КАЛОШИ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ

12 ноября, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №45, 12 ноября-19 ноября

Справедливо, наверное, говорят, что автомобиль своим успехом в значительной мере обязан пневматич...

Справедливо, наверное, говорят, что автомобиль своим успехом в значительной мере обязан пневматической шине, без которой он так и не вышел бы за пределы ненадежного, шумного, медленного и дорогостоящего хитроумного приспособления. Поэтому, образно говоря, пока будет жить автомобиль, будет жить и развиваться шина.

Всего в Украине насчитывается 6,4 млн. единиц техники, которую, разумеется, надо «обуть». Причем постоянно растущий парк импортных автомобилей обуславливает увеличение спроса на импортные марки автомобильных шин. А это в свою очередь объясняет тот факт, что при емком производстве отечественных шин для разных типов автомобильной и тракторной техники в продажах шин для легковых автомобилей все больше появляется иностранных торговых марок (табл. 1).

Что продается

Весь рынок шин можно разделить на три основные группы: для легковых автомобильной (собственно легковых авто, микроавтобусов и легковых автофургонов), для грузовых (грузовых автомобилей разной грузоподъемности, автобусов и троллейбусов) и для сельскохозяйственной техники (тракторов, комбайнов).

По данным Института биоорганической химии и нефтехимии НАН Украины, основная доля используемых для легковых автомобилей шин - обычные (57%). В структуре продажи легковых шин значительную долю занимают также радиальные шины (31%), обеспечивающие не только превосходную управляемость транспортным средством (за счет уменьшения искажений протектора), но и больший «пробег» протектора, благодаря минимизации деформирования проектора. Кроме того, появились (хотя не достигли желаемого для производителей потребления: на их долю приходится 12%) бескамерные шины, основным достоинством которых является то, что при проколе они быстро не выпускают воздух благодаря тому, что герметизирующая прокладка охватывает проникающий предмет.

Основные бренды

Основная доля использования импортных шин приходится на шины для легковых автомобилей. Среди производителей импортных автошин можно насчитать два с половиной десятка торговых марок: MICHELIN, BRIDGESTONE, YOKOHAMA, CONTINENTAL, MATADOR, PNEUMANT, FULDA, COOPER, PIRELLI, BARUM, GOOD YEAR и некоторые другие. При этом на рынке представлены практически все основные мировые лидеры в производстве шин, представляющие в Украине самую различную продукцию, в том числе новейшие разработки.

Водителям и владельцам авто хорошо известно о существовании множества факторов, влияющих на долговечность шин, как, впрочем, и о способах контроля некоторых из таких факторов. К неустранимым факторам логично относят климатические и сезонные условия, а также состояние, тип, поверхность дороги, вид работы или характер поездки. Устранимые факторы: пробег шин, порезы, неправильно подобранные пары шин, качество масла, бензина, дизельного топлива, техническое обслуживание транспортного средства, способ вождения (скорость, ускорение и торможение). И все эти факторы так или иначе приходится учитывать производителям шин.

Среди производителей импортных шин для легковых авто образовалась своеобразная пятерка, представляющая шины в разных ценовых категориях и лидирующая на рынке. Это прежде всего продукция Continental Tech Group, основанной еще в 1860 году. Сегодня эта корпорация - номер один в Германии, номер два в Европе и номер четыре в мире. Она выпускает порядка 700 млн. шин в год для легковых автомобилей и 4,5 млн. шин для грузовых. Не менее популярна продукция под маркой Bridgestone, научно-технические разработки которой позволяют использовать продукцию при сверхвысоких скоростях, на болидах самых престижных гонок «Индикар» и «Формула-1». Широкой популярностью пользуются шины марки Michelin, представленные на украинском рынке всесезонными шинами для легковых автомобилей, шинами для автомобилей повышенной проходимости и новой разработкой концерна - летними шинами, обладающими в зимних условиях повышенным сцеплением на скользких, мерзлых или мокрых дорогах. И наконец, продукция компаний Good Year и Yokohama, разработанная с помощью современных технологий и испытанная на международных гоночных аренах. Продукция этих компаний представлена для грузовых и легковых автомобилей и отличается стойкостью к износу.

Постепенно к группе лидеров подтягиваются и другие производители шин из дальнего зарубежья, предлагающие менее дорогой товар среднего качества.

Отечественное производство

Что касается отечественного производства шин, то им заняты два основных производителя - днепропетровское объединение «Днепрошина» и завод «Росава» в Белой Церкви (Киевская область). Кроме того, из заметных производителей можно выделить объединение «Валса».

Если до 1996 года стоимость отечественных шин постоянно падала, что выглядело для Украины фантастикой, то в последние два-три года цены значительно выросли, чему способствовало свободное ценообразование и широкое использование бартерных операций. Анализ цен на шины на основании данных Госкомстата Украины показывает, что с 1996 года стоимость шин выросла почти в 100 раз.

Наибольшую долю в отечественном производстве шин в 1998 году составляли шины для легковых автомобилей - 77,3%, далее расположились шины для грузовых автомобилей - 16,9% и для сельхозтехники - 3.3%, а также мотошины - 2,5%. Можно сделать вывод о некотором снижении в 1998 году отпускных цен предприятий на шины для грузовых автомобилей и аграрной техники, а также росте их по группе изделий для легковых авто.

Реализация шин в 1998 году отечественных предприятий составила сумму чуть большую 1,1 млрд. гривен. Наибольшим спросом пользовалась продукция группы «шины для легковых автомобилей» и «шины для сельхозтехники», а наименьшей - «шины для грузовых автомобилей и мотоциклов».

При существующем в Украине производстве автомобильной техники (табл. 2) необходимо отметить достаточно высокие показатели производства шин, что объясняется прежде всего их высоким экспортным потенциалом. Основным потребителем украинских шин является Россия, Белоруссии и страны Средней Азии. В последнее время некоторую надежду украинским производителям шин дали СП, такие, как АвтоЗАЗ-DAEWOO, КрАЗ-IVECO, а также налаживание совместных производств на Харьковком тракторном заводе, «Ривнесельмаше», Тернопольском комбайновом заводе, Могилев-Подольском механическом заводе по производству комбайнов и тракторов. Это позволило, например, стабилизировать производство на «Росаве», а «Днепрошине» - закончить формирование собственной дилерской сети, состоящей из 85 представительств во всех регионах Украины.

Кому продается

В 1998 году использование шин в Украине составляло 837,2 тыс. штук, в том числе на долю шин для грузовых автомобилей приходилось 58,4%, для сельхозтехники - 16,5% и для легковых автомобилей - 25,1%. Доля промышленности в общем использовании шин была наибольшая - 38,4%, тогда как сельского хозяйства - 26,9%; далее следуют транспорт и связь, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и материально-техническое снабжение.

Среди наиболее представительной группы шин для грузовых автомобилей удельный вес промышленности достиг 34,6%, сельского хозяйства - 22,6%, транспорта и связи - 22,2%, строительства - 10,4%. В то же время, сельское хозяйство естественным образом доминирует в потреблении шин для аграрной техники, опережая по этому показателю промышленность (27,6%) и другие отрасли.

В использовании шин для легковых автомобилей, как ни странно, также преобладает промышленность (54,4%) и сельское хозяйство (14,3%), транспорт и связь (11,0%). Объем потребления шин в 1998 году снизился по сравнению с 1996 г. (849 тыс. шт.) на 1.4%. Однако необходимо отметить, что практически по всем отраслям, за исключением промышленности, в 1998 году по сравнению с 1997 годом наблюдается рост использования шин.

Другим важным элементом является региональная характеристика использования шин в Украине. Наиболее высокий уровень характерен для Полтавской, Днепропетровской, Донецкой, Запорожской и Харьковской областей. Следует признать, что эти области являются также наиболее крупными промышленно-аграрными центрами с наибольшей плотностью легковых и других автомобилей, что, собственно, и обуславливает их объемы потребления шин.

Несколько другая тенденция характерна по продажам шин отечественного производства населению. Здесь первенство принадлежит шинам для грузовых автомобилей, больная часть которых, очевидно, используется на грузовиках, эксплуатируемых на большие расстояния. За ними следуют шины для легковых автомобилей и сельскохозяйственной техники.

По показателю «направление использования» наиболее весомыми являются ремонт автотракторной техники, производственные цели, капитальный ремонт и производство товаров народного потребления.

Как продается

Реализация шин идет несколькими путями: через магазины, станции техобслуживания, через авторынки.

Основная продажа импортных шин происходит через магазины и фирменные станции техобслуживания автомобилей. Отечественные импортируемые из стран СНГ шины продаются в основном через рынки и во вторую очередь через магазины и СТО.

Основные украинские производители и импортеры шин имеют хорошо отлаженную региональную дилерскую сеть. Многие компании имеют сеть собственных фирменных магазинов. Как правило, фирмы, торгующие шинами, занимаются их продажей параллельно с другой продукцией для автомобиля. Зачастую розничные продавцы открывают маленькие станции по балансировке колес и ремонту шин. При этом розничные торговцы отмечают, что спрос на шины стабильный и имеет тенденции к росту. Правда, после прошлогоднего кризиса покупатель стал более привередливый и отдает предпочтение недорогой продукции, в том числе отечественного производства. Это не относится к владельцам дорогих иномарок.

Первое полугодие 1999 года позволило сделать вывод о том, что продолжающийся спад промышленного и сельскохозяйственного производства заставляет продавцов шин делать поправки в действиях на рынке Украины с учетом изменений в отраслях потребления. Так, например, сократилось использование шин промышленностью, хотя и наметился некоторый рост их использования автотранспортом. Тем не менее эксперты обещают, что использование шин в Украине удвоится по сравнению с 1998 годом лишь к 2015-му. В ближайшие годы значительных изменений на рынке пневматических шин не предвидится.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно