КРЫМ НЕ СОГЛАСЕН С БЮДЖЕТОМ-2000… ВЕРХОВНАЯ РАДА ДОЛЖНА ДУМАТЬ, ЧТО ПРИНИМАЕТ, ПРЕЗИДЕНТ ДОЛЖЕН ДУМАТЬ, ЧТО ПОДПИСЫВАЕТ, СЧИТАЮТ В КРЫМУ, ОБРАЩАЯСЬ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД

17 марта, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №11, 17 марта-24 марта

В среду на этой неделе Верховный суд Крыма утвердил представление в Конституционный суд Украины по закону Украины от 17 февраля 2000 года «О Государственном бюджете на 2000 год»...

В среду на этой неделе Верховный суд Крыма утвердил представление в Конституционный суд Украины по закону Украины от 17 февраля 2000 года «О Государственном бюджете на 2000 год». Днем раньше участники пикета, собравшиеся на центральной площади Симферополя под эгидой Всеукраинского профсоюза «Прогрессивная молодежь», «Социалистического конгресса молодежи» и Симферопольского горкома комсомола, перекрыли движение по центральной магистрали города, проспекту Кирова и сожгли на центральной площади города текст недавно принятого Верховной Радой Украины закона о бюджете. Выступая на сессии при утверждении представления, глава крымского парламента Леонид Грач сказал, что виновна во всем Верховная Рада Украины, которая приняла законы, противоречащие друг другу. Теперь, подчеркнул он, «пусть Конституционный суд определит, нарушены наши конституционные права или нет»…

Суть дела, как уже сообщалось в «ЗН», состоит в том, что Верховная Рада Украины приняла бюджет 2000 года, в котором порядок сбора и распределения налогов в Автономной Республике Крым не соответствует требованиям крымской Конституции. Исходя из ее положения о том, что бюджет автономии относится к ее полномочиям и в автономии устанавливается одноканальный порядок сбора и распределения налогов, Верховная Рада АРК утвердила на 2000 год бюджет в размере 779 миллионов гривен с учетом того, что в республике будут оставаться и использоваться на внутреннее финансирование подоходный налог, акцизы, а также НДС. На общегосударственные нужды из Крыма предполагалось направить 41 миллион гривен. Это положение вступало в противоречие с законом Украины об НДС, который установил обязательное использование его как общегосударственного налога. Поскольку, принимая бюджет 2000 года, Верховная Рада Украины должна была разрешить эту коллизию — изменить либо закон об НДС, либо положения крымской Конституции (а последнее было возможно только с предварительного согласия крымской Верховной Рады, которого она, вероятно, не дала бы). Но коллизия разрешена не была, и теперь два закона окончательно вступили в противоречие друг с другом. Органы власти встали перед необходимостью один из них неминуемо нарушать.

Более того, для разрешения правового тупика Президент страны до сих пор не приостановил действие нормативно-правового акта Верховной Рады АРК о бюджете автономии на 2000 год и не подал представления в Конституционный суд, как это предусмотрено процедурой, но подписал в свое время и закон об НДС, и закон об утверждении крымской Конституции, так же, как подписал недавно и закон о госбюджете Украины на 2000 год. Правовая ситуация окончательно запуталась и руководители автономии решили обратиться в Конституционный суд первыми.

На вопрос «ЗН» о том, какова аргументация крымской позиции, министр финансов Людмила Денисова ответила, что ситуация заведена в тупик именно Киевом. Поскольку и закон об НДС, и Конституция АРК являются общегосударственными законами Украины и оба утверждены парламентом страны и подписаны Президентом, то положение, известное, как поправка Ивана Зайца, о верховенстве законов Украины и о том, что нормативно-правовые акты Крыма не могут им противоречить, а в противном случае они не действуют, в данной ситуации не применимо.

Автономия будет настаивать на соблюдении положений своей Конституции и оставлении НДС в ее распоряжении. В случае, если претензии на НДС будут отклонены, бюджет АРК в 2000 году будет составлять порядка 550 миллионов гривен, что заставит правительство Крыма значительно сократить все социальные программы. Разрыв составит 160 миллионов гривен, если учесть, что за счет сокращения льгот (если решение об этом будет принято), в Крым направят дополнительно почти 80 миллионов гривен.

Людмила Денисова сказала, что «она надеется на справедливое решение Конституционного суда». По ее мнению, положение об одноканальном бюджете следует считает более прогрессивным. «В случае, когда те или иные налоги остаются в распоряжении регионов, — сказала она, — у них появляется заинтересованность в большей их собираемости, что улучшает финансирование и местных, и общегосударственных программ». Она привела пример с акцизом. В порядке эксперимента в 1999 году бюджетом Украины было предусмотрено оставление акцизов в Крыму, в результате чего местные органы власти увеличили собираемость этого налога на 230 процентов по сравнению с предыдущим годом.

В утвержденном конституционном представлении сказано, что «проекты государственного бюджета Украины на очередной бюджетный год формируются Кабинетом министров Украины… по устаревшим принципам». По мнению крымских депутатов, «эта система полностью лишает местные бюджеты самостоятельности, несмотря на гарантии, закрепленные Конституцией Украины и законами Украины «О местном самоуправлении в Украине», «О Верховной Раде АРК», «Об утверждении Конституции АРК», делает их дотационными и ставит Автономную Республику Крым, местное самоуправление в полную финансовую зависимость от органов государственной исполнительной власти». Поэтому Верховная Рада Крыма просит Конституционный суд страны признать неконституционными законы «О бюджетной системе Украины», «О системе налогообложения» и закон о Государственном бюджете на 2000 год в части правовых норм, которые препятствуют зачислению НДС в доходы Крыма.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно