Как подготовить экономику к завтрашним испытаниям - Новости экономики. Обзоры экономической ситуации в Украине и мире. - zn.ua

Как подготовить экономику к завтрашним испытаниям

25 апреля, 2008, 14:02 Распечатать

Меня не радует, что большинство моих прогнозов, о которых я говорил в 2007 году и ранее, сбываются. Хрупкий сосуд украинского парламентаризма испытывают на прочность представители всего политического спектра...

Меня не радует, что большинство моих прогнозов, о которых я говорил в 2007 году и ранее, сбываются. Хрупкий сосуд украинского парламентаризма испытывают на прочность представители всего политического спектра. Каждый день на свет появляется очередной политический проект, в котором за набившими оскомину лозунгами и призывами без труда угадывается низкопробная конкуренция за доступ к ресурсам и должностным портфелям.

Углубление противостояния приводит к тому, что мы все более существенно отстаем от мировых лидеров по качественным параметрам. По темпам заболеваемости СПИДом Украина лидирует в Европе и Центральной Азии. Очень высок «порог» смертности, в том числе и среди детей. Эти факторы наряду с интенсивной трудовой миграцией обуславливают стремительное сокращение населения страны: ежегодно мы теряем около 320 тыс. человек, то есть в среднем — областной центр.

Мы отстаем от соседних стран по показателям заработной платы, пенсий, качества жилья и услуг. По результатам 2007 года заработная плата в Украине в два раза меньше, чем в России.

Такое качество жизни объясняется отсутствием качественных изменений в экономике. Всемирный банк считает, что по простоте ведения бизнеса Украина — на 139-м месте из 178, по простоте уплаты налогов (Всемирный банк и PriceWaterhouse Coopers) — на 177-м из 178.

Это — серьезные показатели. И для широкого круга промышленников и предпринимателей очевиден тот факт, что при сохранении существующей ресурсно-затратной модели развития, при доминирующих экономических, демографических и экологических тенденциях нужны очень решительные меры, чтобы догнать по конкурентоспособности сначала Казахстан с Россией, потом — развитые страны Европы, об интеграции с которой мы так много говорим.

Общаясь с широким кругом предпринимателей, я ощущаю, насколько велика нынче необходимость в профессионально подготовленной стратегии развития экономики. Даже маленькое судно не выйдет в море, не зная, куда и зачем плыть. Почему же огромный корабль под названием «Украина» мчится на всех парусах, не определив для себя курс?

Сорван срок принятия корректировок к действующему государственному бюджету. К сожалению, бюджет-2008 утвержден с нарушениями Конституции, законодательства, регламента Верховной Рады. По сути, это политико-коммерческий проект, подготовленный как стартовый этап очередной выборной кампании, финансировать которую будут граждане Украины.

Забыты лозунги предыдущих выборных кампаний о необходимости приоритетного финансирования инновационных программ, из логики бюджета исчезло как таковое понятие «развитие». Хотя каждому студенту ясно, что единственным способом повышения благосостояния народа является только экономическое развитие, в нынешнем своем виде «финансовая конституция» представляет собой беспрецедентный образчик идеологии потребления. А это ошибочно с экономической точки зрения и аморально по отношению к обществу в целом. Ведь «сегодняшние блага» не стимулируют предпринимательскую и гражданскую активность, более того, они забирают долю того национального богатства, которое принадлежит детям и внукам. Украина в этой связи оказывается в зоне очень серьезных рисков.

В Украинском союзе промышленников и предпринимателей сравнили бюджет-2008 с другим документом — проектом программы правительства. Как говорится, если есть у власти разница между словом и делом, ищите ее здесь.

Программа декларирует поддержку промышленности, в том числе легкой, машиностроения, АПК, малого и среднего бизнеса. Бюджет (второй раздел) предусматривает трехкратное повышение размера арендной платы на землю одновременно с увеличением денежной оценки земли. Только для десяти ведущих машиностроительных предприятий Днепропетровска такая «стимулирующая» норма обернулась ростом годовой арендной платы за землю в пять-шесть раз, снижением рентабельности производства — в 2,5 раза.

Еще один приоритет программы — малый и средний бизнес. Не так давно на форуме «Бизнес и власть — партнеры» в любви к нему одновременно признавались президент, премьер и спикер. Бюджетом же на финансирование Национальной программы содействия развитию малого предпринимательства отпущено аж… 2 млн. грн., на частичное погашение процентных ставок по кредитам — 32 млн. грн. Кроме того, статья 76 содержит норму, которая позволяет местным органам власти в одностороннем порядке расторгать договора аренды с бизнесом независимо от сроков действия и размеров инвестиций в арендованные объекты.

Из-под действия Закона «Об основных положениях государст­венного контроля в сфере хозяйственной деятельности», который только в конце декабря 2007 года вступил в силу и еще не успел «усмирить» неуемное рвение контролирующих структур, уже выведены органы налоговой администрации. Как известно, среди неблагоприятных факторов ведения бизнеса эксперты в числе первых называют проверки. Только в 2007 году контролерами проверено 90% всех субъектов хозяйственной деятельности, 50% из них пришлось на органы налоговой.

На удешевление кредитов для сферы энергосбережения в госбюджете предусмотрено аж… 13 млн. грн., что не может удовлетворить потребности даже частично. Госпрограмма развития Вооруженных сил до 2011 года недополучила за последние два года 4,5 млрд. грн. В бюджете не предусмотрено усиление оборонной мощности страны, достаточное финансирование программы развития спецтехники и вооружения и так далее.

Эти нестыковки в двух судьбоносных документах, по которым страна живет и собирается жить в 2008—2009 годах и далее, свидетельствуют, что согласованной экономической политики нет, как нет и стратегии развития экономики в средне- и долгосрочной перспективе. Я не имею в виду стратегию как документ. Тем более что в среде специалистов, ученых, промышленников и предпринимателей мне известно несколько таких, причем к созданию двух УСПП имеет непосредственное отношение: в 2004 году подготовлен масштабный план преодоления барьера между Украиной и развитыми странами под названием «Украинский прорыв», в 2007 году подготовлена и утверждена Стратегия национальной безопасности Украины. Я имею в виду стратегию как обязанность власти думать о будущем не только в контексте выборов и собственного места на властном олимпе, но как о реальной жизни и благополучии наших детей, времени превращения страны из проблемной в самодостаточную и высокоразвитую.

Украине нужны очень взвешенные шаги по поводу приватизации. Нельзя игнорировать такое требование, как утверждение государственной программы приватизации в статусе принятого парламентом закона. Здесь должен быть сформулирован комплекс действий по предприватизационной подготовке, соблюдены требования прозрачности, открытости процедур, равноправного участия в тендерах отечественных и зарубежных инвесторов. Нельзя не учитывать ситуацию на мировых финансовых биржах: сегодня стоимость основных фондов снижается. Это значит, что цена стратегических предприятий не будет адекватной, и мы рискуем потерять национальные богатства, которых уже никогда не вернуть.

Возьмем «Турбоатом» — уникаль­ное предприятие по производству оборудования для атомной и гидроэнергетики. В мире есть только семь стран с подобным производством, и Украина входит в их число. Нынче все озабочены модернизацией своих атомных и гидроэлектростанций, поэтому уникальность и ценность предприятия будет только расти.

Или Одесский припортовый завод. Глобальные игроки рынка просто жаждут получить ОПЗ — чтобы объединить центры формирования цены на рынке удобрений и полностью контролировать ситуацию. Именно сейчас в отрасли производства азотных удобрений настал момент для создания интегрированной компании, и его нельзя упустить.

Если мы намерены направить средства на повышение конкурентоспособности экономики, хозяйственного комплекса, модернизацию производства, реформирование ЖКХ, создание новых рабочих мест — приватизация стратегических объектов с учетом вышесказанного, безусловно, имеет смысл. Однако поспешность, с которой власть принимает решение о продаже стратегического ядра Украины, свидетельствует о других намерениях — быстро получить средства на реализацию заявленных социальных инициатив. Убежден: то, что принадлежит украинскому народу, должно служить ему в будущем.

Если говорить о мировом опыте, вспомним энергетический кризис начала 70-х годов прошлого века. Когда началась первая волна беспрецедентного повышения цен на нефть, страны с гораздо более развитой экономикой, чем Украина сегодня, пошли на продуманное и целенаправленное снижение потребления и социальных расходов, не побоявшись ни очередных выборов, ни необходимости объяснить населению суть непопулярных шагов. «Затягивание поясов», с одной стороны, и активная политика инноваций, инвестиций в сферу энергосбережения, с другой, позволили им быстро выйти из кризиса и защитить себя от изменений рынка.

Сегодня цены на энергоносители в Украине приближаются к мировым, а энергоемкость экономики — в два-три раза выше, чем у наших соседей. Необходимы решительные действия по привлечению инвестиций в энергосберегающие технологии, повышению доступности кредитных ресурсов, созданию налоговых и кредитных преференций для производителей, которые эти технологии внедряют. Кстати, из базовых отраслей сегодня лучшая ситуация в смысле энергоемкости — в горно-металлургическом комплексе. В то же время в жилищно-коммунальном комплексе, химической отрасли, в которой газ — не столько топливо, сколько сырье, ситуация сложнейшая.

Задача состоит и в том, чтобы подготовить экономику и население к завтрашним испытаниям, а это, к сожалению, закономерный итог роста цен на нефть и газ. Перед нами стоит задача снизить потребление газа с нынешних
70 млрд. кубометров в год до 40—50 млрд., направить ресурсы на добычу газа на Причерноморском и Азовском шельфах, увеличить добычу энергетических углей, запасов которых Украине хватит на 400 лет, развивать возможности атомной, гидроэнергетики, био- и других альтернативных видов топлива.

В немедленной модернизации нуждается отечественная газотранспортная система, через которую осуществляется транзит газа в Европу и от которой напрямую зависит энергетическая безопасность наших западных соседей. Именно невнимание к реальному состоянию ГТС приводит к тому, что наши партнеры с успехом строят альтернативные газопроводы в обход страны. Если не удается выйти на прямых поставщиков в странах Средней Азии — Туркменистане, Казахстане, Узбекистане, если без посредника действительно не обойтись, значит, им должна быть прозрачная межгосударственная компания, 50% которой принадлежит «Газпрому», 50 — НАК «Нафтогаз Украины».

Именно для решения этих сложнейших задач власть должна демонстрировать согласованность позиций и единство действий. Однако положение в газовой сфере вынуждает многих говорить о том, что разногласия между президентской и правительственной ветвями власти становятся для страны значительным дестабилизирующим фактором. Это ослабляет наши позиции в мировом соревновании за качественные и доступные ресурсы, ухудшает энергетическую безопасность в целом, создает угрозу одномоментного роста цены на природный газ до европейского уровня.

Хотя истина рождается в споре, есть истины бесспорные — например, о том, что вырабатывать позицию по сугубо внутренним судьбоносным проблемам лучше за закрытой дверью. И для этого есть неплохие площадки — парламент, Совет национальной безопасности и обороны. Когда же дверь страны открыта — интересы родного отечества надлежит отстаивать единым фронтом, отодвинув в сторону личные и политические разногласия. Тот, кто соревнуется в количестве вынесенного из избы сора, не пользуется уважением ни у своих, ни у чужих.

Вся страна понимает: поездки высоких должностных лиц по миру в сопровождении публичных взаимных обвинений и комментариев по этому поводу оборачиваются потерей национальных позиций и снижением рейтинга страны. Но понимают ли это на Банковой и Грушевского? Если понимают, то почему с такой легкостью соревнуются в умении трансформировать свои разногласия в резонансные пиар-акции? Или цена национального интереса — быть всего лишь разменной монетой в очередных выборах, в бессмысленной борьбе за власть?

Результаты потерь имеют и финансовое выражение. Как иначе расценить проблему газового долга, который не так давно заявлен в размере 2 млрд. долл.? В секретариате президента заявляют, что ответственность за эту задолженность несет Кабинет министров Украины. На самом деле долг сформирован субъектами хозяйствования, причем его сумма соответствует месячному государственному бюджету, а таких средств нет ни в бюджете, ни в финансовых планах НАК «Нафтогаз».

Кстати, платить непонятные газовые долги Украине предлагают не в первый раз. В 2001 году, когда я был премьер-министром, Россия уже пыталась объявить 1,4 млрд. долл. внешним долгом страны. В результате длительных и сложных переговоров удалось доказать, что задолженность является не государственной, а корпоративной, и договориться о ее реструктуризации.

Важнейшим событием последних месяцев стало решение Генерального совета ВТО одобрить отчет Рабочей группы и ратификация Верховной Радой соглашения о вступлении Украины во Всемирную торговую организацию. Для отечественной экономики это имеет огромное значение — сделан следующий шаг на пути мировой, европейской интеграции. Однако уверен — сейчас не время победных реляций. К сожалению, стране не удалось добиться максимально благоприятных условий членства вообще и переходного периода в частности. Есть определенные угрозы и риски для конкурентоспособности отдельных предприятий и даже отраслей.

Что нам делать после того, как мы изменим механизм взимания НДС с аграриев, и они станут работать в равных с другими условиях? Что предпринять, чтобы не допустить банкротства предприятий малого и среднего бизнеса? Что делать с отечественным автомобилестроением, авиастроением? Как в новых условиях конкурировать с Европой? Ведь нельзя быть конкурентоспособными только за счет низкой стоимости рабочей силы, это аморально. Поэтому сегодня крайне необходимы программы адаптации рискованных отраслей экономики (АПК, продовольственного рынка, легкой, текстильной промышленности, машиностроения), направленные на повышение их конкурентоспособности.

Особое внимание следует уделить контролю за ввозом в страну продуктов, содержащих генетически модифицированные организмы, разработать современные системы стандартизации, сертификации и маркировки, защитить права потребителей, здоровье и безопасность граждан.

Решением этих вопросов нужно заняться немедленно. Я уверен, здесь не обойтись без помощи экспертов, ассоциаций бизнеса, объединений предпринимателей. Необходимо провести глубокий анализ того, насколько эти условия влияют на конкурентоспособность отраслей экономики, на создание рабочих мест. И там, где нужно, серьезно заниматься совершенствованием налоговой системы, инвестиционной и кредитной политики.

Мы уже говорили о необратимости для страны интеграционных процессов. В свое время высшее руководство государства сделало широкий жест в сторону наших западных партнеров — был установлен безвизовый въезд граждан большого количества стран на территорию Украины. Большинство украинцев восприняли это как своеобразный аванс и абсолютно оправданно ожидали ответных шагов по упрощению визового режима со странами Евросоюза и Северной Америки, легализации украинских трудовых мигрантов в странах их традиционного пребывания. Но можно ли охарактеризовать позицию государственных органов Украины иначе, чем военным термином «сдача позиций»? Как мириться с унизительными километровыми очередями за визами у дверей большинства иностранных посольств, в которых стоит цвет и молодость страны?

Не секрет, что в последние годы в стране серьезно снизился уровень и качество кадровой политики. Отряд государственных служащих лихорадит от смен и назначений, страну — от кадровых скандалов. Только с начала года в позиции «замминистры — директора госкомпаний» поменяли около 200 человек, а в целом за последние годы мы потеряли тысячи квалифицированных государственных служащих.

Сегодня мы говорим о проблемах НАК «Нафтогаз Украины», а ведь там совсем недавно опытнейших замов уволили «по списку». В государственной системе отсутствует преемственность, тщательная подготовка и переподготовка руководителей, понятие кадрового резерва и необходимости постоянного повышения уровня квалификации. Назначения осуществляются на основании родства-кумовства, по принципу «свой-чужой», из соображений личной преданности либо циничной торговли портфелями. Приученные к перестановкам специалисты не верят в возможность честной карьеры, не выкладываются на посту, не работают над стратегическими проблемами. О каком качестве государственной работы можно говорить?

Конечно, таким «воинством» легче манипулировать, его представители охотно становятся винтиками в механизме борьбы за власть. У украинского избирателя голова идет кругом от рассуждений и прогнозов о переформатировании коалиции, роспуске парламента, новых парламентских и президентских выборах, переписывании Конституции. А власти предержащие чувствуют себя как рыба в воде — они готовы хоть к новым выборам, хоть к потопу. Зациклившись на всем этом, они почему-то считают себя вправе в одностороннем порядке исключить из своих обязанностей заботу о насущном государственном интересе…

Прочитал недавно слова Гете, как будто про Украину писанные: «Кто, осмыслив ход столетий, не построил жизнь толково, тот живи себе в потемках, прожил день — и жди другого». Неужели пора «толковой жизни» для Украины еще не пришла? Никогда не соглашусь с этим. Уверен, что пришло время объединения всех ответственных, патриотических, прагматичных общественно-политических сил страны ради национального единства, стратегии развития и достойной жизни на своей земле.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно