КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ

1 октября, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №39, 1 октября-7 октября

Сталин очень гордился выстроенной им номенклатурной системой управления государством. Ведь что на самом деле означал его знаменитый афоризм «кадры решают все»?..

Сталин очень гордился выстроенной им номенклатурной системой управления государством. Ведь что на самом деле означал его знаменитый афоризм «кадры решают все»? Да то, что они, как щупальца, позволяли дотягиваться до всего и вся, дабы манипулировать судьбами людей и страны. «Отца» давно нет, но порожденная им номенклатура пережила всех его наследников. Слегка пригнутая ветрами постГКЧП, она вновь набрала силу и нахрапистость. Однако действует уже не по приказу «генерального», а по преимуществу самостоятельно, но с тем же апломбом, словно представляет абсолютную власть. Особенно губительна номенклатуризация власти для экономики страны, для нарождающегося предпринимательства.

Монополия на административную услугу

Достаточно хотя бы поверхностно просмотреть программы кандидатов в лидеры украинской нации, чтобы убедиться, насколько сильна вера в монополию алкогольно-табачной продукции, которая призвана вырвать экономику страны из когтей кровожадного кризиса. Но природа удивительно изобретательна и уже более года наглядно демонстрирует всем желающим отечественные реалии, что представляет собой «монополия на производство и оборот спирта, алкогольных напитков и табачных изделий». Созданная указом Президента от 22 июля 1998 года поначалу как Госкомитет, или Госспецмонополия, и пониженная указом от 13 марта 1999 года «Об изменениях в системе центральных органов исполнительной власти Украины» до статуса «простого» Комитета, то бишь Спецмонополии, она находится в постоянно действующем поиске того сегмента рынка административных услуг, откуда можно ожидать серьезных поступлений «живых» доходов.

Сей оперативно-следственный поиск был замечен работниками СБУ, и по их поручению главКРУ провело в июне-июле текущего года проверку «отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности» искомого Комитета и его предшественников за 1996-й - первую половину 1999 года. Следует при этом заметить, что основной админуслугой Спецмонополии является выдача лицензий на производство спиртов, виноматериалов, алкогольных напитков и табачных изделий, а также на их оптовую торговлю, причем до «монополизации» лицензии выдавались Госпищепромом и Госкомитетом по вопросам садоводства, виноградарства и винодельческой промышленности. Любопытно и такое обстоятельство: нынешний главный «спецмонополист» Владимир Гончарук ранее возглавлял спецведомство садоводов, виноградарей и виноделов.

Хотя на 11 страницах акта проверки и в 17 приложениях указана масса правонарушений при выдаче лицензий, документ напоминает программку к спектаклю «Много шума из ничего». Ибо наш ревизионный актив не пожелал (не смог?) заглянуть за кулисы внешне мелких, но многочисленных нарушений и за 3,5 года насчитал к оплате в бюджет аж 56205,94 грн. Какие на самом деле суммы крутятся вокруг такого «живого» дела, как изготовление и продажа любимейшей народом продукции, можно судить по многочисленным историям, закрученным нашей чиновной братией.

Одна из таких историй была донесена до автора руководителем административной службы концерна «Орлан» Игорем Горбатых и может быть названа «Пляски акцизного Витта». Плясала, как вы уже догадались, ставка акциза на ликеро-водочные изделия, превышающая в розничной цене изделия 80%. В 1998 году ставка составляла 3 экю, но вдруг подпрыгнула до семи. Нетрудно догадаться, что сразу «пошла» левая продукция, легальные же производители оказались затоваренными внезапно подорожавшими «изделиями». А согласно нормам через 90 дней после закупки спирта у государства изготовители должны с ним рассчитаться. Предприятия, ясное дело, «легли», но вскоре им пошли навстречу и снизили акцизы до 2 экю. Опять «ожила» легальная водка, однако потом ее вновь «приструнили», подняв ставку до 3 экю.

Не напоминает это вам периоды «медведя» и «быка» на валютном рынке? А ведь на этих «амурских волнах» валютные спекулянты, приближенные к банковским госрегулировщикам, делают огромные деньги…

Еще одна история, рассказанная г-ном Горбатых, связана с эксклюзивной бартеризацией торговли алкогольными напитками. Вообще-то, согласно постановлению Кабмина, водка должна продаваться исключительно за «живую копейку», поскольку это - один из немногих продуктов, за который люди готовы отдать последнюю денежную единицу. Но тот же кабинетный страж государственных интересов позволяет избранным компаниям гасить свою задолженность за электроэнергию, газ и т.п. своей «крепкой» продукцией. Более того, когда производители алкоголя убеждают, что они отдадут недоимку после продажи своих сравнительно дорогих изделий, от них требуют немедленной расплаты. Резон? Очень простой: полученную водку энергетики и К о немедленно сдают посредникам по демпинговым ценам, что обеспечивает быструю реализацию «зеленого змия».

Ну-с, а теперь самый раз поговорить о художественных произведениях самой Спецмонополии. Читатель, возможно, помнит недавнее весеннее «наводнение» в Верховной Раде многостраничным проектом закона об этой славной организации, которое завершилось полной победой парламентариев над разбушевавшейся чиновничьей стихией. Казалось бы, пришел конец этой совершенно надуманной структуре. Но ведь упоминавшийся указ от 13 марта с. г. издавался не ради реальной административной реформы, а ради получения очередного транша по кредиту расширенного финансирования от МВФ. Назову лишь две цифры: до издания указа общее число органов центральной исполнительной власти равнялось 93, после издания и с учетом последующего дополнения - 90. То есть вся реформа вылилась в перетасовку старой номенклатурной колоды, где, судя по бесконечной массе указов и постановлений, идет интенсивное пересаживание чиновников из одних кресел в другие с незначительными пенсионными «отходами». Иными словами, поставлена четкая задача перед каждым номенклатурным деятелем: поочередно провалить все участки исполнительной власти.

В такой творческой обстановке спецмонопольный актив не мог долго пребывать в шоке после парламентского провала и быстро выдвинул чрезвычайно плодотворную идею затребовать от каждого лицензиара-оптовика, торгующего алкоголем и табаком, единовременно перечислить на счета одной из двух «придворных» страховых фирм 5000 грн. за страхование ответственности перед потребителями в случае нанесения им вреда, а затем ежемесячно выплачивать еще 0,5% от торгового оборота. Исходя из данных недавней перерегистрации алкогольно-табачных фирм (с каждой из них спецмонополисты получили по 1700 грн.), в ликеро-водочной сфере действуют порядка 2000 компаний. Стало быть, в страховые кассы поступит от них в виде «задатка» 10 млн. грн. и ежемесячно, по прикидкам Игоря Горбатых, будет «капать» по 50 тыс. грн. И это, по утверждению президента концерна «Орлан» и лиги производителей пищевых продуктов «Гордость Украины» Евгения Червоненко, «поверх обычных взяток».

Мог ли сей испытанный борец с чиновничьими «бандформированиями» по прозвищу «Дон Кихот украинского предпринимательства» смириться с очередным маневром бойцов невидимого бюрократического фронта (о предыдущей схватке мы писали в «ЗН» 24 июля с.г.)? Ни в коем случае! Да, за границей практика взимания страховых взносов с изготовителей и оптовых продавцов алкогольной продукции существует, но в украинском-то законодательстве нет такого вида страховки. Посему все высшие инстанции получили послания о недопустимости очередной попытки дополнительного налогообложения, и в результате Госкомпредпринимательство принимает решение о необходимости устранения нарушений, а Лицензионная палата обращается в Минюст с предложением отменить неправомерный нормативный акт. Стиснув зубы, Спецмонополия отзывает ряд положений своего приказа.

Одновременно предприниматели активно выступили против еще одного «высокодоходного» проекта спецмонополистов - «специальной марки Комитета Украины по монополии...». И дело тут не только в том, что данное чиновничье изобретение ничего не изменит в акцизной технологии, - разве что подорожает «медаль» на бутылках, став голографической, и соответственно сам «волшебный напиток». Ведь сегодня любой фальсификат снабжен отнюдь не фальшивой акцизной маркой: в стране, которая по уровню прозрачности, т.е. отсутствия коррумпированности, занимает, по рейтингу «Транспаренси Интернешнл» 1999 года, 70-е место среди 85 стран мира, приобрести неучтенную гознаковскую продукцию не составляет особого труда. Косвенное тому свидетельство - официально признанный процент реализуемого на украинском рынке «черного» алкоголя достиг ныне 40(!).

Видимо, принципиальная позиция Евгения Червоненко со товарищи вызвала острый приступ аллергии у руководства Спецмонополии. «Лекарство» было найдено в рамках номенклатурного или, точнее, тоталитарного мышления, которое, как известно, функционирует по правилу: «запрещено все, кроме того, что приказано». В данном случае было приказано слово «водка» сочетать исключительно с крепостью 45%. Поэтому впредь названия типа «Коктейль. Водка-абрикос (клюква, лимон и т.д.)» не дозволено считать слабоалкогольными напитками. Вывод: обман покупателей и закрытие с 1 сентября производства слабоалкогольной продукции на предприятии «Орлан Бивериджиз» путем приостановки действия соответствующей лицензии.

Спустя пять дней Комитет отменяет собственное решение - «до рассмотрения вопроса по существу с соответствующими ведомствами и принятия окончательного решения». Возможно, под ведомственным рассмотрением вопроса понимались переговоры с «Дон Кихотом» о мирном урегулировании конфликта. «Но я не хочу иметь дело с современными швондерами, - сказал нам «рыцарь печального образа». - В отличие от г-на Гончарука, который ездит на «Мерседесе», купленном за наши налоги, я езжу на аналогичном, но купленном за свои деньги, и при этом ежемесячно плачу своим работникам в среднем 700 грн. Мы являемся самыми крупными налогоплательщиками в своем районе, и остановка предприятия резко ударяет по его бюджету. Когда я сказал, что потребую через суд возмещения убытков из личного кармана г-на Гончарука, он рассмеялся и заявил, что процесс растянется на 120 лет. Самое трагичное, что чиновники идут на подобные беззакония сознательно, ибо уверены: нанеся ущерб обществу, они не понесут за это никакой кары. Поэтому все, что случилось, - это не конфликт между «Орланом» и Спецмонополией, это попытка вскрыть огромный административный нарыв, который уже много лет не дает нам сдвинуться с места».

Естественно, что после подобной реакции г-на Червоненко 27 сентября было принято «окончательное решение»: вновь остановить производство слабоалкогольных напитков на «Орлане» и в перспективе - «закрыть отрасль». «Но почему, - спрашиваю у Игоря Горбатых, - вы прекратили выпуск продукции, если на это не было никаких правовых оснований?» - «Чтобы производить продукцию, - ответил тот, - нужен спирт. А чтобы получить его, нужен наряд от Спецмонополии. Кроме того, последняя посылает соответствующее сообщение в Госналогадминистрацию, чей пост есть на нашем предприятии. Вот такая получается замкнутая бюрократическая цепочка».

Сумеем ли разорвать коррупционную цепь?

Разросшаяся коррупция разросшегося аппарата давно превратилась в хроническую болезнь всего административного организма. Но тот же рейтинг «Транспаренси Интернешнл» показывает, что болезнь поддается лечению. Занимающий 6-е место Сингапур отличался в свое время довольно высоким уровнем коррумпированности, но в результате специально разработанной программы коррупция-болезнь была превращена в коррупцию-боль.

Важно понимать, что борьба с коррупционным злом, с «черным» административным рынком не сводится к борьбе с их проявлениями. Ведь вмешательство государства в той или иной степени всегда присутствует в нормальной рыночной экономике. Это - установление и сбор налогов и иных платежей, изменение форм собственности, госзаказы и госзакупки. Чем больше таких рычагов, тем в большей степени их применение закрыто от разных форм контроля. Чем меньше сфера регламентации законами, тем привольнее жить нечистому на руку чиновнику. Так что коррупция - зачастую смазочное средство, компенсирующее дефекты государственной машины. Стало быть, квинтэссенция борьбы с коррупцией - оптимизация сферы присутствия государства в экономике и совершенствование его механизма.

В условиях Украины программа реализации антикоррупционных мер должна встраиваться в административную реформу. Иногда оказывается полезным и введение официальной платы за услуги, оказываемые госорганами физическим и юридическим лицам. Дабы существенно уменьшить при этом поборы, следует создавать не спецмонополии, а конкурирующие органы по оказанию идентичных услуг. Тем самым снизится дефицит услуг и появится их легальный рынок. Обязанности чиновников должны быть жестко регламентированы, вплоть до процедурных тонкостей, нарушение которых должно строго караться.

«Административная реформа, - говорит Евгений Червоненко, - это наш последний шанс начать, наконец, модернизацию общества и страны. Судьба Леонида Кучмы напоминает судьбу Михаила Горбачева, который не смог избавиться от оков номенклатуры. Пока мы не изгоним из высшего и среднего аппаратного звена людей, не знающих и не понимающих рынка, не обладающих элементарной деловой этикой, мы обречены. Мне кажется, что в высшем эшелоне власти достаточно ста стратегически мыслящих людей, чтобы повернуть дело реформ коренным образом».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно