Как продавалась медь. «Укртелеком» как никогда близок к приватизации. Или это только кажется...

7 марта, 2008, 15:52 Распечатать Выпуск №9, 7 марта-14 марта

В среду, 5 марта, Кабмин назначил директора по корпоративному управлению ЗАО «Украинская мобильная связь» (бренд «МТС») Олега Проживальского заместителем министра транспорта и связи...

В среду, 5 марта, Кабмин назначил директора по корпоративному управлению ЗАО «Украинская мобильная связь» (бренд «МТС») Олега Проживальского заместителем министра транспорта и связи. В преддверии намеченной правительством приватизации «Укртелекома» такое назначение усиливает лоббистские позиции российской ФПГ «Система» (владеет «МТС» и «Комстар Украина») как потенциального покупателя госоператора.

Объединенные «МТС» и «Укртелеком» будут контролировать две трети украинского рынка связи по доходам, а также получат неограниченное административное и технологическое влияние на остальных операторов. О конкурентной среде в отрасли можно будет забыть. Хорошо, что этот апокалиптический вариант развития приватизации «Укртелекома» — не единственный…

Политика собаки на сене

Как уже неоднократно писало «ЗН», когда «Укртелеком» включают в план приватизации, это значит, что скорее всего он продан не будет. Причина — компания находится на пересечении интересов слишком большого количества политиков и бизнес-групп. В результате вокруг приватизации гос­оператора традиционно складывается ситуация, аналогичная басне о лебеде, раке и щуке. Ни одна из группировок не имеет достаточно ресурсов, чтобы пролоббировать продажу «Укртелекома» исключительно в своих интересах. Однако у каждой из них достаточно возможностей сорвать приватизацию, если что-то не по ней.

Классическим примером является ситуация лета 2004 года (см. «ЗН», №30 от 31 июля 2004 года), когда правительство утвердило конкурсные условия, отсекавшие «Систему». И последней пришлось убеждать администрацию президента пойти на «изменение реальности» с уничтожением тиража газеты «Ведомости приватизации» и удалением из истории двух распоряжений Кабмина.

Кстати, по некоторым данным, на Олега Петровича как раз и будет возложена задача лоббировать новые приватизационные условия. Напомним: недавно руководство «МТС» сообщило, что получило от правительства Украины предложение изложить свое видение процесса приватизации «Укртелекома». И изложило. Сведений о том, получали ли подобные предложения другие операторы, нет. Ждем повторения 2004 года в обратной конфигурации?

Вывод: теоретически «Укртелеком» может быть продан только в случае синергии интересов нескольких политических и бизнесовых групп, позволяющей преодолеть саботаж остальных. Рассмотрим основные политические и экономические силы, влияющие сегодня на приватизацию «Укртелекома», а также направления их лоббизма.

Политические продавцы

Среди политических сил условно выделим группировку Юлии Тимошенко (на данном этапе ее можно ассоциировать с правительством Украины), группировку Ющенко—Балоги (соответственно, секретариат президента) и Партию регионов (влиятельная депутатская группа и финансовые ресурсы). А также «питерскую группу» Путина—Медведева—Реймана, которую уже можно смело записывать в игроки украинского политикума.

Интерес «питерской группы» наиболее очевидный. С геополитических позиций, это — усиление позиций России (читай — собственного государственного телеком-бизнеса) на мировом телекоммуникационном рынке. А также установление контроля над одной из важнейших стратегических отраслей экономики Украины.

Средства лоббизма, доступные группе, — влияние на многочисленных депутатов во всех политических лагерях, позволяющее проводить политику «разделяй и властвуй». А также финансовые ресурсы «большой тройки» российских телекоммуникационных ФПГ: «Связьинвеста», «Алтимо» и «Системы». Для «питерской группы» не важно, кто из этих компаний купит украинского госоператора. В любом случае она останется «при своих».

Вторая по силе мотивации — группа Тимошенко. Приватизация «Укртелекома» жизненно необходима правительству, чтобы пополнить доходную часть госбюджета и обеспечить выполнение социальных программ. С точки зрения укрепления влияния на электорат, удачная продажа госоператора повысит рейтинг Юлии Владимировны на пути к президентству. Не говоря уж о том, что такая продажа покажет, кто в стране хозяин — Юля или Витя.

Ресурсы — вся исполнительная вертикаль в отрасли, которая фактически выстроена. Бютовец Иосиф Винский возглавляет Минтранссвязи, его близкий друг и соратник в делах охотничьих Олег Проживальский — Госсвязи. НКРС планируется подчинить Минтрансу. Вот только с контролем над ФГИУ не сложилось. Поэтому и ходят слухи о планах передать госпакет акций оператора в управление Минтранссвязи. Кому продавать «Укртелеком» — западному или российскому инвестору, Юлии Владимировне все равно: лишь бы дали больше денег.

Мотивация группы Ющенко—Балоги, скорее, отрицательная: не дать Тимошенко усилить свои позиции за счет этой сделки. Виктор Андреевич, однако, является одним из последовательных сторонников скорейшей продажи «Укртелекома» крупному западному оператору. В данной ситуации ему придется делать непростой выбор. Оставаться последовательным и поддержать продажу компании или под разными предлогами блокировать ее.

Возможен и вариант, при котором Ющенко позволяет Тимошенко процедурно подготовить «Укртелеком» к приватизации, а затем отправляет правительство в отставку. После чего процесс завершает следующий премьер-министр, не имеющий президентских амбиций.

Цели и задачи Партии регионов в прива­тизации «Укртелекома» размыты. Теоретически, у Рината Ахметова есть желание и возможность купить госоператора. Однако это не является для него жизненно необходимым. Он и имеющимся-то у него телекомактивам — «Астелиту» и «Оптиме-Фарлепу» — не уделяет много внимания, рассматривая их не более чем забавный элемент диверсификации инвестиционного портфеля. Сражаться за «Укртелеком» насмерть Ахметов не будет, но купить попытается. Партия его в этом поддержит.

Но отдельные ее члены не против поучаствовать в приватизации если не всего госоператора, то хотя бы части его средств. Например, донецкий бизнес курирует утилизацию богатого драгметаллами оборудования аналоговых АТС.

Или вот в начале февраля при «Укртелекоме» был создан негосударственный пенсионный фонд «Эмерит-Украина», куда компания намерена перечислять 22 млн. грн. ежемесячно. Председателем совета фонда является Артемий Ершов — экс-заместитель председателя правления «Укртелекома» и однокурсник уважаемого регионала Сергея Левочкина по нархозу, его доверенное лицо. Какова будет судьба фонда и денег после приватизации компании — большой вопрос.

Экономные покупатели

Среди потенциальных покупателей можно назвать всех крупных участников украинского телекоммуникационного рынка. Главный интерес у каждого — заплатить меньше и получить больше.

Итак, «Система»/«МТС» — игрок, наиболее мощный финансово, а также имеющий мощное лобби в высших эшелонах власти. Но с государственной точки зрения покупка «Укртелекома» «Системой» будет стратегически невыгодным вариантом. Фактически частная зарубежная компания получит контроль над целой отраслью целой страны. Впрочем, государственными интересами в Украине принято скорее прикрываться, чем их реально учитывать…

Ни «Алтимо», ни «СКМ» в случае покупки «Укртелекома» контроля над целой отраслью не получат. Поскольку принадлежащие им мобильные операторы — «Вымпелком» и «Астелит» — компании небольшие. Зато объединение ресурсов любого из них с ресурсами «Укртелекома» позволит создать по-настоящему мощного «третьего оператора» и вывести рынок мобильной связи из состояния дуополии. С рыночной точки зрения любой из этих двух вариантов более перспективен.

«Алтимо», скорее всего, будет участвовать в конкурсе посредством объединенного «Вымпелкома»—«Голден Телекома». Через «Вымпелком» долю в «Укртелекоме» получит и Telenor. Вариант покупки «Укртелекома» «Киевстаром» в силу корпоративного конфликта в компании выглядит маловероятным. Хотя в этом случае собственники компании тоже получили бы контроль над всем рынком.

«СКМ» — единственный потенциальный покупатель с украинской пропиской. Но создай государство преференции этой компании, его сразу обвинят в дискриминации иностранных инвесторов. Кроме того, «СКМ» — объективно самый бедный из потенциальных покупателей и сможет перебить предложения «Системы» и «Алтимо» только в случае альянса с Turkcell. Поэтому всерьез вариант покупки «Укртелекома» «СКМ» можно рассматривать только в случае, если госкомпанию будет продавать следующее правительство, сформированное ПР (пусть даже в «широкой коалиции»).

Участие в приватизации «Укртелекома» крупных западных компаний можно рассматривать разве что теоретически. Главная причина — для них неприемлема степень прозрачности «Укртелекома», а риски, связанные с такой сделкой, слишком высоки. Кроме того, большинство крупных западных игроков находятся в состоянии перманентного финансового кризиса. Для того чтобы увидеть на конкурсе по продаже «Укртелекома» тот же Telenor, Austria Telekom, Deutshe Telekom, Telefonica и т.д., государству нужно создать им специальные преференции. Да и российские покупатели приложат максимальные лоббистские усилия для того, чтобы «гиганты» обошли «Укртелеком» десятой дорогой.

Дао Дзекона

Между «продавцами» и «покупателями» находится еще одна сила, имеющая на продажу «Укртелекома» самое непосредственное влияние. Это нынешний менеджмент компании во главе с Георгием Дзеконом. Георгий Борисович занимает пост председателя правления компании уже более четырех лет — рекорд для «Укртелекома». За это время он проявил себя как гениальный менеджер и дипломат. При нем «Укртелеком» стал мобильным оператором и крупнейшим интернет-провайдером. При этом никто не забывал и о личных интересах.

Это — политико-экономическая фигура, без преувеличения, масштаба Георгия Кирпы. Разница — Дзекон более самодостаточен и стреляться из-за таких пустяков, как смена бизнеса, не будет. Он пережил на посту «оператора» «Укртелекома» четыре правительства... Однако есть вероятность, что пятого правительства он не переживет.

И не только потому, что его когда-то теплые отношения с Юлией Владимировной существенно охладились (источники в правительстве несколько раз наблюдали, как Дзекон безуспешно пытался попасть к ней на прием). 27 февраля с.г. правительство инициировало очередную проверку финансово-хозяйственной деятельности госоператора. Причина — в проекте финансового плана на 2008 год ОАО «Укртелеком» спрогнозировало рекордные убытки в 1,5 млрд. грн. И таким образом серьезно поставило под вопрос свою привлекательность для потенциальных покупателей. А ведь мало кто знает и понимает истинную причину такой ситуации.

На этапе утверждения финплана на 2007 год «Укртелеком» тоже пугал правительство убытками в 400 млн. грн. (см. «ЗН» №39 за 14 ноября 2006 года). Однако 2007-й компания закончила с упавшей по сравнению с 2006 годом на 42%, но все же прибылью в 267 млн. грн. (при доходе около 8 млрд. грн., который вырос по сравнению с 2006 годом на 1,8%).

Цифры эти, кстати, почти полностью совпали с зафиксированными год назад в окончательном варианте плана. Поэтому, судя по всему, правительство решило сменить Георгия Дзекона на менеджера, который «нарисует» более приемлемый для потенциального покупателя финансовый план на следующий год. Это небезопасно: новичок может не справиться с многочисленными подводными камнями, оставленными предшественником, и прогноз Дзекона об убыточности «Укртелекома» сбудется. Впрочем, российский капитал, учитывая его геополитические задачи, это вряд ли смутит...

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно