«Коллектив — за борт» предлагают выбросить промышленные предприятия Львова ради собственного спасения

26 декабря, 2008, 16:11 Распечатать Выпуск №49, 26 декабря-16 января

Ситуация на львовском рынке труда изменилась столь же стремительно, как и осенняя погода. Она долго не хотела отступать, но вдруг задождило, словно из глубокого яра потянуло холодом — и осени как будто и не было...

Ситуация на львовском рынке труда изменилась столь же стремительно, как и осенняя погода. Она долго не хотела отступать, но вдруг задождило, словно из глубокого яра потянуло холодом — и осени как будто и не было. Первыми вспомнили о своих функциональных обязанностях профсоюзы: около полутысячи их представителей провели митинг в центре Львова с требованием привлечь внимание власти к безработице в области.

Самыми популярными были транспаранты с надписями «Нет — повышению цен на тарифы», «Нет — задолженности по зарплате», «Нет — бесплатному отпуску педагогов» и т.д. Впрочем, создавалось впечатление, что эти лозунги уже запоздали. Потому что на предприятиях речь уже идет не о поддержании уровня заработной платы, а о полной остановке производства с массовыми сокращениями работающих.

На митинге приняли резолюцию, в которой говорится, что финансово-экономический кризис возник не по вине работников или профсоюзов, поэтому перекладывать его бремя на плечи трудящихся недопустимо. А значит, профсоюзы требуют принять государственный бюджет на 2009 год без снижения предусмотренного его проектом уровня государственных социальных стандартов и гарантий и установить минимальную зарплату в размере не ниже прожиточного минимума для трудоспособного лица. Кроме того, по их мнению, властные структуры должны ввести мораторий на повышение цен и тарифов, в частности тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Профсоюзы заявили «решительный протест городскому голове г. Львова А.Садовому по поводу игнорирования городского соглашения о необходимости согласования с Объединением проф-
союзов Львовщины решений исполкома по повышению тарифов на жилищно-коммунальные услуги и за проезд в общественном транспорте и в связи с нежеланием заключить новое соглашение между исполкомом и Объединением профсоюзов Львовщины».

— Мы пока держим ситуацию под контролем, — говорит заместитель председателя Объединения профсоюзов Львовщины Михаил Будзан, — но не уверены, что забастовки не начнут возникать стихийно. Сегодня в области уже около 35 тыс. безработных. Их число все время растет. Из-за бездеятельности высших должностных лиц государства и банковских структур предприятия разных форм собственности оказались в безвыходном положении. Главная проблема состоит в том, что работодатели начали увольнять людей с формулировкой «по согласию сторон». Это означает, что уволенные люди начнут получать помощь по безработице только через три месяца после регистрации в центре занятости.

Специалисты из Львовского областного центра занятости приводят неутешительные факты. Отправило в неоплачиваемый отпуск на месяц всех 1220 своих работников ОАО «Дрогобычский долотный завод». Похожие заявления написали 72 работника «Львовского электробытприбора»; на десятках других предприятий области владельцы тоже сказали работникам: «Отдохните!» Но это еще полбеды. Беда в том, что началась массовая «оптимизация» рабочих мест. О сокращении заявили «Львовский завод инструмен-
тов», Львовский завод «Сельмаш». Начата реорганизация (читай — сокращение) в ряде бюджетных организаций.

Силовыми методами проводятся сокращения на бывшем флагмане советского автобусостроения — «ЛАЗе». Из когда-то более 30 тыс. работающих здесь осталось всего около нескольких тысяч, но и у них нерадостная перспектива. Предприятие российских братьев Чуркиных уже восемь месяцев не выплачивает заработную плату в полном объеме. Задолженность достигла 7 млн. грн.

Еще в августе областная прокуратура возбудила уголовное дело против руководства завода по факту невыплаты зарплаты, но с тех пор долги не уменьшились. При этом работникам завода перестали выдавать необходимые документы, чтобы те могли подать в суд за невыплату заработной платы. А на днях охрана завода вообще не пустила работников на предприятие.

Пятый месяц не получает заработную плату коллектив ОАО «Львовский завод «Сельмаш».

— У нас отключили электроснабжение, потому что в октябре завод задолжал 80 тыс. грн. В цехах стоит готовая продукция, но никто ею не занимается. А руководитель предприятия вообще куда-то подевался, — рассказывает председатель профкома Владимир Магала.

Ситуация на «Сельмаше» типична для Львова тем, что земли предприятия многие хотели бы пустить под жилищную и коммерческую застройку. Но коллектив не сдается.

— Мы готовы идти на компромисс, — говорит Владимир Магала, — но с нами никто не хочет разговаривать. Бизнес интересует только земля, на которой расположено предприятие. В результате увольняются высококвалифицированные рабочие с 20—30-летним опытом работы.

Еще недавно представители властей утверждали, что на Львовщине нет отраслей, в наибольшей мере пострадавших от кризиса. Но это не так. Уже сейчас понятно, что больше всего пострадают машино- и приборостроение, строительство, легкая и угольная отрасли, перерабатывающая промышленность, транспорт. Только «Львовуголь» задолжал своим работникам 12 млн. грн. Остановилось строительство, а иностранные партнеры местной легкой промышленности, работающей на давальческом сырье, теперь отказываются давать работу украинцам. Если ничего не изменится, дальше — остановки производства, забастовки.

При этом никто не задумывается, на что будут жить эти люди.

— Малый и средний бизнес обречены на развитие. Сколько бы им ни создавали препятствий, всегда найдутся люди, которые хотят работать на себя, — говорит советник по инвестиционным вопросам ОАО «Искра», кандидат экономических наук Мирон Костив. — Но если кто-то привозит в Украину товары импортного производства и продает их здесь, то он создает рабочие места в стране — производителе этой продукции. Поэтому государство прежде всего должно обратить внимание на стратегически важные для его экономики предприятия. На отрасли, обеспечивающие его развитие, создающие реальную добавочную стоимость.

По мнению Мирона Костива, главное внимание власти должны направить на поддержку высокотехнологичных рабочих мест, еще оставшихся в отрасли. Именно тут реально зарабатывают средства для государства. Рабочее место, которое можно создать за неделю, стоит... ноль. Если человек не продаст бананы, пострадают он и бананы. Если же речь идет о рабочем месте высококвалифицированного рабочего или инженера, то здесь нужны сотни тысяч долларов.

К сожалению, украинские промышленные предприятия нечасто получают поддержку со стороны государства. Если говорить об индустрии, то можно назвать одну застаревшую причину, влияющую на их состояние, — возмещение НДС. На Львовщине на сегодняшний день не возмещено около 80 млн. грн. этого налога, которые уже есть в списках на возмещение. И даже если НДС возмещается, это происходит не живыми деньгами, а зачислением в последующие платежи с налога на прибыль. Будет ли прибыль, еще неизвестно, а авансовые платежи уже берут.

— Мы проводим анализ по каждой отрасли, предприятию, — уверяет заместитель главы Львовской ОГА Тарас Федак. — Прогнозируем, что в области не должно быть такой критической ситуации, как на Востоке Украины, потому что здесь нет таких гигантов, которые насчитывали бы более десятка тысяч рабочих. Что касается плана действий, то власть считает необходимым максимально открыть собственный рынок для украинских предприятий, использовать возможности местных бюджетов. В частности, г. Львов собирается приобрести у «ЛАЗа» троллейбус стоимостью 1 млн. 125 тыс. грн., что позволит хотя бы частично погасить долг по заработной плате.

Так не выдают ли чиновники желаемое за действительное? Уже на следующий день городской голова Львова Андрей Садовой заявил, что город не может купить троллейбус, потому что в городском бюджете предусмотрено на эти цели только 100 тыс. грн. По словам мэра, в этом году государство должно было выделить 2,5 млн. грн. на покупку транспорта, но город не получил этих средств.

А пока на разных властных ступенях спорят, кто, кому и сколько должен, по некоторым прогнозам, уже в ближайшее время домой готовы вернуться около 20 тыс. заробитчан. Ведь кризис не только в Украине, но и у соседей. Однако в Украине работа их не ждет.

Возможно, прав рабочий с завода «Сельмаш», обвинивший в развале промышленности городских мэров, которые много лет носились с идеей Львова как города туризма: «Не может же половина населения города-миллионера пойти в горничные!» Тогда и началось вытеснение промышленных предприятий из города. А ларчик открывается довольно просто: при непосредственном интересе представителей власти территории доведенных до банкротства предприятий отдавали под жилую и коммерческую застройку. Уникальные «Львовский завод телеграфной аппаратуры», «Львовприбор», «Львовский стеклозавод», земли десятков других переданы для строительства жилья и коммерческих сооружений.

Пока местная власть с гордостью рапортовала об успехах малого бизнеса, развитии туризма, когда-то самая развитая среди западных областей Украины Львовщина незаметно оказалась среди дотационных регионов. Теперь вот — массово теряет последние рабочие места.

— У нас есть претензии как к власти, так и к владельцам предприятий, — говорит Михаил Будзан. — Людям надо дать возможность работать, а минимальная заработная плата должна быть установлена на уровне прожиточного минимума. Иногда удивляюсь, что у нас такие терпеливые люди. У некоторых из них еще есть какие-то сбережения. Думаю, что Рождественские праздники еще переживем, а там могут произойти непредвиденные и неуправляемые массовые акции. Автобусники на улицу уже выходили...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно