КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ ЗАГОНЯЮТ В ФОРМЫ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

18 января, 2002, 00:00 Распечатать

Ну и что, что уже более восьми лет действует постановление Кабинета министров под №611 «О перечне ведомостей, которые не представляют коммерческой тайны»...

Ну и что, что уже более восьми лет действует постановление Кабинета министров под №611 «О перечне ведомостей, которые не представляют коммерческой тайны». Не волнует и то, что в данном документе от 1993 года предусмотрительно зафиксировано: не может быть коммерческой тайной информация, имеющаяся в любых формах государственной отчетности. Все равно табачные фабрики получили форму №1, которую будут вынуждены регулярно заполнять. Таким образом, им придется в обязательном порядке предоставлять Государственному департаменту продовольствия детальную информацию о движении сырья в своем технологическом цикле производства. Нужно будет отчитываться: сколько всего табака приобретено, какие его остатки на складах, на что конкретно данный табак используется или где реализовывается. Наверное, излишне объяснять, что таким образом данная конфиденциальная информация станет автоматически если не общедоступной, то уж точно попадет в поле зрения соответствующих специалистов из числа разведчиков и контрразведчиков от бизнеса. Ведь если закон даже в принципе не предусматривает наличие конфиденциальности в формах статистической отчетности, то почему тогда ее неприкосновенность должен гарантировать Госдепартамент продовольствия или прочие структуры, имеющие доступ к этим «закрытым» данным?..

Представленная коллизия — лишь малая часть той медвежьей услуги, которая была оказана сигаретным фабрикам год назад, когда под занавес 2000-го комитет ВР по вопросам аграрной политики протащил пресловутый закон «О стимулировании развития сельского хозяйства на период 2001—2004 годов». Тогда под стягом защиты отечественного производителя в административном порядке решили давний спор между украинскими производителями сигарет и такими же точно, с точки зрения родства, производителями ферментированного табака. Решили в пользу последних, хотя разница между первыми и вторыми состоит в том, что сигаретчики производят табачные изделия из ферментированного табака, а ферментационщики — этот самый табак из сырья, предоставленного фермерами или импортированного. И те, и другие уже давно не принадлежат государству, и те, и другие делают деньги, и те, и другие используют для этого иностранные инвестиции, но... ферментационщики оказались отечественнее. Видимо, потому, что их продукция не очень востребована сигаретными смежниками. Фабрики объясняют такое положение вещей низким качеством предлагаемого табака и его сравнительно высокой ценой. Руководство же ферментационных заводов усматривает в сокращении закупок их продукции злой умысел со стороны смежников, считает, что те преднамеренно хотят на корню загубить отечественную табакопроизводящую отрасль. Спор этот давний, из-за него ферментационные предприятия в свое время даже вышли из ассоциации производителей и переработчиков табака. Но сейчас не об том речь. Вмешавшись в чисто предпринимательские взаимоотношения, государство так и не смогло четко определить новые правила игры таким образом, чтобы не осталось больше никаких вопросов и не нарушались уже существующие законы. Поинтересовался ли хоть один из народных депутатов, как такое, с позволения сказать, «стимулирование», будет действовать в реальной жизни? Или, в конце концов, чем, в случае чего, будет покрыта немалая брешь в бюджете, ведь имеем дело с высоколиквидной акцизной продукцией?

Спору нет, мало у нас выращивается табака Хотя традиции и имеются, да дело это не особенно выгодное. Судите сами, при потребности производства в объеме 55—60 тыс. тонн, валовой сбор отечественного продукта последние шесть лет колеблется на уровне всего 3 тыс. тонн. И тот не очень хотят брать — низкокачественный. Вот и надумали в комитете ВР по вопросам аграрной политики давать его в нагрузку, как в старые добрые советские времена. А в законе записали коварное: «Приоритетное развитие сельского хозяйства обеспечивается путем… обязательного использования выращенного и ферментированного в Украине табачного сырья в отечественных сигаретах нелицензированных марок, защищенных знаком для товаров Украины». Да простит нас уважаемый читатель за дикое смешение понятий, воспроизведенное в цитате. Он, конечно, вправе спросить: «Что значит «нелицензированные марки»? Это те, которые производятся нелегально без разрешения собственника марки? А «знак для товаров» это, надо понимать, знак для товаров и услуг?» Как растолковали спецы, имелись в виду отечественные марки сигарет. Это их решили подвергнуть дискриминации народные депутаты. Мол, этих можно, они же свои.

Своих за счет своих защитили. И не подумали: вдруг эти самые отечественные марки исчезнут из ассортимента производства отечественных же предприятий, куда тогда пихать свой табак? Зачем думать? Вместо этого записали еще более каверзное: «Установить, начиная с 1 января 2001 года, для предприятий-производителей табачной продукции количественное содержание ферментированного табака, выращенного в Украине, дифференцированное по годам к годовой потребности предприятий с учетом достижения 10% в 2004 году». Какой, спрашивается, годовой потребности? Одно дело, если это потребность, необходимая для производства этих самых дискриминированных сигарет, в которые, как предусматривает закон, будут впихивать табак согласно разнарядке. Совсем другое, а именно так считают чиновники исполнительной власти, если речь идет об общей годовой потребности, для производства всех марок сигарет, в том числе и выпускающихся по лицензионному соглашению с третьими лицами. Но куда тогда этот табак девать? Ведь за непослушание грозятся наказывать, для этого и вводятся дополнительные формы отчетности, в которых предлагается табачным компаниям самостоятельно на четыре квартала вперед спрогнозировать свою потребность. И никакого права на ошибку, как будто на дворе не 2002 год, а времена централизованного административного планового управления народным хозяйством. Как будто не существует соответствующих международных договоров, в частности Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС, приоритет которых перед национальным законодательством подтвержден высшим законодательным органом. Как будто нет никакой заинтересованности вступить во Всемирную торговую организацию.

Ну хорошо, международные марки сигарет защищены от такого безобразия, там жесткая рецептура, защищаемая их собственником. Так что же, все предназначено для тех же многострадальных «Примы», «Ватры», «Шахтерских»?.. Но что тогда с ними будет, ведь нарушатся все разумные пропорции сигаретной мешки. Тут ведь обещанными 10% не обойдешься. Как отреагирует потребитель? Может, и его заставить покупать в нагрузку товар, в котором будут нарушены все требования Минздрава? Ведь если не заставить, то не будет и покупателей. Какой смысл тогда производить? А если так, то куда тогда девать произведенный табак? Круг замкнулся.

Если у депутатов действительно болит душа за отечественный табак, пусть побеспокоятся тогда и об отечественных марках сигарет. Не будет их — зачем тогда все это? Если уж выращивать табак, то такой, чтобы он расходился безо всяких принудиловок. И тут не может быть никаких отговорок, мол, пока берите, что есть, а потом мы вам такое вырастим, что «Вирджиния» с «Берлеем» будут отдыхать. На кону здоровье людей. Кроме того, думается, что это прямой путь к деградации отечественной табакопроизводящей отрасли. Сами посудите: у кого при отсутствии конкуренции и прочих стимулов, при одностороннем диктате цен и гарантированном сбыте вдруг появится рвение к развитию?

Пока один вид бизнеса предлагают реанимировать за счет другого, ничего хорошего не выйдет. Тем более в условиях, когда производство даже отечественных сигарет без фильтра резко снижается. Уже сейчас компании, производящие преимущественно высококачественные сигареты с фильтром, вынуждены законопослушно осуществлять закупку табака у украинских смежников, зная наперед, что он превратится в невостребованный балласт, пылящийся на складе. Благодаря закону проблема сбыта отечественного табака начиная с 2001 года по сути стала их головной болью. Куда хочешь, туда его и девай. Хоть используй для отопления производственных помещений. Только оплачивать подобные виды отопления придется нашему же отечественному потребителю. Нет, уж лучше экспортировать, пусть даже в убыток себе. Например, в Россию. По дешевке там его возьмут и тут же подбросят в Украину очередную партию контрабанды. Греет сердце одно — изготовлена она будет из украинского табака. И это отнюдь не фантазии, а жестокая реальность...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно