры. Иначе возникнет необходимость менять тарифы на водоснабжение с включением в них ранее не предусматривавшихся расходов на электроэнергию по закачке воды.

Во многих районах периодически возникает критическая ситуация с закачкой питьевой воды в населенные пункты, где в общей сложности проживает более 87 тыс. жителей. Осенью прошлого года, например, 177 из 280 насосных станций в сельских районах полуострова были отключены и опломбированы за долги по электроэнергии. В результате около 120 тыс. гектаров орошаемых земель остались без полива накануне осеннего сева. «Это вредительство!» — считает председатель Рескомводхоза Виктор Лемешев.

В прошлом году долг за электроэнергию превышал 4 млн. гривен, из-за недоплат потребителей водохранилища полуострова были заполнены всего на 50 процентов. А ситуация с водой была сложная: потери влаги превышали ее поступление с осадками.

Виктор Лемешев говорит, что в данной ситуации не спасет даже усиленное внедрение энергосберегающих технологий. «В управлении комплексного использования водных ресурсов работает специальное подразделение — информационно-вычислительная система «Полив», — говорит он, — которая рассчитывает и ежедневно корректирует оптимальные сроки и нормы поливов, подачу воды на каждое орошаемое поле. Эта система применяется в девяти районах зоны Северо-Крымского канала и обслуживает 266 хозяйств-водопользователей площадью 235 тыс. гектаров. Таким образом мы пытаемся добиться более рационального использования водных ресурсов… Кроме того, ужесточаем контроль за расходом электроэнергии и осваиваем нетрадиционные ее источники. Это второе важнейшее направление. Реализуется государственная программа, согласно которой до 2010 года предусмотрено строительство ветростанций на объектах Рескомводхоза общей мощностью 77 МВт»...

Сомневается в эффективности оросительных систем Крыма и Вячеслав Тимохин, заведующий лабораторией экологии и аэрокосмического мониторинга Крымского филиала Института гидротехники и мелиорации Украинской аграрной академии наук. Он пишет, что снимки Крыма из космоса фиксируют неблагополучную экологическую ситуацию на полуострове, связанную с некачественной работой оросительных систем. «Когда эта система работала оптимально, это было «золотое время» гидромелиорации. К сожалению, сегодня оптимальный режим нарушен, и все последствия этого предугадать невозможно, — считает он. — Как пример назову хотя бы подтопление Присивашья в 1997—1998 годах. Другое последствие — усиление вторичного засоления почв: если резко сокращается подача оросительной воды на поля, то ничто не вымывает накапливающиеся в почве соли…» Да и откуда взяться регулярному орошению, если до 80 процентов широкозахватных дождевальных машин («фрегатов») отправлено в металлолом?

Есть ли выход из нынешнего кризиса и можно ли вообще считать крымскую систему орошения прогрессивной и полезной? Спор об этом не стихает уже много лет. Одни считают ее спасением Крыма, другие видят в Северо-Крымском канале только вред для экологии. Виктор Лемешев относит себя к оптимистам. По его мнению, многолетний опыт ведомства доказал, что «мелиорация в Крыму социально необходима, экономически оправдана и экологически чиста». По его мнению, по мере укрепления государства и становления на ноги частного сельского хозяйства будет выходить из кризиса и крымская система орошения. Однако сегодня в ней многое надо переделать. Во-первых, «учитывая, что водохозяйственный комплекс является собственностью АРК (и в связи с принятием Бюджетного кодекса Украины), необходимо осуществлять его финансирование в 2002 году из республиканского бюджета, на что при его утверждении необходимо предусмотреть не менее 62 млн. грн. Также необходимо решать вопросы с компенсацией задолженности за потребленную сельским населением питьевую воду и с текущей платой хозяйств-водопользователей за услуги по подаче воды.

Но главное — в дальнейшем, при формировании бюджета, предусматривать средства для того, чтобы не сорвать программы перестройки оросительных систем, принятых Советом министров и Верховной Радой АРК. Для этого нужно реконструировать в течение пяти лет 33,1 тыс. гектаров орошаемых земель, защитить девять населенных пунктов от подтопления, завершить строительство новых орошаемых земель на площади 5,5 тыс. гектаров, построить 48 километров магистральных разводящих путей и обеспечить подачу воды в 34 населенных пункта»…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно