КРЫМСКИЙ «ЗЕМЕЛЬНЫЙ БИЗНЕС» В РАЗГАРЕ КАК ВВЕСТИ В ПРАВОВОЕ РУСЛО РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ В АВТОНОМИИ?

30 января, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск №4, 30 января-6 февраля

Борьба за то, чтобы взять в аренду, купить, приватизировать или каким-нибудь иным способом получить земельный участок в Крыму, становится в последнее время все ожесточеннее...

Борьба за то, чтобы взять в аренду, купить, приватизировать или каким-нибудь иным способом получить земельный участок в Крыму, становится в последнее время все ожесточеннее. «Земля на Южном берегу Крыма в условиях приватизации и восстановления экономики, развития новых отраслей хозяйства стала одним из самых дорогих видов товара. Ее коммерциализация и отставание законодательства от этих процессов являются главными причинами злоупотреблений в сфере землепользования…», — говорил глава правительства Крыма Сергей Куницын на совещании с членами комиссии, возглавляемой Владимиром Радченко, которая прибыла в Крым для проверки соблюдения законности при распределении и использовании земель в автономии. Комиссия, созданная специальным указом Президента, уже в феврале должна определить эффективность реализации в Крыму государственной политики в сфере охраны и рационального использования земель, соблюдения требований законодательства, в частности по оформлению прав на земельные участки, уплате земельного налога, своевременности внесения арендной платы за землю, продаже земельных участков и определению цен на них.

Именно земельная сфера вот уже несколько лет постоянно грозит дестабилизацией обстановки в Крыму. Летом это выглядело как «поляны протеста», затем самозахват земель в заповедных зонах. В ответ на незаконные решения местных органов власти, распределяющих землю часто без учета общественного интереса, крымские татары требуют выделения земель и для репатриантов — на мысе Меганом, в Гурзуфе, Ялте, Симеизе, во многих других местах. То там, то здесь — в Партените, Солнечной Долине, Гурзуфе — вспыхивают «земельные войны». Разделившись по национальностям, стороны угрожают власти «создать отряды самообороны», формируют то «казачьи» отряды, то отряды крымскотатарских «аскеров», «группы гражданского протеста» и проч.

В один из понедельников крымские татары, установившие пикет в центре Симферополя, объявили, что отныне акции протеста будут проводиться еженедельно. Собравшиеся держали плакаты с надписями «Требуем выделения земли на Южном берегу Крыма крымским татарам», «Председателя Рескомзема АРК Жагорникова под суд» и другие. Как сообщил представитель инициативной группы Марлен Керимов, в новой акции принимают участие исключительно те репатрианты, семьи которых до депортации 1944 года проживали на ЮБК…

Чтобы понять, как процесс предоставления земельных участков превратился в самый прибыльный вид бизнеса, достаточно учесть, что, по данным Рескомзема Крыма, еще год назад одна сотка приусадебного участка стоила 1,2 тыс. гривен, а сейчас — уже 8 тыс. По некоторым сведениям, на «черном» рынке земли цена сотки у моря составляет пять и больше тысяч долларов.

Желающие приобрести ее «любой ценой» находятся не только в Украине, но и в России, во многих других странах.

В связи с этим процесс распределения земли в Крыму с каждым месяцем становится все сложнее в организационном и правовом аспектах и имеет две стороны. Первая — видимая, которую олицетворяют крымские татары. С начала приватизации колхозной земли они стали все лучше понимать, что, если не протестовать, останутся без земли. Поэтому татары стараются проводить как можно более громкие акции: «поляны протеста», митинги и голодовки, пикеты и «самозахваты» с национальными флагами и открытыми требованиями. Ибо существует и иная, невидимая, сторона процесса: незаконное распределение и продажа земли «своим» структурам, доверенным лицам, знакомым, родственникам, начальникам, предпринимателям, лидерам кланов самыми низшими — сельскими и поселковыми — советами, на которые законодательно и возложена обязанность управлять землей.

Это происходит негласно, без флагов и требований, но повсеместно, массово, неотвратимо. Свидетельство тому — лишь цифры проверок и анализов. Так, в конце декабря вопрос о распределении и использовании земли по инициативе правительства был рассмотрен на специальных слушаниях в Верховной Раде Крыма. Первый заместитель председателя Совета министров автономии Анатолий Корнейчук приводил такие цифры. Даже без учета серьезных нарушений, выявленных проверкой Генеральной прокуратуры, по итогам которой возбуждены 33 уголовных дела, представлено 114 протестов на незаконные решения органов местной власти. Проверяющими органами самого Крыма за 2002 и 2003 годы проведено 6206 проверок, в ходе которых выявлены 5210 нарушений по выделению и использованию земли. По данным Анатолия Корнейчука, на 4258 виновных лиц наложены штрафы в общей сумме 294 тыс. гривен.

Прокуратурой Крыма только в прошлом году опротестовано более 200 решений о незаконном выделении земли, подавляющее большинство которых — не крымским татарам. Кроме того, только за позапрошлый год выявлено 1117 фактов использования земель субъектами хозяйственной деятельности без правоустанавливающих документов, то есть самозахватом. Это частные бензоколонки, предприятия торговли и сферы обслуживания, частные пансионаты и прочие коммерческие объекты. Крымские татары к ним чаще всего не имеют никакого отношения: они все еще продолжают требовать участки под жилье.

По статистике, с 1992-го по сентябрь 2003 года в Крыму выделены для строительства жилья 82 тыс. земельных участков, в том числе бывшим депортированным — 48 тыс. участков на площади 5 тыс. гектаров. Для осуществления предпринимательской деятельности гражданам предоставлено около 6 тыс. участков, из них только 741 — репатриантам. В то же время, по данным Анатолия Корнейчука, помимо выделенных сельскими и поселковыми советами участков, только в ходе проверок было выявлено 1707 незаконно занятых путем самозахвата (без правоустанавливающих документов) земельных участков на площади 114 гектаров. Депортированными «самозахвачено» 866 земельных участков, то есть меньше половины. В целом же крымскотатарские самозахваты, точнее, «акции протеста» против установившегося порядка бесконтрольного распределения земли, составляют едва ли пятую часть. Почему же это происходит?

Глава правительства Крыма Сергей Куницын называет две причины: несовершенство существующего законодательства и его несоблюдение. Полномочия так называемых базовых советов — а это именно сельские и поселковые — установлены законом о местном самоуправлении, и принятые ими решения о выделении земли не может отменить ни один вышестоящий совет. Даже суд — и то не всегда, а только в случае нарушения процедуры принятия решения. Назначение и цель таких решений, даже если они противоречат интересам местной общины, не могут быть причиной для отмены. В такой ситуации, отметил на слушаниях спикер Верховной Рады Крыма Борис Дейч, возникает большой соблазн использовать это право под видом «безграмотности».

— Немалую, а может быть, и львиную долю конфликтных ситуаций породили действия или бездействие целого ряда голов сельских, поселковых советов Южнобережья. При этом трудно отделить элементарную юридическую безграмотность от сознательного и целенаправленного нарушения. Безграмотность или корыстный интерес пытаются прикрыть коллективным решением совета, — утверждает Борис Дейч. Так, в Алупке рабочая группа Генпрокуратуры обнаружила сотни не только не рассмотренных уже несколько лет, но даже не зарегистрированных заявлений о выделении земли. По словам председателя постоянной комиссии Верховной Рады Крыма по местному самоуправлению Владимира Клычникова, партенитский поселковый голова Константин Попандопуло «присвоил исключительные полномочия всего совета себе лично и издает по ним распоряжения».

В прошлом году за нарушения земельного законодательства были привлечены к судебной ответственности около десяти сельских и поселковых голов, но вал нарушений не уменьшается. Что уж говорить о местных советах, если даже завод «КрымавтоГАЗ» под патронатом спикера парламента автономии Леонида Грача в свое время строился в Крыму и без землеотвода, и без экспертизы, и без технико-экономического обоснования. Под его же руководством без решения о выделении земельного участка осуществлена попытка спешно перестроить кинотеатр «Мир» во дворец культуры автомобилестроителей, что привело только к разрушению работавшего до того кинотеатра. Груда камней на его месте сейчас бесполезно и незаконно занимает большой участок земли практически в центре города…

По мнению крымского премьера Сергея Куницына, вернуть этот процесс в законодательное русло должен комплекс мер. По его словам, и мэра Ялты, и Ялтинский городской совет избирают все жители региона «Большой Ялты», которая, помимо города, включает в себя семь поселков. В то же время каждый из этих поселков имеет местный совет, который по закону о местном самоуправлении полностью независим в принятии решений. Но, ввиду низкой правовой культуры низовых советов, отсутствия кадров инженеров-землеустроителей и юристов, сельские и поселковые головы часто допускают ошибки, а то и злоупотребления, исправить которые не может вся вышестоящая цепочка советов. Так, по данным Верховной Рады Крыма, базовые советы только на 10% укомплектованы специалистами-землеустроителями и меньше половины из них — юристами. Если в системе Рескомзема Крыма ранее работали 564 специалиста, то сейчас по всему полуострову — лишь 269 землеустроителей на несколько сотен советов. И при этом местными советами по вопросам землепользования приняты тысячи решений, а Советом министров — только 97. По мнению Сергея Куницына, правильной была бы норма, в соответствии с которой городской совет, избранный теми же избирателями, имел бы право отменить решение поселкового и сельского совета, принятое с нарушением законодательства.

29 декабря прошлого года Верховная Рада Крыма приняла обращение к парламенту Украины по вопросам законодательного урегулирования земельных отношений в Крыму, в котором, помимо прочего, ставила вопрос о создании государственного кадастра земель с единым банком данных о земельных участках, их владельцах и пользователях. Но вот уже несколько лет как проблема кадастра, по образному выражению крымского спикера, «зависла в воздухе», а органы власти до сих пор не имеют научного учета земель и их владельцев.

По мнению крымских руководителей, множество нарушений земельного законодательства совершается отнюдь не спонтанно, а «по договоренности» — причем отнюдь не бескорыстной! — с руководителями местных властей, которые не спешат оформлять выделение земли в законном порядке. Поэтому Верховная Рада и правительство Крыма уже направили представление Верховной Раде Украины о введении уголовной ответственности за самовольное занятие земельных участков, где предлагается карать за такие преступления лишением свободы на срок от трех до пяти лет.

Нарушениям в сфере земельных отношений способствовало также состояние самого земельного хозяйства. До сих пор и в Крыму, и в других регионах страны из-за отсутствия или устарелости генеральных планов архитектурно-градостроительной застройки не установлены четкие границы между населенными пунктами, рекреационными, заповедными и другими территориями. Местные советы часто не имеют понятия, где начинается и где заканчивается их земля, поэтому либо распоряжаются не своей территорией, либо часть земли остается бесхозной. В Крыму уже юридически закреплены границы 98 процентов сельских населенных пунктов и поселков, но в городах эта работа выполнена только наполовину. По данным правительства автономии, для полного ее завершения необходимо порядка 33 млн. гривен на инвентаризацию оставшихся земель, и еще 6 млн. — для установления границ природно-заповедного фонда и рекреационного комплекса.

В нынешнем году должен быть завершен и план архитектурно-градостроительной застройки Крыма. Пока он разработан для Ялты, однако в конце прошлого года сессия Ялтинского городского совета утвердила его не полностью в связи с существующими проблемами. Оказалось, план создания вокруг города Национального парка общей площадью более 20 тыс. гектаров угрожает существованию Ялтинского горно-лесного заповедника площадью 14,5 тыс. гектаров и части Крымского природного заповедника в 5,5 тыс. гектаров. Депутаты отложили рассмотрение этого раздела Генплана и направили его на экологическую экспертизу и дальнейшую доработку…

«Земельные» конфликты в Крыму учащаются. Поселиться и открыть свой бизнес у моря хотят многие, очевидно, что желающих гораздо больше, чем может принять полуостров. Специалисты прогнозируют, что напряжение в земельной сфере Крыма будет нарастать еще несколько лет. До полного становления эффективной системы землепользования еще очень далеко, но ничто не дает права распоряжаться землей незаконно и самовольно. «Земля полуострова должна быть не «яблоком раздора», а основой достатка и процветания для его жителей и всех граждан Украины. Но это произойдет только тогда, если решать ее проблемы мы будем на основе компромисса, согласия и действующего законодательства», — любит повторять глава крымского парламента Борис Дейч.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно