Консолидация депозитариев — путь к развитию

16 октября, 2009, 15:44 Распечатать

В конце октября 2010 года должно прекратиться существование в Украине акций в документарной форме. К этому времени, согласно принятому год назад закону об акционерных обществах, все они должны быть обездвижены...

В конце октября 2010 года должно прекратиться существование в Украине акций в документарной форме. К этому времени, согласно принятому год назад закону об акционерных обществах, все они должны быть обездвижены. Чтобы было понятнее, это все равно, что отменить наличные деньги, а вместо них пользоваться исключительно безналичными.

Способна ли учетная система Украины справиться с поставленной задачей и за оставшиеся 13 месяцев подготовить такой переход? Эксперты сомневаются. Однако есть один, и довольно важный, элемент учетной системы, где события развиваются достаточно динамично, — так называемый верхний уровень депозитарной системы. Депозитариев в Украине сегодня три, что делает эту систему избыточно сложной. Поэтому главной новостью сентября стало проведение собрания акционеров Всеукраинского депозитария ценных бумаг (ВДЦБ), созданного весной 2008 года Национальным банком, крупнейшими банками и двумя биржами. Оно стало последним этапом объединительного процесса со старейшим украинским депозитарием — Межрегиональный фондовый союз (МФС).

Об этом событии, дальнейших планах ВДЦБ и проблемах рынка мы поговорили с главой правления ВДЦБ и МФС Николаем ШВЕЦОВЫМ.

— После того, как весной этого года акционеры МФС одобрили слияние с ВДЦБ, возникли опасения, что реализовать его на практике не удастся: хранители, не являющиеся банками, опасаются остаться на обочине этого процесса и всерьез угрожали заблокировать объединительный процесс в судах. Как удалось разрешить эту проблему?

— Действительно, на определенном этапе возникли опасения группы акционеров МФС по поводу цены обмена акций МФС на акции ВДЦБ и представительства хранителей-небанков (чья доля в капитале невелика) в управлении депозитарием. Но эти проблемы не были неразрешимыми, что и показало дальнейшее развитие событий.

В результате по итогам допэмиссии доля банков в уставном капитале ВДЦБ снизилась с 70,6 до 55,66%, тогда как организаторов торговли выросла с 4,4 до 8,95%, хранителей, которые не являются банками, — с нуля до 10,24%. При этом наблюдательный совет депозитария из 14 человек формируется даже по более строгим квотам: по четыре — от банков и небанков-хранителей, три — от Национального банка Украины, один — от Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) и двое — от бирж.

Еще одной договоренностью, закрепленной решением собрания и уставом, стало создание Совета участников. Он объединяет акционеров, имеющих лицензию хранителя, то есть и банки, и торговцев, и акционеров, имеющих лицензию биржи. И в этом совете каждый участник имеет один голос, фактически делая этот орган элементом саморегулирования.

Таким образом, в результате длительных переговоров удалось создать устойчивую модель, в которой в равной степени представлены интересы всех участников рынка. Осталось лишь зарегистрировать новую эмиссию в Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку и окончательно завершить процесс объединения.

— Какие основные задачи стоят перед ВДЦБ?

— Пожалуй, основных задач несколько. Первая — это повышение уровня обслуживания клиентов до стандартов, принятых в мире. Мы постоянно изучаем мировой опыт и хотим все лучшее, что наработано депозитариями развитых стран, адаптировать и внедрить в украинской депозитарной системе. Депозитарная система должна быть эффективной и надежно защищать права инвесторов. Помимо дополнительного стимула украинским участникам фондового рынка к более активной работе, это повысит интерес зарубежных инвесторов к украинскому фондовому ринку. Этим мы внесем свой посильный вклад в привлечение инвестиций в Украину.

Вторая задача — решить проблемы, которые поставил перед нами Закон «Об акционерных обществах», хотя часть из них эффективнее всего было бы снять, внеся изменения как в этот закон, так и в закон о Национальной депозитарной системе.

В качестве примера. Сегодня законом об АО на депозитарии возложена функция по проведению собраний акционеров, хотя она абсолютно не свойственна депозитариям и ни один депозитарий в мире не выполняет эту функцию. Задача депозитария — обеспечить список собственников на определенную дату. Все. Вопросы же проведения собрания — это хлеб профессиональных участников рынка. Такие услуги должны предоставлять хранители, если они хотят, и консалтинговые фирмы, в которые, как я надеюсь, будет преобразована часть регистраторов.

Третья важная задача — поддержка развития бирж…

— Каких из них — в Украине сегодня десять бирж?

— Конкурентная борьба бирж приводит к тому, что они активно развивают свои технологии. И ставят перед депозитарием все новые и новые задачи, таким образом способствуя развитию и наших технологий. Хотя у нас достаточно четкая стратегия поддержания стандартов: то, что мы делаем для какой-то биржи, мы тут же предлагаем и всем остальным. Проще говоря, конкурируйте, но на своем поле.

Яркий пример — это конкуренция между Украинской биржей и ПФТС. Эта конкуренция уже привела к существенному увеличению объемов торговли и росту числа сделок в день: депозитарий на основании биржевых реестров обеспечивает их до тысячи и более в день, тогда как полгода назад было не более 200. При этом львиная доля биржевых сделок рассчитывается в депозитарии по принципу поставки против оплаты. Опыт функционирования запущенной биржами и их членами интернет-торговли в течение нескольких последних месяцев показывает, что ни одного сбоя на уровне депозитария не было.

— А вопросы тарифной политики, к которым весьма чувствителен рынок?

— Вопрос тарифов всегда проблемный, потому что необходимо обеспечивать баланс интересов различных клиентов депозитария наряду со стимулированием развития перспективных направлений.

Например, когда сейчас «Украинская биржа» запустила центрального контрагента, формально количество сделок выросло вдвое: вместо сделки «продавец—покупатель» имеем две — «продавец—контрагент» и «контрагент—покупатель». Сегодня мы не берем плату за операции этого центрального контрагента, чтобы стимулировать торговлю на начальном этапе.

В любом случае, тарифы депозитария будут приниматься не кулуарно, не закрыто, а по результатам обсуждений, дискуссий и анализа с привлечением представителей всех заинтересованных сторон. Для этого в уставе депозитария ВДЦБ предусмотрен специальный орган — Совет участников. И решения по тарифам наблюдательный совет ВДЦБ будет принимать только после их одобрения Советом участников. Сейчас этот совет в стадии формирования.

Пока же наблюдательный совет ВДЦБ принял ряд важных решений по тарифам этого депозитария. Во-первых, на начальном этапе работы Всеукраинского депозитария ценных бумаг его тарифы будут основаны на существующих тарифах МФС. Во-вторых, значительно уменьшены тарифы для эмитентов, которые проводят дематериализацию своих акций в соответствии с законом об акционерных обществах. И, в-третьих, для активизации развития интернет-торговли существенно снижены тарифы по обслуживанию биржевых сделок с небольшими пакетами ценных бумаг.

— Национальный депозитарий Украины (НДУ) заявлял, что их тарифы ниже, чем ваши. Может, это и является подтверждением того, что на рынке необходимо оставить несколько депозитариев для сохранения конкуренции?

— Пока тарифы НДУ действительно чуть ниже. Дело в том, что они взяли за основу структуру тарифов МФС и, недолго думая, уменьшили тарифы по каким-то позициям на 10—20 грн., имея дополнительный доход за счет кодификации ценных бумаг, которую мы по закону осуществлять не можем. Но, скорее всего, мы еще поспорим, чьи тарифы привлекательнее для рынка, ведь у нас гораздо больше клиентов, а значит, себестоимость ниже.

Хотя, в любом случае, с точки зрения тарифов оптимальным является создание центрального депозитария, поэтому мы по-прежнему предлагаем НДУ варианты объединения.

Напомню, что в 1997 году МФС изначально создавался как прообраз центрального депозитария Украины. Несмотря на то, что закон о Национальной депозитарной системе допускает существование множества депозитариев, к чести украинских участников рынка и чиновников долгое время депозитарная система в Украине развивалась именно как централизованная депозитарная система. И только в последние два года появилась опасность развития депозитарной системы в Украине по российскому сценарию, где существует несколько депозитариев. Такая система действительно может существовать, и опыт России это доказывает. Но совершенно очевидно, во-первых, что она существенно дороже и эти издержки перекладываются на участников рынка, эмитентов и инвесторов, а во-вторых, эта система несет дополнительные риски.

Пока мы еще не достигли точки невозврата, и, по моему мнению, целесообразно вернуться к решению проблемы единого депозитария Украины. Мне кажется удивительным, что Национальный депозитарий, в котором 86% принадлежит государству, оказался абсолютно неуправляемым в плане поиска компромиссных путей по объединению.

— А каково предложение ВДЦБ?

— Наш депозитарий предлагает либо очередное объединение, в котором мы уже преуспели, — и это более приемлемый вариант, либо ликвидировать НДУ, чтобы государство больше не тратило на это деньги, а система смогла развиваться дальше.

Что касается варианта объединения, то нужно просто садиться и думать в этом направлении. Было бы желание, а пути решения всегда можно найти.

— Можно воспринимать это как предложение ВДЦБ государству, владеющему 86% акций НДУ?

— Я как менеджер не могу делать такие предложения, но считаю, что такие предложения вполне можно сформулировать.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно