КРИЗИС НЕФТЕПРОДУКТОВОГО РЫНКА НЕИЗБЕЖЕН? В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ В УКРАИНЕ ВНОВЬ ПОДОРОЖАЮТ НЕФТЕПРОДУКТЫ

16 июня, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №24, 16 июня-23 июня

Прошедшие пять месяцев 2000 года для украинского рынка нефтепродуктов не стали периодом внутренней стабилизации и обретения равновесия спроса и предложения...

Прошедшие пять месяцев 2000 года для украинского рынка нефтепродуктов не стали периодом внутренней стабилизации и обретения равновесия спроса и предложения. Фактически Президент, правительство и Верховная Рада Украины не предприняли никаких шагов, которые бы привели к реальному наполнению рынка нефтепродуктами и преодолению дефицита. Как сообщили «ЗН» в МинАПК, нехватка топлива во время посевной уже обещает Украине катастрофические последствия: удалось засеять чуть более 50% площадей — наихудший результат за десятилетие.

Большая часть урожая может быть потеряна из-за дефицита нефтепродуктов. Новое правительство пока не успело приступить к решению четырех проблем рынка, которые крайне негативно влияют как на работу операторов и производителей, так и на состояние рынка. Наиболее ясно и четко эти четыре проблемы в интервью «ЗН» объяснили Александр Третьяков — президент «АТЕК 95» и Иван Басараб — гендиректор «Українанафтосервіса». С их слов, основными проблемами украинского рынка нефтепродуктов, без решения которых невозможно его нормальное развитие, остаются: постоянно меняющееся законодательство; вмешательство государства в деятельность нефтетрейдеров и производителей; отсутствие поставок сырья на НПЗ и рыночная стоимость горючего, которая не покрывает себестоимости переработанного на заводах и импортированного топлива.

Интересно, что госчиновники отмечают увеличение импорта нефтепродуктов. Не понятно, на чём базируется их оптимизм, если по данным Гостаможенной службы уже в марте импорт нефтепродуктов составлял лишь 70% от уровня февраля, в апреле — половину февральского уровня, а в мае этот показатель остановился на уровне 30% от февральского.

Это ещё не ставит нефтерынок на грань летнего кризиса образца прошлого года, когда в июне импорт составлял не более 10% февральских объёмов, но аналогия ситуации прослеживается чётко. Это и «равные условия для всех компаний, импортирующих нефтепродукты», что способствовало сокращению большей части поставок нефтепродуктов, и рост мировых цен на нефть, вопреки усилиям ОПЕК, и неопределённость законодательной базы, а значит правил игры на рынке, и неизменное отношение фискальных органов к «нефтепродуктовому тельцу», как к основному источнику дыр бюджета, и, наконец, несогласованная акцизная политика, из-за чего в конце апреля стоимость импорта нефтепродуктов превысила средний уровень предложения в крупном опте на 15—20%, а в конце мая эта разница, из-за подорожания нефтепродуктов в России, реально увеличилась до 30—35%.

Импортёры нефтепродуктов, опрошенные «ЗН», уверяют, что уже во второй половине июня стоимость 1 литра бензина марки АИ-95 в рознице может достигнуть 2,4—2,8 грн., АИ-92 — 2,1—2,4 грн., А-76 — 1,7—1,9 гривны.

Флуктуация акциза

Согласно закону, вводившему мораторий «О временном порядке налогообложения операций по изготовлению и продаже нефти сырой и некоторых топливно-смазочных материалов», с 1 октября этого года ставки акцизного сбора будут повышены: на дизельное топливо — с 10 до 30 евро за тонну, а на бензин — с 40 до 60 евро за одну тонну. Такое резкое увеличение акцизов может привести к тому, что их доля, например, в таможенной стоимости дизельного топлива вырастет с 4 до 11%. Учитывая, что розничная цена топлива увеличивается по накопительному проценту, трудно даже представить, насколько вырастут цены в октябре.

Ставку акцизного сбора в Украине можно повышать на проценты, а не «в разы». В противном случае рынок начинает лихорадить и он часто уходит в тень. С точки зрения импортёров нефтепродуктов, приемлемые ставки акцизного сбора составляют 10 евро на дизтопливо и 15 евро на бензин.

В этой связи и возникает следующая проблема рынка нефтепродуктов: цена импортного и произведенного на отечественных заводах топлива, которая при учете всех затрат предполагает отрицательную рентабельность торговли горючим.

До цены плюс/минус 135 грн., по мнению большинства опрошенных нефтетрейдеров страны, поднимется средняя рыночная стоимость дизельного топлива (в случае отмены моратория) и автомобильных бензинов в ближайшее время.

Председатель правления «Укрресурсов» В.Ржоткевич заявил, что поставки нефтепродуктов из Азербайджана должны продолжаться не только в экономических целях, но и в политических, так как не допускают монополизма на рынке нефтепродуктов Украины и связанного с ним необоснованного роста цен. Как сказал г-н Ржоткевич, Госнефтяная компания Азербайджанской республики (ГНКАР) в марте-апреле 2000 года поставила ГАК «Укрресурсам» 68,8 тыс. тонн дизельного топлива на общую сумму 12,9 млн. долл. «Нам политически важно сохранить этот канал поставок. Как только мы его убираем, сразу начинается рост цен», — сказал он.

Иного мнения придерживаются нефтетрейдеры, которые считают, что правительству Украины экономически целесообразно договориться с компаниями, торгующими горючим, о планомерном повышении цен. Иначе уверяют они, Украине не избежать подорожания нефтепродуктов по причине необдуманно высокого налогообложения.

Фискальное творчество

Отсюда еще одна проблема рынка нефтепродуктов: вмешательство государства в хоздеятельность нефтетрейдеров.

Как рассказал «ЗН» Гарий Карагодский, замгендиректора ООО «Альфа-нафта», «если с контролируемым НПЗ, которым компания владеет или управляет, работать легко, то с неподконтрольными просто невозможно, т.к. нефтепродукты с них попросту не возвращаются».

По словам Вадима Дорошенко, директора ООО «Кальмиус Юг», Кабмину Украины пока не удалось ограничить «пристальное внимание» госорганов к деятельности нефтепродуктовых трейдеров. По мнению опрошенных торговцев, чтобы эффективно регулировать украинский рынок горючего, необходима совместная работа нефтетрейдеров, правительства, гостаможенной, налоговой службы и др. «регулирующих госструктур».

В результате проверок деятельность некоторых компаний значительное время парализована, что при насыщенном рынке нефтепродуктов, возможно, и осталось бы незамеченным, но при рынке, балансирующем на грани дефицита, это становится опасным.

Производственная сухость

Не менее важная причина провокации дефицита нефтепродуктов — отсутствие сырья на заводах. Наиболее полно возможность решения этой проблемы описал Виктор Попов, президент МК «Содружество» (г. Херсон), компании-акционера ОАО «Херсонский НПК»: «Ритмичность работы заводов возможна при самом главном условии — они должны быть частью вертикально- интегрированных структур нефтяных компаний. Чьих — российских, казахских, иных — и на каких условиях (СП, дочерних предприятий и так далее), это отдельная тема для переговоров. «Правительство Украины должно работать на восстановление и стабильность отечественных нефтеперерабатывающих заводов, а не на сиюминутное наполнение бюджета или ликвидацию дефицита продуктов переработки нефти. Будут стабильно работать заводы — не будет ни дефицита, ни задолженности перед бюджетом».

Увы, загрузка украинских НПЗ в этом году значительно снизилась и за пять месяцев этого года составила всего лишь 32%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В этой связи интересно мнение вице-премьера Юлии Тимошенко: «Мы провели встречу с директорами нефтеперерабатывающих заводов и отрабатывали экономические механизмы, чтобы сделать работу заводов рентабельной, а инвесторы были заинтересованы вкладывать в этот бизнес деньги. Мы отработали четыре главных пункта, которые должны быть отработаны правительством: разумная акцизная политика, которая давала бы возможность конкурировать и импортным нефтепродуктам и нефтепродуктам, произведенным внутри страны; введение особого способа исполнения налогов — это кассовый способ, когда налоги можно платить по получению денег после реализации нефтепродуктов; исключить все возможные льготные импортные поставки нефтепродуктов, как разрушающие отечественный рынок; ускоренная приватизация заводов; по сути это можно поставить первым».

И первый пункт стабилизации рынка нефтепродуктов на сегодня правительством и ВР теоретически учтен, но все же не исключено, что очередной рост цен на нефтепродукты может последовать уже в середине июня. Причем это при благоприятном развитии ситуации на рынке. При неблагоприятном — украинских автолюбителей ожидает кризис посильнее прошлогоднего, когда стоимость литра АИ-95 в рознице достигала 1,8 долл. за литр бензина.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно