КОСТЮМЧИК «ОТ КУТЮР» НАШЕГО ПРОИЗВОДСТВА

18 февраля, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №7, 18 февраля-25 февраля

Одна из начинающих «челночниц», закупая за границей для местного базара дешевый «ширпотреб», взяла и несколько костюмов приличного качества...

Одна из начинающих «челночниц», закупая за границей для местного базара дешевый «ширпотреб», взяла и несколько костюмов приличного качества. Каково же было ее удивление, когда на рынке николаевские швеи, которые, к слову, вынуждены создавать свой гардероб в основном из завезенного дешевого «ширпотреба», узнали в отобранных костюмах изделия местной фирмы «Эвис». Еще бы, ведь они же их сами и шили, так что ошибки здесь быть не могло. Швей, в отличие от «челночницы», не ввела в заблуждение бирка знаменитой западной фирмы. А вот цена испугала и удивила. И продавцу пришлось долго доказывать, что «накрутки» заложено всего чуть-чуть и что «там» такие вещи действительно дорого стоят.

Случай, конечно, нетипичный, потому что наши «челноки» в основном закупают дешевые вещи из ненатурального сырья. А то, что нет-нет да и появится на рынке привезенная из-за рубежа своя же продукция, свидетельствует о том, что в сфере торговли и производства товаров легкой промышленности произошли и происходят качественные сдвиги.

Все мы хорошо помним, к чему привели либерализация экономики, открытие ранее плотно «закрытых» границ для чужих товаров. Чуть ли не половина наших соотечественников превратилась в «челноков», которые закупали за кордоном все, что попадет под руку. Впрочем, вещевые базары и нынче — непременный атрибут каждого города и даже многих сел. Но уже можно заметить и новые тенденции. «Челноков», курсирующих по разным странам и торгующих привезенным, стало меньше, и они специализируются на определенных видах товаров. Просматриваются и первые признаки цивилизованности: наиболее удачливые вместо палаток и павильонов под открытым небом открывают магазины, а целые группы индивидуальных продавцов арендуют торговые залы, получая «крышу» мало посещаемых прежде торговых точек. Появилась и укрепляется тенденция к цивилизованному разделению оптовой и розничной торговли.

Таким образом, все вроде бы относительно неплохо, но — для товаров чужой легкой промышленности. А кто побеспокоится о товарах наших?

Известно, что от политики «открытых дверей» в наибольшей степени пострадала именно легкая промышленность, особенно — швейные предприятия. Уже в начале 90-х годов они так «упали», что им просто ничего не оставалось, как постепенно «всплывать». Это просто чудо, что при такой «агрессии» чужого товара (в ряде соседних с нами стран предприниматели развили специализированную для наших потребностей промышленность) швейным предприятиям той же Николаевщины, находящейся на самом «перекрестке» «челночных» путей, все же удается работать. Более того, как убедился корреспондент «ЗН», побывав на нескольких из них, здесь даже строят и реализуют далеко идущие планы подъема отечественного производства.

Вспомним недавнее прошлое. Попав в сложное, казалось бы, безвыходное положение, когда из- за засилья дешевого ширпотреба и упавшей платежеспособности населения спрос на местные изделия упал чуть ли не до нуля, швейные фабрики пошли, что называется, «батрачить» на Запад. Масштабы такого сотрудничества велики: в 1997 году удельный вес производства на давальческом сырье у швейников области составил 40,9 процента, в 1998-м — уже 67,4 процента, примерно столько же — и в минувшем году. Схема сотрудничества проста. Имея оборудование и рабочую силу и испытывая крайнюю нужду в оборотных средствах, николаевские предприятия легкой промышленности, как, впрочем, и другие, на основе договоров с иностранными фирмами из их материалов и по разработкам изготавливали швейные изделия и почти полностью вывозили их за рубеж, где они продавались уже под иностранными торговыми марками.

По большому счету, работа на давальческом сырье крайне невыгодна. Ее смысл заключается в том, что используется очень дешевая рабочая сила страны. Но выбирать, увы, не приходится. Насколько выгодно западным фирмам такое взаимодействие, можно судить хотя бы по тому, что, как с горечью рассказывали работники швейной фабрики города Первомайска Николаевской области «Санта-Украина», их предприятие, специализируясь в основном на мужских рубашках, получает за изготовление каждой из них от… 80 центов до 1,5 доллара. А стоимость этой же рубашки, но уже с иностранной биркой — от 25 долларов и выше. Естественно, что руководителям этого и других швейных предприятий приходилось выслушивать в свой адрес немало нареканий. Впрочем, само время доказало, что нет худа без добра.

Именно такой способ выживания дал возможность отечественным предприятиям легкой промышленности не только сохранить трудовые коллективы и повысить мастерство украинских швей на выполнении ответственных иностранных заказов, но и вплотную подойти к решению задачи, которая позволит в перспективе заработать в нормальном режиме. Дело в том, что работа на давальческом сырье дала возможность накопить оборотные средства. Ведь вовсе не случайно те предприятия, которые работали по давальческим схемам (это вознесенская торгово-промышленная фирма «Виктория», николаевский «Эвис», первомайская «Санта-Украина»), стали в последнее время все активнее продвигать товары собственного производства и на внутренний рынок. Например, вознесенским швейникам удалось увеличить производство своей продукции по сравнению с 1990 годом на 145 процентов. Постепенно возвращает свои позиции первомайская «Санта-Украина», существенные сдвиги происходят на крупнейшей когда-то швейной фирме Украины — «Эвис». Что до последней, то здесь начали совершенствовать производственные схемы. По словам президента фирмы Н.Бабич, сотрудничая с зарубежными заказчиками, эвисовцы получали от них не деньги, а ткани и материалы. Теперь, окрепнув, рассчитавшись с долгами, здесь переходят на более выгодные принципы работы. Немецкие фирмы «Октава», «Штальман», американская «МЖЛ», учитывая высокое качество работы николаевских швейников, согласились платить за изготовление изделий не по бартеру, а «живыми» деньгами. Ясное дело, что переход на новую схему существенно повысит доходы предприятия. Уже в ближайшее время здесь готовы четверть закупленного сырья использовать для собственного производства и продажи на внутреннем рынке.

Как видим, движение, хоть и медленное, в легкой промышленности все-таки происходит. «Челноки» накапливают капитал, а пострадавшие от их активной деятельности швейные предприятия по крупицам собирают оборотные средства, чтобы составить хоть какую-то конкуренцию иностранному ширпотребу. Конечно, ликвидация перекосов на собственном рынке шла бы быстрее, если бы оба процесса как-то дополняли друг друга. Но как раз подобной связки и не получается. И если в организации торговли товарами, поступающими из-за рубежа, есть некое подобие опта, то отечественные швейные предприятия нынче вынуждены самостоятельно заботиться о сбыте продукции, раздувать маркетинговые службы в ущерб себестоимости изделий. И что-то не слышно, чтобы наши рыночные торговцы брались за реализацию товаров отечественного производства, если не считать парадоксальных случаев, сродни описанному в начале статьи.

Ясное дело, что внимания требуют именно брошенные на произвол судьбы отечественные производители, которые нынче вынуждены все свои проблемы решать самостоятельно. Та же фирма «Эвис» в минувшем году снизила производство и понесла немалые убытки не по собственной вине. Отгрузка готовой продукции в Германию была запрещена лишь потому, что швейные предприятия Украины превысили квоты на ввоз изделий легкой промышленности в эту страну. А ведь убытков можно было бы избежать, если б усилия внешнеторговых структур квота в страны ЕС была бы повышена или хотя бы регулировалась в разрезе отдельных предприятий. Задерживается модернизация производства. А все потому, что товары швейного оборудования и запчасти, которые не производятся в Украине, не включены в список критического импорта. В конечном счете это тоже приводит к удорожанию отечественной продукции.

Ну а что до конкуренции с ширпотребом, то в условиях, когда отечественная швейная промышленность с большим трудом и, по существу, самостоятельно поднимается с колен, то сохранение преимуществ — неважно, стихийно или намеренно созданных — в торговле особенно нетерпимо.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно