КИЕВСКАЯ БЮДЖЕТЕРИЯ

19 марта, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №11, 19 марта-26 марта

«Киевский бюджет: сплетни, вымыслы, сладкие мечты, правда и действительность, спекуляции вокруг приватизации» - такова была тема совместного заседания столичного пресс-клуба и Киевсовета...

«Киевский бюджет: сплетни, вымыслы, сладкие мечты, правда и действительность, спекуляции вокруг приватизации» - такова была тема совместного заседания столичного пресс-клуба и Киевсовета. На нем мы узнали о том, что Киев - не только единственная территориальная единица страны, которая отчисляет часть своего бюджета в госказну, но и перевыполнила его (т. е. городской бюджет) на 152%. Она же построила больше всех жилья и больше всех заработала на приватизации. Ну «як тебе не любити, Києве мій!»

Вести от Владимира Присяжнюка

По словам главы постоянной комиссии Киевсовета по вопросам бюджета, финансов и социально-экономического развития, горбюджет-99 выглядит так. 70% от налога на прибыль предприятий, 25% от подоходного и 10% от акцизных сборов дадут городу около 1,4 млрд. грн. Правда, излишек над миллиардом придется отдать стране, но это все же на 300 тыс. меньше, чем прежде, благодаря усилиям Александра Омельченко и депутатов ВР от Киева.

Те же усилия позволят сверхплановым поступлениям оставаться в городской казне, а также получить для столицы целевую дотацию на погашение задолженности по теплоэнергоносителям (302 млн. грн.) да субвенцию на развитие образования (19 млн.). Имеются также спецпрограммы «Забота», «Здоровье киевлян» и «Дворы». Стагнация киевской промышленности, судя по итогам 1998 года, закончилась (отмечен рост производства на 1,6%), причем почти 60% доходов в горказну дают малые и средние предприятия. В бюджет развития выделены 139 млн. грн., которые пойдут на строительные дела...

Тут присутствующие подсказали г-ну Присяжнюку, что пора от успехов переходить к трудностям и недостаткам. Среди таковых были названы нестыковка между указанными выше налоговыми долями и особенностями формирования горбюджета, зафиксированными в законе о столице. Главные проблемы города стандартны: хилые жилищно-коммунальное хозяйство и транспорт. Самое узкое место - дорогостоящий метрострой, на который в городском бюджете на нынешний год выделены символические 30 млн. грн. Еще более смешная сумма - доход в 15 млн. от приватизации. Она-то и заставляет перейти ко второй главной теме совместного заседания.

Приватизация-98

Всего за прошлый год, сообщил председатель регионального отделения ФГИ Владислав Збуржинский, государство «потеряло» в Киеве 644 объекта. 563 из них принадлежали к группе А (малая приватизация), 31 - к группам Б, В, Г (большая приватизация), 13 - к группе Д (незавершенное строительство), 37 - к группе Е (доли государственного и коммунального имущества в хозяйственных обществах, в т. ч. и СП). Но еще интереснее распределение объектов по способам приватизации: 507 - выкуп, 72 - продажа на аукционах, 35 - конкурс, 30 - акционирование. Таким образом, на конкурентных основах приватизировано 16,6% объектов, хотя некоммерческие конкурсы в условиях современной Украины - это состязания весьма специфические…

Всего от приватизации было выручено 59 млн. грн. (7,2 - за счет госимущества, 51,8 - за счет комимущества). Но вот аукционная продажа принесла лишь 3,6 млн. грн., хотя начальная цена была превышена в среднем в 3,3 раза. Результаты работы приватизированных производств самые разные, но против десятой части новых владельцев пришлось подавать иски в арбитражные суды о разрыве договоров в связи с невыполнением условий продажи или несвоевременной оплатой.

Несмотря на наличие значительного количества объектов незавершенного строительства, информационная база по ним отсутствует. Вопреки многочисленным решениям Кабмина, министерства и ведомства не спешат предложить их на продажу или даже пытаются снять «с молотка» (автовокзал «Теремки», энергоцех ГНТЦ артиллерийского оборудования и др.). Увы, применить экономические санкции против тех, кто не завершает строительство и не продает «полуфабрикат», законодательство не позволяет. Правда, даже после изменения формы собственности более 80% объектов такого типа продолжают разрушаться. Не всегда в этом виноваты сами собственники: при отводе земельных участков, получении пожарно-санитарно-эколого-архитектурных и т.п. согласований против них слаженно действует колоссальный, замешанный на коррупции бюрократический аппарат.

И уж совсем худо с приватизацией объектов социальной сферы (группа Ж): постоянные обращения регионального отделения ФГИ выделить такие объекты на продажу не вызвали ни одного живого отклика министерств и ведомств. Впрочем, их можно понять: ежели «социалку» использовать не совсем по назначению, образуется весьма солидный доходец.

Приватизация-99

На прошлой неделе Киевсовет, в отличие от своего «старшего брата» на Грушевского, утвердил программу приватизации имущества предприятий городской коммунальной собственности в текущем году. В основу был положен так и не утвержденный проект госпрограммы-99, где по Киеву предполагалось сокращение плановой цифры 1998 года c 545 объектов до 507 (55 объектов госимущества, 116 - коммунальной собственности города и 336 - районов). Таким образом, утвержденная программа касается только 116 объектов, из коих 86 - малой приватизации, 5 - большой, 5 - незавершенка, 6 - госдоля в хозяйственных обществах, в т.ч. и с иностранными инвестициями, 14 - соцобъекты.

Справка «ЗН»

Выдержки из городской

программы приватизации

7.1.4. В случае, когда арендатором строения по согласию арендодателя осуществлены за счет собственных средств улучшения арендованного объекта стоимостью не менее 25% балансовой стоимости строения, которые невозможно отделить от него без нанесения вреда, арендатор получает право выкупа этого строения. Оценка стоимости объекта приватизации осуществляется с применением экспертной оценки.

7.2.6. Продажа акций ОАО иностранному инвестору на неконкурентных основах может осуществляться по международным договорам и отдельным решениям Киевской госадминистрации для ОАО коммунальной собственности, согласованным с постоянной комиссией по вопросам собственности.

Важным моментом станет продажа 49% акций пяти монополистов (группа Г), которые играют чрезвычайно большую роль в жизни Киева: ГКП по санитарной очистке «Киевспецтранс», ГКП по термической обработке «Завод «Энергия», ГКО «Киевводоканал», ГКО «Киевгоргидропутемост», ГКО «Киевзеленстрой» (три последних объединения предусматривается превратить в холдинги).

От продажи объектов всех форм собственности в Киеве ожидают получить 30 млн. грн., а от реализации объектов городской коммунальной собственности - 5,7 млн. Судя по выступлению г-на Збуржинского, депутаты Киевсовета ощутили некое неудобство от мизерности ожидаемых поступлений и обвинили авторов программы в предпочтении неконкурентных способов приватизации типа выкупа. Но что делать, посетовал оратор, коль это узаконено в программе приватизации.

Мы привели лишь две возможности для неконкурентной приватизации объектов, хотя в тексте программы есть еще ряд «исключений». И Владислав Збуржинский, и председатель постоянной комиссии Киевсовета по вопросам собственности Виктор Билыч пытались убедить автора этих строк, что одна из самых криминализованных сфер украинской экономики здесь, в Киеве, «почти чиста». Когда, мол, соревнуются до десятка покупателей, а начальная цена - не балансовая, а экспертная, то сговор исключен. Лишним доказательством этого служит тот факт, что в данной сфере не возбуждено ни одного уголовного дела. И это при том, что в Киеве сосредоточен весь цвет правоохранительных органов.

В ответ я привел напечатанное в свое время в «ЗН» интервью с председателем Украинского общества оценщиков Еленой Коваль, где она высказывала свое мнение о том, что в подавляющем большинстве случаев аукционы - акция с силовым отсечением посторонних, где организаторам «бурного состязания» победитель отстегивает 10 и более процентов. Что касается использования экспертных цен, то и наша газета, и другие СМИ полны сообщений о низком качестве многих экспертиз. Да и в отчете отделения ФГИ по г. Киеву за 1998 год говорится о множестве нареканий на оценку стоимости имущества, хотя она проводилась по действующим методикам. «Не всегда ответственное отношение» экспертов к своим обязанностям отмечено в Жовтневом, Подольском и других районах.

А ведь речь выше шла о наиболее трудоемком для злоупотреблений варианте приватизации - аукционном. Что же тогда говорить о таких процедурах, как выкуп с полумифической границей в 25% от балансовой стоимости или «отдельных решениях» городских властей... Но именно им, как мы видели, отдается предпочтение.

Ползучая национализация

Главную часть своего выступления председатель комиссии Киевсовета по вопросам собственности посвятил проблеме сочленения приватизации и национализации. То имущество, которое город не может эффективно эксплуатировать, следует, по его словам, продавать за более или менее приемлемую цену, а то, в чем он испытывает потребность, нужно стараться национализировать. И такие процессы в городе идут. Но это - не национализация, а коммунализация, приобретение имущества местной общиной. То есть город становится обычным предпринимателем.

Конечно, в развитых рыночных странах подобные процессы вполне естественны. Но у нас-то ведь не обычная рыночная страна, а даже официально переходная и притом постсоциалистическая. Что это означает? Хотя государственная или коммунальная собственность - это имущество, которым чиновники только распоряжаются, у нас распоряжаться и владеть - практически одно и то же. Поэтому речи о «справедливой национализации» так сладки для местных властей…

Налоговая и экономическая система в целом поставила на грань банкротства большинство предприятий и организаций страны. Теперь акции любого субъекта хозяйствования можно легко отобрать за долги. Впрочем, по утверждению г-на Билыча, в его комиссию стоит очередь из желающих «продаться», в том числе ради получения долгосрочного кредита. Вместе с передачей в управление местных администраций госпакетов акций ряда крупных предприятий (этот процесс идет во всех регионах) местная национализация на самом деле означает все возрастающую регионализацию, которая, кстати, ныне охватила нашего северного соседа - Россию. В итоге политическая и экономическая власть концентрируется в руках региональной олигархии, а это - серьезная угроза окончательной феодализации Украины.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно