«Капризы» поставщиков нервируют сети

Поделиться
Закулисные февральские разговоры специалистов о проблемах ЧП «Патэрсон» в переговорах с несколь...

Закулисные февральские разговоры специалистов о проблемах ЧП «Патэрсон» в переговорах с несколькими ключевыми поставщиками нашли свое подтверждение на мартовской пресс-конференции генерального директора сети «Патэрсон» Юрия Яковчика. Российский ритейлер не внял просьбе директора одной из киевских торговых ассоциаций «разрулить» дело переговорами… И заявил о существовании негласной коалиции розничных операторов, которая, мол, в ультимативной форме вынуждает поставщиков диктовать сети «Патэрсон» торговую наценку либо полностью прекратить отгрузку товара. Комментируя ситуацию, большинство опрошенных киевских ритейлеров удивлялись запросам своего «маленького» российского коллеги и советовали ему расти в меру сил.

Картельный сговор

«Патэрсон» признал, что проблемы с поставщиками у него возникли еще при открытии универсама и обострились в течение недели после начала его работы. Руководству не понравилось, что в тот период в универсам приходили представители сетей «Велика Кишеня», «Сільпо», «Фуршет» и «МегаМаркет». Конкуренты анализировали происходящее и искали слабые места. В связи с этим Юрий Яковчик высказал предположение о заключении группой людей некоего картельного соглашения с целью прессинга и получения дополнительных заработков.

По cловам гендиректора, некоторые поставщики под давлением сетей прислали руководству ЧП «Патэрсон» письма примерно такого содержания: «Мы не можем поставлять продукцию, потому что нет сырья». Среди компаний, которые, по версии «Патэрсона», столкнулись с давлением сетей, — производители мясопродуктов ДП «ТД «Русанко», Киевский мясоперерабатывающий завод, птицекомбинат «Кировоградский» (ТМ «Ятрань»), а также молокопродуктов — компании «Эталон» и «Лакталис-Днепр». Юрий Яковчик сказал, что указанные поставщики, кроме требований установить фиксированную торговую наценку, говорили руководству ЧП «Патэрсон» почти одно и то же: «Да, мы готовы с вами работать, но на нас давят…»

Юрию Яковчику происходящее кажется довольно странным. Он настаивает, что «Патэрсон» имеет право ставить такую наценку, какую считает нужной, какую позволяет ему его экономика, технологии и ассортимент. «Нет ничего плохого в низких ценах, т.к. при больших оборотах зарабатывают и поставщики, и мы. А в этой ситуации розничные торговцы (сеть «Велика Кишеня» и сети корпорации «Фоззи Групп». — Авт.) хотят продавать товар дороже. Мы против этого», — добавил Юрий Яковчик.

В поисках компромисса

Руководство «Патэрсона» высказывает желание наладить отношения как с украинскими сетями, так и с поставщиками-«отказниками». Но и сдаваться тоже не намерены. Так, в конце февраля — начале марта руководство сети обратилось в Оболонскую райадминистрацию, Управление потребительского рынка и торговли Киевгоргосадминистрации, а также в Антимонопольный комитет Украины с просьбой «разобраться» с сетями. Юрий Яковчик отмечает, что если поставщику выгодно продавать у нас — мы рано или поздно договоримся с ним независимо от того, что по этому поводу думает сеть «Сільпо». Даже если с несколькими поставщиками не удастся договориться, бизнес «Патэрсон» от этого серьезно не пострадает. Также гендиректор не сомневается, что мультинациональные российские компании, с которыми «Патэрсон» имеет договоры по России, будут максимально лояльны к нему.

Комментарии

Андрей Близнюк,
директор Национальной ассоциации
развития торговли и сервиса

— Говорить о какой-либо монополии в розничной торговле Украины еще очень рано. На сегодняшний день даже такие крупные игроки, как «Велика Кишеня» и «Фоззи Групп», вряд ли контролируют больше 20% рынка цивилизованной торговли в Украине. Есть еще «Фуршет», «АТБ», Мetro, Billa, одесские, западноукраинские сети. Что касается давления национальных сетей на иностранные, то ситуация со временем разрешится. Например, Мetro и Billa прекрасно сотрудничают с национальными сетями («Фоззи Групп», «Фуршет») по отдельным проектам. И в нашей ассоциации «иностранцы» прекрасно уживаются и находят общий язык с сетью «Велика Кишеня».

Думаю, причина конфликта кроется в стратегии развития сети «Патэрсон», основанной на агрессивном пиаре и откровенной пропаганде «самых низких» цен. И если при вхождении Metro вопрос о ценах нивелировался тем, что его формат — оптовый, а сеть является второй в мире по объемам продаж, то «Патэрсону» при одном магазине в Украине рано требовать от поставщиков условий, сравнимых с «заслугами» старожилов рынка. Проблема здесь вряд ли в каком-то блокировании этой российской сети другими. На мой взгляд, «Патэрсону» сейчас стоит задуматься о поиске компромисса и союзников. Тем более что многие украинские ритейлеры в перспективе планируют выход в Россию, и ссориться с одной из самых сильных российских сетей вряд ли входит в их планы.

Директор по маркетингу крупной региональной торговой сети, пожелавший остаться неизвестным

— Участь «Патэрсона» ждет любую компанию, которая будет выходить на рынок и просить каких-то особых условий. Каждый поставщик понимает, что если он даст сети «Патэрсон» такие цены, как участникам рынка с пяти-семилетним стажем, то «ветераны» придут и скажут: нужно работать на рынке долго и стабильно, чтобы «входные цены» были адекватными.

Виталий Маргулис,
генеральный директор ассоциации «Укрконсалтинг»

— Размер торговой наценки никакого отношения к производителю продукции не имеет. Это сугубо прерогатива розничной структуры. За счет снижения нормы прибыльности на единицу изделия выдерживается принцип продавать «больше дешевых товаров, нежели дорогих, но мало».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме