Как Шарик с Матроскиным имущество делят. А страдают от этого жители Ирпенского региона

25 сентября, 2009, 15:30 Распечатать

Неурегулированность имущественных отношений портит жизнь не только владельцам привлекательных предприятий и компаний...

Неурегулированность имущественных отношений портит жизнь не только владельцам привлекательных предприятий и компаний. Нерешенные имущественные вопросы способны преподнести неприятности даже общинам городов. Не один год соседние Ирпень и Буча «воюют», не находя взаимопонимания, какие объекты коммунальной собственности кому принадлежат.

Нецивилизованный «развод»

Сначала камнем преткновения стала больница — она расположена в Буче, но власти Ирпеня считают ее своей. Коллективу этого учреждения первому довелось почувствовать, что значит оказаться между двух огней. На ровном месте у медиков возникли проблемы с финансированием. Одна из конфликтующих сторон, учитывая сложившиеся обстоятельства, отнесла больницу к разряду «чужих», потому что в ней лечатся в основном жители соседнего города. А руководители последнего, даже если бы и хотели, не могли открыть финансирование по той причине, что учреждение де-юре принадлежит не им. Соседи же на его передачу не соглашались.

С приближением отопительного сезона эпицентр споров переместился на объекты теплоэнергетики, которые расположены в Буче, используются для обогрева домов этого города, но принадлежат… Ирпеню. А тамошние руководители не хотят передавать их на баланс соседям. В минувшем году такая коллизия привела к существенной задержке с началом отопительного сезона, жители Бучи организовывали акции протеста, подтолкнувшие местную власть к решительным действиям. Дело дошло до того, что с закрытых котельных срывали пломбы…

Скандал вышел за пределы региона. На очередной сессии депутатов Киевского облсовета одновременно прессинговали представители Ирпеня и Бучи. Как поделить котельные и другое оборудование «Ирпеньтеплосети», если на них претендуют представители двух городов? Ирпенцы — на том основании, что эта собственность числится на их балансе. Бучанцы — потому что объекты сооружались на средства предприятий их города, находятся на их территории и обслуживают в основном жителей Бучи.

На областном уровне судьба злополучного предприятия теплоснабжения решалась непросто. Состоялось несколько заседаний профильной депутатской комиссии с участием представителей обоих городов. На самой сессии обсуждение затянулось, поскольку компромисса две стороны так и не достигли. Областным депутатам пришлось решать вопрос волевым порядком. Большинством голосов облсовет решил передать котельные, принадлежащие области, но находящиеся на территории Бучи, в собственность территориальной общины этого города.

По словам городского головы Бучи Анатолия Федорука, эксплуатировать эти объекты будет коммунальное предприятие, зарегистрированное в соответствии с решением сессии Бучанского горсовета. Начался процесс передачи, оформления документов, составления договоров с пользователями. И хотя до начала отопительного сезона рукой подать, нет сомнений, что в зоне обслуживания теплосети все встало на свои места. Отныне решение всех вопросов, в том числе ремонта, модернизации оборудования, зависит не от «чужого дяди», а от местной власти, которую выбирали бучанцы.

Но до окончательного решения проблемы еще далеко. Поскольку часть объектов коммунальной собственности, в том числе и тепловых сетей, хоть и находится по сей день на территории Бучи, но относится к коммунальной собственности Ирпеня, руководители которого не хотят с ней расставаться. Заложниками ситуации стали жители ряда микрорайонов города Бучи: будет ли у них тепло, зависит от воли властей соседнего города.

Эксперимент провалился, а проблемы остались

Длительное время Ирпень, Буча, Гостомель, Ворзель и Коцюбинское развивались в пределах одного региона. Коммуникации, коммунальные объекты на их территории обслуживались на общие средства. Процесс сближения стал более динамичным, когда на базе Ирпеня и прилегающих к нему поселков проводился государственно-правовой эксперимент. Цель поставили амбициозную: на основе использования шведского опыта в местном самоуправлении предстояло из территориально близких населенных пунктов создать единый регион — с объединенными системами коммунального и другого обслуживания, особой системой управления.

Эксперименту, успех которого должен был дать толчок для создания нескольких таких образований по всей стране, придавалось большое значение. Созданный координационный совет наладил тесные связи с посольством Швеции и организовал в эту страну поездки представителей местного самоуправления Ирпенского региона. Верховная Рада в 2001 году приняла Закон «О государственно-правовом эксперименте развития местного самоуправления в городе Ирпене, поселках Буча, Ворзель, Гостомель, Коцюбинское Киевской области».

Однако по ряду объективных и субъективных причин (политическая нестабильность, затяжная борьба за должность мэра в Ирпене, отсутствие дополнительного финансирования) эксперимент не достиг поставленной цели. Зато обострил старые проблемы и породил новые.

Центром экспериментального региона был Ирпень как единственный город среди поселков. Но поселок Буча, сполна использовав благоприятные возможности, опередил соседей в социально-экономическом развитии и, в соответствии с постановлением ВР, получил статус города областного значения. Таким образом, в Ирпенском регионе, кроме его «столицы», появился еще один город.

В новых условиях надо было вносить коррективы в сферу имущественных отношений. Но руководство двух городов не нашло общего языка, а законодатель не позаботился о механизмах «развода». Вмешательство облсовета оказалось минимальным и касалось лишь одного объекта. Таким образом, местные власти и территориальные общины городов, ставших равными по статусу, оказались один на один с проблемами раздела совместного имущества.

Хозяин слова тот, кто забирает его обратно?

Начальный этап «бракоразводного» процесса выдался сравнительно спокойным — в действиях органов власти не было и намека на нынешнюю категоричность. Адекватно реагируя на обращение властей молодого города, Ирпенский горсовет принял решение о передаче в коммунальную собственность бучанской территориальной общины сооружений и зданий учреждений здравоохранения, расположенных в Буче. А также об обеспечении медицинскими услугами жителей Ирпеня. Бучанские же депутаты принимают учреждения здравоохранения, расположенные в их городе, в коммунальную собственность своей территориальной общины. С передачей их в бесплатное пользование Ирпенскому отделу здравоохранения.

На том этапе не возникло проблем с бюджетными средствами для финансирования медучреждений. Бучанский горсовет в своем решении прописал механизм субвенции в сумме 4,16 млн. грн., необходимых для получения медицинских услуг бучанцами. В свою очередь, Ирпенский городской совет тоже внес необходимые изменения в бюджет.

Впрочем, раскланивались и расшаркивались недолго. Если бы решения двух горсоветов были выполнены, то медучреждения в регионе работали бы в привычном режиме, не было бы бурных протестов жителей, недовольных снижением уровня медицинских услуг. Увы…

Проблемы появились на стадии выполнения решений. Ирпенский горсовет приостановил передачу в коммунальную собственность общины Бучи зданий и сооружений учреждений здравоохранения, а потом по ряду позиций — отказался от выполнения своих решений, разрушив систему договоренностей. Ответ Бучанского горсовета на эти действия был не менее жестким — ах, вы так? Тогда мы не дадим финансирования. Узел проблем затягивался все туже.

Ни пяди земли «заклятым друзьям»

Ясное дело, что спорные вопросы можно урегулировать лишь путем продолжения договорного процесса. А «война решений» лишь обострила отношения между двумя городами. Страдают не только бучанцы и ирпенцы, но и их соседи. В ситуации, когда средства на содержание объектов коммунальной собственности выделяются в «ручном» режиме, то и дело возникают всплески недовольства.

На конфликт, приносящий все больше вреда региону, пытается повлиять ряд инстанций — от областных управлений до министерств. Но даже разумные предложения профессионалов — не более чем пожелания, к которым можно и не прислушиваться. Ведь по закону, распределение объектов и совместно нажитого имущества — в компетенции органов местного самоуправления.

К счастью, конфликты, подобные бучанско-ирпенскому, пока не носят массового характера на Киевщине. Может, потому, что смена статуса населенных пунктов происходит не так уж часто? Что не умаляет значения административно-территориальной реформы, проведение которой не один уже год декларируется, но по-прежнему и не начинается.

Тем временем тормозить процессы роста в ожидании радикальных реформ все сложнее. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что на последней сессии Киевоблсовета принято решение ходатайствовать перед ВР об отнесении города Украинка к категории городов областного значения. И если ВР согласится, то Украинке придется делить коммунальное имущество с Обуховским районом.

Добиваются повышения статуса Боярка, Вышгород, другие населенные пункты Киевщины. Что будет, если в случае положительного решения процедура раздела имущества будет происходить, как в Ирпенском регионе? Без внесения корректив в законодательство о местном самоуправлении не обойтись. Уже сейчас территориальным общинам дорого обходятся такие законодательные «белые пятна», а будут обходиться еще дороже.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно