КАК ЗАЩИТИТЬ СВОЙ БРЭНД, ИЛИ ЗАМОЛВИМ СЛОВО О ТОВАРНЫХ ЗНАКАХ

2 ноября, 2001, 00:00 Распечатать

Так уж устроен человек: любит давать определение той эпохе, в которой живет. Стремительный рост пр...

Так уж устроен человек: любит давать определение той эпохе, в которой живет. Стремительный рост производительных сил ознаменовал начало индустриальной эры; открытие и разработка искусственных спутников Земли — эры космической. Глобализация мировой экономики, создание транснациональных корпораций положили начало постиндустриальной эпохе, достижения НТР в области информатики и открытие «мировой паутины» — Интернета — создали информационное общество. Сейчас же, по мнению многих экспертов, раскручивается эра брэндов (другими словами, торговых марок). Как заметил в одном из своих интервью директор Института брэнда Владимир Спиваковский, «тот, кто овладеет брэндом, овладеет миром».

Для Украины этот тезис имеет особое значение — ведь одним из приоритетов государства (пусть это даже остается пока на декларативном уровне) является построение рыночного общества. Рынок же без качественных товаров и услуг невозможен, «как Киев без Подола». Следовательно, значение брэндов для нашей экономики имеет двойной смысл. Во-первых, это создание отечественной конкурентоспособной продукции (вспомним популярный слоган «Защитим национального товаропроизводителя»); во-вторых, речь идет об увеличении объема иностранных инвестиций, индикатором чего является и нормальная «циркуляция» на украинском рынке всемирно известных торговых марок (таких, например, как Coca-Cola, Samsung, Puma и др.)

Клеймо
как средство защиты

 

Важным шагом в плане защиты брэнда от различного рода «пиратских» посягательств и проявлений недобросовестной конкуренции является разработка товарного знака как обозначения, позволяющего отличать товары и услуги одних физических и юридических лиц от других. В Законе Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» говорится, что «знаком могут быть словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации». Под «другими» могут выступать звуки, мелодии и даже запахи (!).

Таким образом, знак для товаров и услуг является лаконичным обозначением, идентифицирующим товары и услуги того или иного производителя. Он является символом, указывающим, кто несет ответственность за предлагаемые населению товары и услуги.

С одной стороны, товарный знак защищает интеллектуальную собственность производителя; с другой, он защищает право потребителя на приобретение качественных товаров и услуг. Главным же отличием товарного знака от простого названия является то, что права его владельца охраняются законом, но только лишь после соответствующей регистрации. В Украине ее проводит патентное ведомство — Госпатент, работающий в составе Госкомитета по вопросам науки и интеллектуальной собственности.

Многие специалисты-патентоведы подчеркивают, что только зарегистрированный товарный знак предоставляет владельцу исключительное, монопольное право на использование брэнда, запрещая при этом его «эксплуатацию» другими лицами без специального разрешения или лицензии.

 

Важность регистрации товарных знаков подтверждает история некоторых общеизвестных советских брэндов. Показательной, на мой взгляд, является история с зубной пастой «Лесная». По мнению экспертов, экслюзивное право на эту довольно известную среди советских людей торговую марку московская парфюмерная фабрика «Свобода» утратила лишь по собственной некомпетентности: в 1997 году эту марку первой зарегистрировала питерская «Невская косметика». Точно так же московская компания потеряла пасту «Фтородент», придуманную одним из генеральных директоров «Свободы» советских времен. Опять же москвичи не успели ее вовремя запатентовать, что успешно сделала фабрика «Уральские самоцветы». Другие конкуренты аналогичным образом перехватили у «Свободы» торговые марки «Семейная» и «Мятная».

 

«Увод» брэндов —
тоже воровство

 

К сожалению, страны с переходной экономикой (отчасти и Украина) не могут похвастаться тем, что у них все благополучно с защитой товарных знаков от различных посягательств со стороны конкурентов. По мнению патентоведа компании «Таранущенко и партнеры» Татьяны Коваленко, «известность и подделка — всегда рядом». Чем известнее знак, тем больше соблазн некоторых производителей использовать его в целях быстрой наживы и продвижения своих, часто некачественных, товаров на рынок.

Сегодня объектами недобросовестной конкуренции чаще всего являются товары продовольственной группы и промышленные товары массового потребления. Чтобы в этом убедиться, стоит всего лишь пройтись по одному из вещевых рынков. Там вы можете найти — ну по очень смешным ценам! — спортивные костюмы и кроссовки от «фирм» Аdidas, Puma, Reebok, джинсы от Levis, Lee, Kelvin Kleine, кремы Nivea, духи Pani Walewska и многое другое. Парадоксально, но, как правило, всемирно известные фирмы не пытаются защитить свою продукцию от подделок в законодательном порядке. Скорее всего, причина в ощутимой разнице в весовых категориях. Да и с кем судиться — с неидентифицированными подпольщиками из Польши, Турции, России, Малой Арнаутской?

 

Многим нашим соотечественникам известна история с маргарином Rama (владелец товарного знака — компания Unilever N. V.) и его «клонированным» двойником польского происхождения под названием «Рама». Если сравнить образцы их продукции, то невооруженным глазом можно заметить их визуальное и фактурное сходство. Идентична форма упаковки, шрифт написания словесных элементов, цветовое исполнение и изобразительные элементы. Плюс сходны до степени смешения сами словесные элементы обоих образцов. Следует также отметить, что заглавные буквы «R» и «Р» не отличаются существенной разницей в написании, что негативно влияет на их восприятие потребителем. Похожая ситуация сложилась и с подделкой популярной в нашей стране торговой марки кофе Elite Fort. Насколько мне известно, фирмы — владельцы этих торговых марок подали исковые заявления в Хозяйственный суд Украины.

 

Недобросовестной конкуренции в нашей стране подвержены и средства массовой информации. Показательным является затянувшееся судебное разбирательство между владельцами почти одноименных изданий «TV-Парк» (Украина) и «ТВ-Парк» (Россия). Не вдаваясь в детали битвы за этот знак, отмечу, что подобный спор для Украины пока редкостный, что отнюдь не умаляет степени поучительности и нарицательности этого прецедента.

Но, похоже, что для некоторых недобросовестных конкурентов закон не писан.

 

Вот свежий пример. Большинству украинских бухгалтеров известна газета «Все о бухгалтерском учете», которая издается уже шестой год. Газета узнаваема не только по содержанию, но и по своим формальным, визуальным характеристикам — логотип, слоган, особая верстка и др. И вот совсем недавно на рынке масс-медиа появляется двойник этого издания с почти идентичным названием. Налицо сходство как по содержательным, так и по вышеуказанным структурно-формальным признакам. Один постоянный подписчик «настоящей» газеты заметил, что внешне газета-клон очень напоминает «Все о бухгалтерском учете» шестилетней (!) давности.

Но самое интересное: в издании-двойнике вы не найдете ни адреса редакции, ни контактных телефонов; авторы материалов загадочны так же, как и сама газета — статьи подписаны псевдонимами. Спрашивается: как владельцу товарного знака защитить свое право интеллектуальной собственности?

Конечно, бухгалтер-профессионал легко отличит оригинал от бледной копии, так же, как искушенный любитель вина мгновенно почувствует разницу между настоящей «Массандрой» и дешевой подделкой. Но владельцу раскрученного товарного знака от этого не легче.

 

Что делать?

 

Этот вопрос был задан директору Центра интеллектуальной собственности и передачи технологий НАН Украины Юрию Капице. Вот что он ответил: «В случаях подделки товарного знака страдает прежде всего его владелец, который теряет рынок сбыта и несет определенные материальные потери. Во-вторых, вводится в заблуждение потребитель: думая, что приобретает товар высокого качества, гарантированное товарным знаком, он зачастую получает некачественный товар. Иногда это чревато самыми тяжелыми последствиями.

Вспомните недавние события в Эстонии, где произошло массовое отравление подделанной водкой...

Чтобы сохранить товарный знак как собственность, его прежде всего нужно зарегистрировать. Зарегистрированный товарный знак, в Украине, на мой взгляд, имеет надежную законодательную защиту — это Парижская конвенция по охране промышленной собственности, ратифицированная нашим государством, Кодекс Украины об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, законы Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» и «О защите от недобросовестной конкуренции».

Если вы считаете, что ваши права на товарный знак нарушены, вы можете воспользоваться административным порядком защиты прав на объекты промышленной собственности (обратившись в Аппеляционный совет Госпатента или в Антимонопольный комитет), а также направив иск в Хозяйственный суд или в суд общей юрисдикции.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно