КЕЛЬТСКИЙ ТИГР НА ЕВРОПОВОДКЕ

21 марта, 2003, 00:00 Распечатать

После вступления в ЕС экономика Ирландии, числившейся среди самых бедных стран Западной Европы, с...

После вступления в ЕС экономика Ирландии, числившейся среди самых бедных стран Западной Европы, сделала настолько резкий скачок вперед, что, по аналогии с восточноазиатской моделью экономического развития, журналисты тут же окрестили ее «кельтским тигром». Субсидии ЕС были направлены в первую очередь на то, чтобы избавиться от экономической зависимости как от Великобритании, так и от собственного не слишком процветающего сельского хозяйства. Основная ставка была сделана на образование и развитие информационных технологий. И уже к началу 1990-х молодая, высокообразованная рабочая сила, а также низкие корпоративные налоги начали привлекать в страну таких могучих инвесторов, как Intel, IBM и Microsoft.

Сумев воспользоваться всеми преимуществами свободного доступа на огромный общеевропейский рынок, обусловленного членством в ЕС, Ирландия попутно умудрилась прорваться и на американский. В результате экономические показатели произвели впечатление на самых упорных скептиков: уровень безработицы, который еще в конце 1980-х достигал 15%, начал стремительно падать и к концу 90-х опустился ниже 5%. В Ирландию массово ринулись наиболее конкурентоспособные иммигранты. И даже обеспечили ей 1% прироста населения в год на фоне общей безрадостной демографической ситуации. Темпы роста национального ВВП за 1995—2001 годы составили в среднем 9,2% при средних по ЕС 2,4. Иностранных (в первую очередь американских) инвестиций на долю Ирландии приходилось едва ли не столько же, сколько на остальные страны–члены ЕС. По уровню дохода на душу населения ирландцы, по некоторым оценкам, уже догнали своих ближайших соседей из Великобритании. И только инфляция несколько портила показатели, оставаясь на уровне 5,5—6%.

Однако с некоторых пор краски на этой идиллической картинке стали быстро тускнеть. Обвал сектора высоких технологий подрубил на корню экспорт, ориентированный преимущественно на британский и американский рынки. Поток иностранных инвестиций резко обмелел, что было вызвано не только глобальным снижением общего объема инвестиций, но и появлением новых конкурентов в борьбе за его скудные остатки. По всей Ирландии начали массово закрываться филиалы транснациональных и иностранных компаний, которые либо сами находятся на грани банкротства, либо перебазируют производство в Китай или страны Центральной Европы. В результате только за прошлый год в стране количество рабочих мест сократилось на 100 тыс., и по уровню безработицы Ирландия начала подтягиваться к средним по ЕС показателям. Аналогичная тенденция наблюдается и в отношении прироста ВВП, который, по сравнению с лучшими для Ирландии временами, сократился чуть ли не вчетверо.

Только инфляция в стране остается на недосягаемо высоком уровне. И тут уже Ирландии придется испытать на себе все негативные последствия вступления в еврозону, с ее единой процентной ставкой. Руководство Европейского Центрального банка во Франкфурте, естественно, прилагает гораздо больше усилий, чтобы попытаться хоть как-то раскачать тяжеловоз немецкой экономики, обслуживающей 80 млн. человек, и готово снижать с этой целью процентные ставки до победного конца. Так что маленькая Ирландия с ее 4 млн. населения и 1% ВВП от общеевропейского никак не может перевесить эти приоритеты.

Зато она проявляет отчаянное мужество в своем нежелании стричься под еще одну общеевропейскую гребенку, предусматривающую ограничения дефицита бюджета. Ведь, реформировав свою экономику, страна столкнулась с необходимостью срочной модернизации всей инфраструктуры. Только в 1999 году ирландцы купили на 25% автомобилей больше, чем в предыдущем, а новых дорог было построено явно недостаточно. Поэтому ирландское правительство не только не стремится сокращать расходы, но и не спешит увеличивать доходы. Если уж Ирландии не удается привлечь дешевую иностранную рабочую силу, то основной акцент она намерена делать на низкие налоговые ставки, которые собирается снижать и дальше — например, довести корпоративный налог к 2005 году до 12,6 процента…

Эта политика вызывает в ЕС не только откровенное раздражение, но и явные угрозы применения финансовых санкций. Однако окрик Брюсселя, похоже, пугает ирландцев меньше, чем угроза рецессии национальной экономики.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №20, 26 мая-1 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно