КАК СПАСТИ ЯПОНИЮ?

21 июля, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №29, 21 июля-28 июля

...Год 2005-й, Япония на грани хаоса. Внутренний долг правительства составляет более 200% валового национального продукта, а расходы на его обслуживание — 70% всех налоговых поступлений в бюджет...

...Год 2005-й, Япония на грани хаоса. Внутренний долг правительства составляет более 200% валового национального продукта, а расходы на его обслуживание — 70% всех налоговых поступлений в бюджет. Рынок облигаций находится на грани срыва в штопор, а проценты по долгосрочным кредитным обязательствам достигают невиданных значений. Японское руководство обсуждает предложения о введении контроля за капиталом, а страны «большой восьмерки» все чаще и чаще намекают Токио о необходимости введения драконовских мер из арсенала МВФ — резкого сокращения бюджетных расходов и распродажи государственных фондов.

Пока все это не более чем фантазии. Даже в условиях глубокого банковского кризиса, охватившего два года назад Японию, никто — как внутри, так и за пределами страны — и не заикался о возможности отправки сюда международной «команды спасателей». Победа на драматических общенациональных выборах далась Либерально-демократической партии огромной ценой, и нынешнее руководство страны менее всего хотело бы опять бить тревогу по поводу новых проблем японской экономики. Вместо этого верхушка ЛДП и сам премьер Йоширо Мори не устают говорить о начале экономического возрождения своего государства. Нужна ли им сейчас помощь МВФ? Ответ очевиден.

Однако идея о возможной «интервенции» МВФ на японские острова может оказаться не такой уж безумной, если величина долговых обязательств Токио будет продолжать расти нынешними темпами. Вспомним, какой шум в 80-х и в начале 90-х годов поднимали руководители Фонда (которых, кстати, вовсю поддерживали и японцы) по поводу бюджетного дефицита в США. И Великобритания в конце 70-х, в трудные для своей экономики времена, также вынуждена была воспользоваться услугами МВФ.

Рано или поздно кто-нибудь извне, изучив реальное состояние дел в японской экономике, неизбежно раскроет миру пугающую правду: Япония оказалась намного ближе, чем кто-либо мог подумать, к последнему рубежу, за которым ее экономика может рухнуть в пропасть нового кризиса. А в случае возникновения новых японских потрясений их последствия для всего остального мира будут непредсказуемыми. Обвал иены неизбежно вызовет падение курсов других азиатских валют, а удорожание американского доллара, которое неизбежно последует за этим, отрицательным образом скажется на экспортном потенциале США. Первые сигналы надвигающейся беды уже слышны — Инвестиционная экспертная служба Moody’s оценивает внутренний долг Японии как «постоянно растущий», и эту оценку она сможет пересмотреть только в том случае, если Токио разработает убедительный план погашения своих колоссальных внутренних финансовых обязательств. В то же время японский министр финансов вынужден был согласиться с международными экспертами, что годовой экономический рост в 1,75% в нынешних условиях никак не может решить экономические проблемы страны без коренного изменения системы формирования бюджета.

Давайте на минутку предположим, что в недалеком будущем японское правительство осторожно попросит представителей МВФ провести анализ нынешней ситуации и помочь разработать план решения возникших проблем. Что же тогда обнаружат прибывшие в Токио эксперты? Для начала они придут к выводу, что Японии угрожает кризис, совершенно не похожий на тот, который охватил недавно Таиланд, Индонезию и Южную Корею. Те страны предпочитали совершать рискованные внешние заимствования, причем неизменно в американских долларах. Японское же правительство одалживало деньги у собственных граждан.

Благодаря этому у него сформировалось ложное чувство безопасности. За годы государственного экономического стимулирования, оказания помощи банкам и скромной налоговой базы Япония от трехпроцентного бюджетного профицита в 1993 году «дошла» до десятипроцентного дефицита сегодня. Совокупный внутренний долг центральных и местных органов власти в этом году уже достиг 140% валового национального продукта, или 6 триллионов долларов США. На его обслуживание уходит 65% доходов, остающихся у правительства после обязательных выплат в местные бюджеты.

Эксперты МВФ обнаружили бы также и то, что само правительство Японии, несмотря на все свои оптимистичные заявления для «внешнего употребления», прекрасно отдает отчет в происходящем. По его оценкам, без радикального сокращения расходов внутренний долг страны через пять лет достигнет величины в 180% ВНП. При этом увеличение выплат по процентам на один пункт будет увеличивать на 7,7 млрд. долларов их ежегодную сумму, составляющую сегодня 100 млрд. долларов.

Такое открытие бросило бы представителей МВФ в холодный пот. Ведь долговой пресс рано или поздно окажет влияние на гигантский рынок облигаций Японии, резко подняв уровень учетных ставок и приведя финансовую систему государства на грань полного краха. И все это, по мнению экспертов, вполне может произойти в течение ближайшего года, причем новый японский кризис вполне может затмить недавние аналогичные события в Мексике или Юго-Восточной Азии.

Как же предотвратить грядущую беду? Для ответа на этот вопрос экспертам пришлось бы продемонстрировать недюжинную изобретательность. Дело в том, что, несмотря на все попытки государства стимулировать развитие экономики, обычные японцы не очень-то стремятся тратить свои деньги на приобретение товаров и услуг на внутреннем рынке. Они прекрасно осведомлены о долговых проблемах своего правительства и понимают, что сложившаяся ситуация неизбежно вызовет резкое повышение налогов и сокращение расходов населения. Член политического совета Банка Японии Таизо Тайя называет нынешнюю позицию японских граждан «оборонительной». Таким образом, налицо весьма нестандартная экономическая проблема, предполагающая и неординарный подход к поискам ее решения.

Свой вариант такого решения предлагает специалист по японской экономике Массачусетского технологического института Дэвид Ашер. И многие эксперты полагают, что в его рекомендациях действительно есть смысл. Одна из них касается введения пятилетнего моратория на строительство в Японии общественных сооружений. Токио, оказывается, расходует на эти цели не менее 20% бюджета страны — в три раза больше, чем в США, Германии и Франции. Конечно, такое решение станет настоящим шоком для многих строительных компаний, выполняющих государственные заказы, в которых сегодня трудится около 6 миллионов японцев. Однако в конечном результате оно сможет создать условия для частных фирм инвестировать больше средств в экономику страны. Это, конечно, не решит проблему дефицита бюджета, но правительство, вместо того чтобы тратить средства на строительство новых дорог, сможет оказывать финансовую помощь увольняемым рабочим и обучать их новым профессиям.

Экономисты отдают себе отчет в том, что этот план сработает только в том случае, если Токио пойдет на ужесточение налогового кодекса. Ашер предлагает применить крутые меры для борьбы с массовым уклонением от уплаты налогов — ведь сегодня более 60% японцев вообще не платят налоги: некоторые — по причине своего неудовлетворительного финансового состояния, но большинство — просто из-за своего нежелания.

Кроме этого, необходимо принять ряд мер, ориентированных на рост предложения товаров и услуг на внутреннем рынке, — в частности ввести двухлетний мораторий на налогообложение приобретения японцами жилых домов и отменить суровый налог на увеличение рыночной стоимости капитала при сделках по купле-продаже земли. Национальная пенсионная программа должна быть скорректирована за счет более активного привлечения частных фондов. Наконец, Ашер уверен в необходимости преобразовать внутренний национальный долг Японии в долгосрочные облигации с нулевым купоном, что может дать возможность японскому правительству немного перевести дух. Это неизбежно вызовет волну возмущения среди тех, кто предпочитает накапливать деньги, однако альтернативой такому подходу является все та же бесконечная экономическая стагнация, выглядящая не намного привлекательнее. Обремененные долгами японские банки должны будут передать наиболее безнадёжные кредиты государственной структуре, которая обменяет их на акции для заемщиков и продаст на рынке и по рыночной цене.

Такие предложения выглядят довольно амбициозно, однако они, по крайней мере, разработаны с учетом специфики внутрияпонских проблем. Единственно, чего их авторы не учли, так это отсутствия политической воли у правительства Японии для реализации подобного плана. Несмотря на то, что некоторые высокопоставленные японские представители выступают за пересмотр системы формирования бюджета, никто из них не решается говорить о других радикальных мерах. Похоже, правительство страны надеется, что проблемы решатся как-то сами собой. Именно поэтому вмешательство МВФ в дело спасения второй по экономическому потенциалу страны в мире выглядит не таким уж и невероятным.

(По материалам журнала Business Week)
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно