КАПИТАЛ НЕ СКРЫВАЕТ СВОИХ УСТРЕМЛЕНИЙ

Поделиться
Последние несколько лет стало традицией говорить о ситуации в стране в обезличенной форме: реформы не идут, экономика стагнирует, промышленность разваливается...

Последние несколько лет стало традицией говорить о ситуации в стране в обезличенной форме: реформы не идут, экономика стагнирует, промышленность разваливается. Как будто все это происходит само собой, ввиду фатального стечения обстоятельств, и совладать с этим «стихийным» бедствием существующая властная машина уже не может. Действительно ли так или это один из тех мифов, который нам упорно навязывают?

Конечно, удобно объяснять все просчеты в экономической политике крайне затратным способом хозяйствования, полученным в наследство от советского государства, кризисом мировой экономической системы. Но чем дальше, тем менее убедительными кажутся подобные доводы.

В Украине существуют реальные возможности для экономического роста - мощная индустриальная база, высокий научный потенциал, квалифицированная рабочая сила, хорошо развитая хозяйственная инфраструктура. Но все это уже который год остается невостребованным. И дело тут не в каких-то сложностях переходного периода. Не решена главная проблема - в украинских властных структурах до сих пор нет критической массы людей, способных провести жесткие, а иногда и жестокие структурные изменения общества и экономики.

В конце концов, нет стран, которые не сталкивались бы с трудностями в своем развитии. Существуют властные элиты, которые способны решать проблемы своей страны, и те, кто всегда противостоит этому, потому что делать это не в состоянии. С моей точки зрения, в Украине за годы ее независимости и те, и другие определились уже достаточно четко.

Можно бесконечно раскладывать политические пасьянсы, но неизменным остается одно - противостояние между силами, стремящимися к модернизации общества, и группами, которые считают возможным дальнейшее существование уже доказавших свою порочность способов управления экономикой и обществом. Это не просто две разные политические точки зрения. Речь идет о принципиально различных моделях экономических взаимоотношений, об оппозиционных друг другу мировоззренческих позициях и, в конечном итоге, о разных идеологиях общественного развития.

Параллельные реальности

Украина развивается как бы в параллельных реальностях. В одной реальности пытаются строить рыночные отношения, в другой - сохраняется растратная псевдогосударственная модель управления экономикой. Есть национальный капитал, который постоянно наращивает свою силу и, естественно, заинтересован в укреплении государства. И есть весьма агрессивные группы директората, председателей колхозов и часть руководящей номенклатуры, способные лишь проедать национальное богатство. Им не нужны экономический рост, сильная экономика, конкуренция со стороны частного капитала. Они попросту не умеют создавать ценности и эффективно ими управлять. Если эти люди сейчас процветают, то только благодаря хаосу, развалу в стране и слабости центральной власти.

За последние несколько лет группы отраслевиков смогли создать тотальную систему разворовывания страны, практически нечувствительную к воздействию центральных исполнительных структур. Их влияние негласное, незаметное, но парализующее для всей государственной системы: от местной власти в регионах, которая больше зависит от директоров и председателей, чем от Президента и премьер-министра, до парламента, который воплощает их концепцию управления страной. Какой бы тысячекратно рыночный курс ни провозглашали Президент и правительство, если он как-то задевает интересы этих групп, то союз губернаторов и директората

блокирует любые решения центра, либо саботируя их, либо «дезактивируя» через Верховную Раду. Законодательная власть сделала все для того, чтобы замедлить развитие частного сектора экономики Украины. В результате основное влияние на принятие экономических решений остается прерогативой тех же сил, что и пять-восемь лет назад. Я говорю не о возможности отдельных так называемых украинских «олигархов» влиять на кадровые перестановки и не о «вхожести» в чьи-то кабинеты. Без сомнения, такие способности помогают удовлетворению личных амбиций их владельцев. Но на самом деле эти люди влиятельны только во властном треугольнике в столице. Реально принимать стратегически важные для страны решения они не в состоянии, так как не могут обеспечить их выполнение. А раз так, то говорить о появлении украинской «олигархии» преждевременно.

Растущий, динамичный, проводящий экспансию капитал способен не только оказывать давление на власть, но и стать этой властью. В Украине же искусственно созданы условия, ограничивающие возможности для роста отечественного бизнеса. Его функционирование зажато в узких рамках спекулятивного сектора - посреднических, трейдерских, финансовых операциях. Производственные мощности и землю по-прежнему контролирует региональная неономенклатура. Любые попытки вмешательства капитала в производство шумно пресекаются под видом защиты народного достояния. А тем временем без умелого и заинтересованного управления разрушается промышленность, нищает население, тот потенциал, который унаследовала Украина от СССР, стремительно теряет ценность.

Ожидание инвестиций бессмысленно. Никаких инвестиций нет и не будет. Во-первых, потому что инвестировать в нашей стране некуда. Наиболее интересные объекты недоступны для отечественного инвестора или обременены огромными долгами. А во-вторых - невозможно, так как инвестор полностью зависим от капризов среднего звена административного аппарата, в особенности регионального.

Поэтому заработанный капитал и вымывается через теневой оборот за рубеж. Налоговая инспекция может бесконечно сражаться со схемами укрывания прибыли, но в результате получит еще более изощренное бегство денежных средств в «тень». Пора уяснить - ничего в этой стране не улучшится, пока государственная система будет поддерживать не тех, кто создает национальное богатство, а тех, кто разворовывает его остатки.

Сколько директора ни корми…

Экономический кризис в Украине 1998 года закладывался в 1992-94 годах. Именно тогда директорат и председательский корпус окончательно освободились от контроля и компартии, и государственной власти. Вместе с местной властью они получили карт-бланш на управление ресурсами независимого государства и принялись тащить из страны все, что могло представлять хоть какую-то ценность. Только единицам из этих людей удалось остаться нормальными управленцами. Но большинство живет логикой потребления: получить ресурсы из центра и перераспределить или, что гораздо чаще, положить себе в карман.

Сколько ни бросай денег из бюджета в промышленность и сельское хозяйство - все исчезает бесследно. Без оплаты вывозились в Россию эшелоны продовольствия, за бесценок продавались в Европу и Азию металл, зерно, химия. Инфляция превращала в пыль невозвращенные в страну деньги. Слабая попытка государства ввести индикативные цены, навести порядок во внешней торговле, чтобы как-то сократить продажи по заниженным ценам, захлебнулась в буре возмущения - страну без экспорта оставляют!

Не все, но подавляющая часть директоров элементарно паразитировали и паразитируют на государственной собственности. Продал продукцию, не вернул выручку, из государственного бюджета взял на зарплаты и покрытие затрат - и опять новый цикл до полного развала. Предприятие работает, 90% продукции уходит за рубеж, а рабочие не получают зарплат, бюджет - налогов, с поставщиками не рассчитываются.

Наверное, никто точно не знает, что и в каких количествах производит наша экономика. Аудит и налоговая инспекция дальше заводоуправления вообще не попадают. Только директор владеет информацией о действительном состоянии дел на его предприятии и в конечном итоге получает монопольную выгоду. В то время как от бизнеса требуют уплаты налогов, прозрачности, проплат деньгами, предприятиям «советского» сектора под давлением Верховной Рады и губернаторов регулярно списывают задолженности в бюджет, проводят взаимозачеты, компенсируют невыплаты зарплат. Так и создается дефицит бюджета, во имя покрытия которого государство влезает в долги перед МВФ. Взяли внешние кредиты, продали ОВГЗ, а полученные деньги в регионах аккуратно перекачали на частные счета директората и аграрных лоббистов. И страшно потом удивляемся, почему государству денег не хватает?

Еще один результат - износ производственных мощностей. Понятное дело, что о модернизации производства никто и не думает. Директору абсолютно безразлично, рентабельно производство или убыточно, есть заказы или нет. Даже если все предприятие стоит, найдется один цех или участок, вроде «свечного заводика», благодаря которому существует директор. Добавим сюда бюджетные дотации - и получается совсем не плохая рента. Поэтому даже за вконец разрушенные предприятия директорат держится мертвой хваткой, как и председатели за свои опустошенные КСП. Вот только непонятно, почему эту мелкую предпринимательскую деятельность украинского директората должен оплачивать государственный бюджет, через бесконечные дотации убыточным производствам?

А на борьбу с центральной властью всегда можно направить гнев трудового народа. Лидеры профсоюзов либо на содержании у директората, либо запуганы, а рабочие оказались пешками в руках директоров. Вместе средства из бюджета выбивают и против прихода на предприятия нормальных собственников сражаются. Только наивный человек может поверить, что субсидии и дотации из бюджета, поступающие в регионы для промышленности и сельского хозяйства, действительно идут на погашение долгов по зарплате и в производство. Конечный адресат этих денег - отнюдь не трудовой коллектив.

Сколько раз выходили шахтеры на забастовки, сколько раз они устраивали марши на Киев, добиваясь денег от правительства… для угольных баронов, которые зарабатывают по 5-10 долларов с каждой отгруженной тонны угля. Выделенные государством средства попадают в отрасль и где-то исчезают. И так до бесконечности. До тех пор, пока на предприятия не приходит собственник. С этого момента ранее «спавшие» профсоюзы бросаются в бой. Десять месяцев рабочие не получали зарплату, предприятие лежит, но директора не трогают. Только управление передано коммерческой структуре - тут же ей забастовку: давай задолженность по зарплате, немедленно запусти производство.

Ловушка

для власти

Сильная государственная власть и беспредел директората - вообще вещи не совместимые. Может быть, поэтому попытки усилить исполнительную власть не удались. Ведь два первых созыва Верховной Рады независимой Украины практически целиком контролировались директоратом в союзе с губернаторами. Сейчас о «красных директорах» вроде бы ничего не слышно, их представителей в парламенте почти нет, но есть сильный блок «левых», который продолжает лоббировать директорские интересы. Во многом благодаря им у украинского парламента сложился нынешний деструктивный имидж. Все эти разбирательства на властных ветвях, хаос в законодательстве, слабость власти - удобная ширма для безнаказанного растаскивания страны. Пока верхние эшелоны - парламент и Президент - выясняют, кто легитимнее, директорат и губернаторы могут делать то, что делают.

На самом деле, согласно законодательству, Президент и правительство имеют довольно ограниченные возможности для действий по изменению структуры экономики. Парламент из года в год под разными предлогами блокирует любые движения в этом направлении. В Верховной Раде умерли и продажа земли, и налоговая реформа, и структурная перестройка промышленности. Игры, которые придумывались Верховной Радой по приватизации, в действительности дирижировались директорским корпусом. Стоило правительству только подумать о продаже или банкротстве предприятий, в парламенте тут же начинался крик о разграблении народного достояния. Понимали ли руководители «левых», что в своей борьбе за собственность они всего лишь марионетки директората?

Президент, занятый борьбой с Верховной Радой, утратил самый главный свой шанс - игнорируя решения парламента, указами провести глобальную приватизацию, укрепить отечественный капитал, создать условия для его экспансии в производство. В итоге в регионах не сформировалась сила, заинтересованная в поддержке действующей власти. А региональные руководители и отраслевая номенклатура всячески саботируют решения центра, при этом клянясь в верности Президенту и курсу реформ. Эти люди еще во времена премьерства Леонида Кучмы успешно завалили все его попытки вернуть управляемость стране. Вообще-то их давно уже не устраивает ни действующий Президент и его попытки сформировать жесткую вертикаль исполнительной власти, ни нынешний премьер-министр, который решил навести порядок в государственном секторе экономики.

Не нужно питать иллюзий - добровольно региональная неономенклатура власть не отдаст. Она будет держаться за свои доходные места, пока есть государственный бюджет и возможность хоть что-то из него выжать. И будет определять политику государственной власти, пока в ее распоряжении находится собственность, а под контролем - население.

Капитал

и власть

Общая цель и власти, и капитала - восстановить управляемость государства и прекратить хаос в экономике. В этом мы естественные союзники.

Центральная власть уже не способна совладать с неработающими предприятиями, саботажем местных чиновников, разворовыванием бюджета. Только передача капиталу части государственной собственности и полномочий на всех уровнях управления может остановить этот беспредел. Для модернизации экономики в первую очередь необходимо привлечь квалифицированных управленцев.

Молодая украинская буржуазия способна справиться с таким заданием. Уже который год бизнес не просто умудряется зарабатывать в условиях полностью разбалансированного хозяйства, но и организовывать производство, сохранять рабочие места не только в частном секторе, но и на государственных предприятиях. Украинская промышленность еще окончательно не обрушилась только благодаря тому, что предприниматели постоянно изобретают разнообразные товарно-денежные схемы, поддерживающие производство.

Естественно, капитал требует передела собственности. Ему тесно в рамках сугубо трейдерских операций. Без работающего производства падают объемы от реализации газа и нефти, становится все меньше «живых» денег. Сохранение и рост капитала требуют расширения производственной базы, а значит, вмешательства бизнеса в сферу производства.

Те, кто сейчас лидируют в бизнесе, благодаря практическому опыту, гораздо лучше большинства государственных служащих разбираются в структуре украинской экономики и в том, какие шаги необходимо предпринимать для ее оздоровления. Именно поэтому правительство пришло к необходимости отдавать государственные предприятия в управление коммерческим структурам. Но как только трейдеры за долги получили пакеты акций в управление, в стране началась паника, развернулась кампания по дискредитации управленцев. Директорат и местные власти испугались прихода на предприятия собственников, которые начали разбираться с «художествами» местного начальства. В Кабинет министров полетели письма: вернуть пакет в госуправление, отменить план приватизации, по судебным решениям получать предприятия нельзя, этим фирмам претендовать нельзя, тех не пустим, этим не позволим… Понятное дело, ведь это же не всенародная приватизации, где директор мог манипулировать трудовым коллективом.

Отраслевые и региональные лоббисты всячески пытаются законсервировать удобную для них схему существования предприятий. Местные администрации требуют передать им в управление предприятия, дабы не лишиться контроля над товарно-денежными потоками. Замечательный способ заблокировать работу управляющих - начать процесс приватизации объекта. Пока предприятие находится в состоянии приватизации, никакой реструктуризации производства, смены персонала и других непопулярных действий управляющий проводить не может. Поэтому делаются попытки немедленно провести сертификатные аукционы, срочно оформить собственность на трудовой коллектив, вывести пакеты акций из государственной собственности любым способом.

В принципе, приватизацию больших промышленных объектов теперь проводить уже поздно. Предприятия превращены директорами в руины. Для инвесторов они не привлекательны. Долги огромны. Передача госпакета в управление коммерческим структурам, с одновременной реструктуризацией долгов, - отчаянная попытка государства сохранить хоть что-то. Восстановив производство, можно будет через несколько лет выставить предприятия на продажу, но уже не за те смешные суммы, которые за них готовы платить сейчас.

Это реальный, но, конечно, не единственный способ привлечь эффективный менеджмент в украинскую промышленность. Способ, возможно, не бесспорный, но в сегодняшней ситуации целесообразный. Важно, чтобы разумная идея не стала очередной жертвой рыночного популизма. Впервые парламент может согласиться пусть не на приватизацию, но хотя бы на передачу собственности в управление. Уверен, что даже «левые» с этим готовы будут примириться. Все понимают: то, что происходит на наших предприятиях, - это катастрофа.

Пришло время для решительного изменения приоритетов в управлении страной. Выборы 1998 года в Верховную Раду были самой мощной за последние несколько лет попыткой элиты бизнеса прорваться к властным рычагам. В результате во главе большинства фракций нынешнего созыва парламента стоит бизнес. После выборов позиции директорского корпуса сильно ослабли - только угольные бароны еще способны оказывать давление на парламент. Следующим шагом капитала должен стать приход в исполнительную власть в регионах. Это ни в коей мере не ослабляет центральную власть. Наоборот, украинский капитал заинтересован поддерживать сильную государственную власть, без удельных князьков.

Украинская буржуазия не есть нечто чужеродное - она часть государства. Мощь капитала - часть мощи государства. Власть капитала - часть власти государства. И это нормально. Бизнес не стремится к сращиванию с властью. Сама власть испытывает потребность во влиянии со стороны отечественного капитала. Только капитал может правильно сориентировать власть, в силу того что именно он и его интересы оказались на одном векторе с общим направлением развития украинского общества.

Капитал не скрывает своих устремлений. Он открыто их отстаивает. Мы хотим не только часть властных полномочий. Мы готовы нести часть властной ответственности.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме