КАК ВЫРВАТЬСЯ ИЗ ОКОВ ХХ ВЕКА

Поделиться
После окончания президентских выборов украинское общество как бы замерло. Нет, формально политич...

После окончания президентских выборов украинское общество как бы замерло. Нет, формально политические процессы продолжают идти своим чередом: победители не намерены упустить шанс сесть в наиболее привлекательные кресла в исполнительной и законодательной власти. Но что делать с главным оппонентом переизбранного Президента - реальной экономикой? Да, он сумел оттереть ее на задний план дозированным впрыскиванием долгов по зарплатам и пенсиям. Но «опущенная» при этом гривня вряд ли предоставит длительный срок пребывания на лаврах. Смешные споры о месте инаугурации лишь подчеркивают трагичность момента…

Будущее Украины: план для Президента

Зато во многих научных и общественных организациях сегодня царит своеобразный творческий подъем. Он обусловлен тем, что, по словам сотрудников киевской группы Гарвардского института международного развития Дэвида Снелбекера и Эдуарда Новоселицкого, «после проведения президентских выборов для правительства и парламента открываются широкие возможности утверждения новых комплексных направлений экономической политики». Другими словами, гарвардцы и другие разработчики комплексных реформ очень надеются, что повторится ситуация 1994 года и Украина после восьми лет падения и стагнации двинется, в конце концов, «курсом радикальных экономических реформ». Об этом свидетельствуют и разрабатываемый в Международном центре перспективных исследований проект «Будущее Украины: план для Президента», и стратегия экономического протекционизма Центра антикризисных исследований, и единая комплексная программа госстроительства Украины Всеукраинского общественного объединения «Новая генерация», и, наконец, прошедший 25 ноября 10-й украинско-немецкий симпозиум под девизом «Ближайшие 1000 дней - экономический рост в Украине».

Общая черта всех упомянутых программ - сосредоточенность на внутренних проблемах Украины. Типичным в этом смысле является проект МЦПИ, где фигурируют реформы госуправления, бюджетной политики, образования, системы социальной защиты, малого и среднего бизнеса, сельского хозяйства и энергетики. Стратегия экономического протекционизма старается вырваться из этого круга: одной из ключевых ее составляющих являются «основы внешнеэкономической стратегии Украины». При этом авторы справедливо отмечают драматическое противоречие между официальной внешнеполитической ориентацией и стратегическими экономическими интересами страны. Во внешнеэкономической политике де-факто доминирует торгово-посредническая модель, консервирующая низкотехнологичную структуру отечественного экспорта и превращающая страну в раннеиндустриальное приложение к постиндустриальным экономикам развитых стран. Иными словами, вместо интеграции доминируют процессы инкорпорации.

И все же термин «протекционизм» дает о себе знать: приоритет отдан внутренней экономической политике. Авторы как бы забыли, что стратегия экономического развития не может не рассматриваться в рамках проблемы экономической безопасности страны. А это требует максимально быстро найти свое место на региональном и мировом уровнях. Поэтому поиски новой украинской самоидентификации, национальной идеи должны быть тесно связаны с поиском активной стратегии интеграции нашей страны в мировое экономическое и информационное пространство, в новую геоэкономику мира. Отпущенное нам время весьма ограничено, стало быть, искомую стратегию необходимо строить на основе жесткого прагматизма. Грубо говоря, за место в клубе ведущих стран мира придется заплатить очень дорогую цену.

Анализ

внешней среды

В целом внешние условия развития Украины в конце ХХ - начале ХХІ века можно оценивать как относительно благоприятные. Ей не угрожает внешняя агрессия, нет и явного военно-политического давления. У нее нет явных союзников, но нет и явных врагов. С крупнейшими государствами и соседями по региону поддерживаются нормальные отношения, в которых чаще всего преобладают элементы партнерства. Украине, таким образом, нет нужды изматывать себя милитаризацией, у нее есть окно возможностей, позволяющее положить начало выхода на новую парадигму внутреннего взаимодействия и интеграции с внешней средой, которая отвечала бы новым вызовам и возможностям. Это окно может закрыться через 10-15 лет.

С распадом СССР, СЭВ и Организации Варшавского договора вышли на поверхность ранее скрытые мировые тектонические сдвиги, связанные с глобализацией экономических, информационных и политических процессов. Спрятаться от них невозможно, ибо глобализация стирает грань между внутренней и внешней политикой. Если не учитывается внешняя среда, то какие бы ни предпринимались усилия по формированию национальной стратегии развития, они легко опрокидываются всемирными процессами, главная черта которых - экономизация политики.

Так, нарастает тенденция выхода финансовых потоков из-под контроля и даже мониторинга со стороны государств. Внезапные и труднопредсказуемые финансовые кризисы способны подрывать благосостояние и даже социально-политическую стабильность целых регионов. Транснациональные корпорации, их объединения (число слияний и поглощений ТНК в последнее время резко возросло) оказывают все большее и неподвластное правительствам влияние на положение в стране, регионе, мире в целом. Конфликты, равно как и союзнические отношения, все больше перемещаются в сферу отношений между ТНК; борьба все больше ведется не между странами, а вокруг проблем. Страны и их хозяйственно-политические субъекты могут сотрудничать в одних областях и жестко конкурировать в других. Традиционные союзы размываются, несмотря на все попытки их сохранения и укрепления (отношения последних лет с РФ - наиболее яркий пример такого рода).

Все менее контролируются государствами и потоки информации. Сознание людей все более выходит из-под влияния национальных государственных и общественных институтов. Налицо повсеместное ослабление традиционных национальных политических партий. Государство как институт относительно слабеет, идет смещение политической власти к неправительственным организациям, в том числе международным, которые уже по многим вопросам способны не только уводить власть у государства, но и навязывать ему свою волю. Но нынешняя слабость Украинского государства, увы, не является частью данного мирового процесса. Она - результат незавершенного строительства новой государственности, незрелости новых политических классов, безответственности и отсутствия политической воли у высшего руководства. Поэтому укрепление власти остается одной из основных задач украинского общества.

90-е годы подтвердили, что старые геополитические идеи живы. Конечно, последние достижения научно-технической и информационной революции во многом уменьшили роль геополитического пространства, но оно продолжает сохранять свое значение. Старые параметры мощи и влияния работают главным образом на периферии новой постиндустриальной цивилизации, но сохраняют свои «следы» и в ее центральной части, где они часто поддерживаются искусственно. Поскольку Украина находится на границе этих двух зон, ее политика отличается изрядной противоречивостью: ведь страна вынуждена строить государственность в условиях мировой тенденции к ее ослаблению.

При построении стратегии-ХХІ следует исходить из того факта, что создается не однополярный и не классический многополярный мир, а многоуровневая высокоподвижная межгосударственная система, где на первый план выдвигаются экономические проблемы, требующие многосторонних решений и новых международных институтов. Выигрыш в этой системе определяется прежде всего способностью к быстрой адаптации и интеграции, обладанием передовыми интеллектуальными, информационными и коммуникационными возможностями (США и тамошние ТНК выигрывают в этой системе именно благодаря этим свойствам). Сегодня уже четко наблюдается и формирование группы государств, практически не имеющих шансов успешно интегрироваться в нарождающуюся постиндустриальную систему - даже в качестве периферийных (сырьевых или индустриальных) ее элементов. Это значительная часть африканских стран, Афганистан и некоторые другие азиатские государства, некоторые из республик бывшего СССР. Так что если Украина не обратит самое серьезное внимание на немедленную выработку стратегии-ХХІ, она серьезно рискует оказаться либо в периферийной, либо даже во внесистемной зоне.

Какова может быть стратегия-ХХI

для Украины?

Мировой опыт ХХ века дает нам три варианта модернизации экономики: госсоциализм в СССР, латиноамериканский и африканский компрадорский капитализм, госкапитализм в странах АТР. Наибольшие успехи в плане догоняющей модернизации связаны с последним регионом. Однако в 60-70-е годы прорваться в постиндустриальную эру было гораздо легче, чем ныне: тогда эта эра только зарождалась. Правда, в Украине есть заделы современного технологического уклада. Но демилитаризация хозяйственного комплекса и неудача с его конверсией привели к демонтажу одного из самых сильных в мире и наиболее прогрессивного в стране по технологическому уровню ВПК. Тем самым была подорвана возможность реконструкции и повышения конкурентоспособности отечественной промышленности, основная часть которой связана с технологическими укладами начала и середины века. Более того, в структуре отечественной экономики произошел существенный регресс: доля машиностроения резко сократилась в пользу ТЭК и металлургии, выражая будущую специализацию страны. Если в 1992-93 годах Украина входила во второй эшелон по уровню развития, то с 1996-го переместилась на порядок ниже. По оценке Джеффри Сакса и Эндрю Ворнера из Гарвардского университета, по уровню конкурентоспособности в 1999 году Украина занимает предпоследнее место в списке 59 стран, а по темпам экономического роста (ВВП на душу населения) на 2000-2008 гг., исходя из данных последних восьми лет, окажется на 52-м.

Находясь в тисках экономического кризиса, растущего внешнего и внутреннего долга, государство проводит крайне недальновидную политику удовлетворения лишь текущих нужд, самоустранившись от решения инновационно-инвестиционных и внешнеэкономических задач, от которых зависит будущее Украины. Главные из них, на наш взгляд, следующие.

1. На основе анализа национального потенциала и тенденций мирового рынка следует определить место страны в мировом хозяйстве и отрасли, перспективные для экспорта. Определить все возможные в нынешней ситуации средства экономической политики для создания условий развития таких отраслей при одновременной выработке программы свертывания тех из них, чья продукция не способна конкурировать с импортной. Таможенная защита в рамках такого курса осуществляется выборочно - только для перспективных, но пока еще слабых отраслей, и тех, чей крах резко обострит социальную ситуацию. В остальных случаях конкуренция импорта должна служить стимулом для модернизации.

2. При определении импортной политики в отношении каждого товара учитывается не только производственная ситуация, но и его место в национальной экономике с точки зрения международного разделения труда. «Зеленая улица» открывается импорту товаров, необходимых для развития экспортных отраслей. Протекционистский режим может быть только временным и ослабляться по мере достижения цели. В этом контексте подготовка вступления Украины в ВТО должна быть крайне осторожной и детально проработанной: интеграция не должна стать очередной «священной коровой».

3. Главным инструментом инвестиционной политики должна стать государственная финансовая система в составе: НБУ - основной эмитент наличных средств, Украинский банк реконструкции и развития - главное кредитное учреждение по обслуживанию реального сектора экономики с помощью той или иной формы инвестиционной денежной единицы (это - тема отдельного разговора), Сбербанк - главный резерв сбережений граждан и, наконец, муниципальные банки - центры инвестирования региональных проектов, включая малый и средний бизнес. Это позволит проводить требуемый учет и контроль финансовых потоков, формирования и расходования государственных и коммунальных средств.

4. В целом внешняя политика должна расчищать дорогу для отечественного бизнеса. Но и национальный капитал, если он хочет опираться на всю мощь государства, должен быть готов к реальной поддержке общих усилий по укреплению международных позиций Украины.

5. Подход к стратегии-ХХІ требует изменений прежде всего не бюрократических (они понадобятся, но не так пока важны), а в мышлении элиты страны. Стремление Украины занять достойное место в мире должно доминировать над любыми корпоративными интересами. Для этого необходимо, в частности, развернуть широкую экономическую дискуссию, активизировать исследования современных международных отношений. Последние ныне почти затухли, ибо основное внимание уделяется сугубо внутренним проблемам, обсуждение которых, кстати говоря, весьма инициируются местными представительствами международных и зарубежных организаций.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме