К новому качеству жизни — со «100 лучшими товарами»!

11 марта, 2005, 00:00 Распечатать

Сегодня, когда количество торговых марок на потребительском рынке стремительно растет, потребитель уже не теряется среди многообразия товаров и услуг, поскольку он среди них существует...

Сегодня, когда количество торговых марок на потребительском рынке стремительно растет, потребитель уже не теряется среди многообразия товаров и услуг, поскольку он среди них существует. Помочь потребителям сделать правильный выбор, а предпринимателям получить достойную оценку своей продукции призван Всеукраинский конкурс качества продукции (товаров, работ, услуг) «100 лучших товаров Украины», проходящий под патронатом Президента Украины и организатором которого является Госпотребстандарт. На сегодня это единственный профессиональный государственный конкурс по качеству продукции, отличающийся от всех других новой уникальной системой оценки. Торжественные награждения победителей планируется провести 25 марта в Национальном комплексе «Экспоцентр Украина» в Киеве.

О том, как будет проходить конкурс, чем он будет интересен и полезен для нас, потребителей, мы ведем разговор с председателем Госпотребстандарта Украины, председателем правления Всеукраинской общественной организации «Союз потребителей Украины» Леонидом Школьником.

— Леонид Семенович, оправдал ли этот конкурс надежды организаторов, достиг ли поставленной цели?

— Как известно, Всеукраинский конкурс качества продукции (товаров, работ, услуг) «100 лучших товаров Украины» проводится в Украине второй раз, и я хочу подчеркнуть, что его взял под свой патронат Президент Украины. И это не просто формальность. Ведь награды за победу в конкурсе формируют национальную политику в сфере качества. Такая практика распространена во всем мире. Например, во многих странах есть, на мой взгляд, такая довольно удачная современная форма стимулирования производителей, как национальная или государственная премия по качеству. Не одно десятилетие существует премия Деминга в Японии, Болдриджа — в США, Европейская премия качества и тому подобное. Значимости этим наградам прибавляет и тот факт, что их ежегодно вручают первые лица государства. Мы же, в свою очередь, изучаем международный опыт и также стремимся к тому, чтобы идея качества охватила все общество. И когда нам удастся в самое ближайшее время построить государственную политику на основе этих концептуальных положений, то, уверен, желаемый ветер перемен будет направлен навстречу нашему с вами благосостоянию.

— В каких номинациях проходил конкурс «100 лучших товаров Украины» и по каким критериям оценивалось качество продукции?

— Соревнования проходили в четырех номинациях: продовольственные товары для населения; промышленные товары для населения; товары производственно-технического назначения; работы или услуги, которые используются или предоставляются в бытовой и производственной сферах.

Хочу добавить, что, возможно, в будущем, учитывая мировой опыт, есть смысл пересмотреть вопросы о номинациях. Например, в США у Национальной программы (конкурса) наград по качеству Болдриджа пять номинаций: промышленность, услуги, малый бизнес, образование и здравоохранение. И вот недавно президент США Джордж Буш подписал документ, в котором Национальный институт стандартов и технологий (NIST) уполномочили распространить награды по качеству еще на две категории — неприбыльные и правительственные организации. Мне кажется, включение именно номинации «правительственные организации» является серьезным и важным шагом, который было бы полезно перенять, поскольку мы с вами иногда забываем, что государственные служащие и вообще правительственные организации работают прежде всего на людей, предоставляя определенные услуги. И их также можно оценивать.

Что касается критериев оценки качества продукции, то специалисты Госкомпотребстандарта Украины разработали уникальную методику, где было учтено множество показателей: потребности потребительского рынка в конкретном виде продукции и ее конкурентоспособность; социальная значимость продукции; социальная необходимость продукции (поддержка или влияние на здоровье, товары для детей, инвалидов, лиц преклонного возраста); доступность цены; удовлетворенность потребителей и закупочных организаций; влияние (при реализации) данного вида продукции на экономические показатели соответствующего региона или государства в целом; уровень рекламного сопровождения; география продаж и прочее.

— Вы часто говорите о так называемой «уникальной» методике проведения конкурса, не могли бы вы рассказать об этом более детально?

— Во-первых, я хотел бы сказать, что для оценки качества продукции нами были привлечены квалифицированные эксперты-специалисты в сфере стандартизации, сертификации, качества и безопасности товаров, представители государственных учреждений, общественных организаций, ученые. При формировании экспертных групп учитывался, прежде всего, профессионализм, а также фактор независимости экспертизы. Все претенденты прошли специальный курс подготовки и после тестирования получили соответствующее свидетельство.

Во-вторых, оценивая качество товаров и услуг, наши эксперты учитывают целый комплекс специально разработанных критериев. В частности, собираются данные о наличии моделей управления качеством на предприятии, новизне технологического процесса, состоянии средств измерительной техники, о наличии договора страхования производителя по качеству выработанной продукции перед третьими лицами (потребителями), а также «экологической политики», сертификата на систему управления окружающей средой. Еще мы проводим мониторинг по претензиям к качеству продукции со стороны потребителей, закупочных организаций за 2002—2004 гг. Был разработан критерий «социальная значимость», как-то: улучшает ли эта продукция культурно-образовательный уровень людей, здоровье и быт людей. На мой взгляд, такой подход фактически сводит на нет тот субъективный фактор в оценке качества продукции, который превалирует в других конкурсах. Поэтому мы как организаторы всегда с уверенностью говорим нашему потребителю — «100 лучшим товарам» можно доверять.

— Можете ли назвать некоторых победителей?

— Мне приятно было бы назвать всех победителей и лауреатов, но, боюсь, наш разговор может затянуться надолго. С их полным перечнем читатели могут ознакомиться на сайте Госкомпотребстандарта Украины (www.dssu.gov.ua).

— По вашему мнению, повлияет ли этот конкурс на повышение качества и безопасности отечественной продукции?

— Именно ради достижения этой цели мы его и проводим. Но своими силами изменить ситуацию к лучшему практически невозможно. И это хорошо понимаю не только я. Например, в ведущих странах мира проблемы качества постоянно находятся в фокусе экономических интересов государства, гражданского общества и рядовых граждан. Показательной в этом плане является так называемая Европейская модель делового совершенства, отображающая критерии, используемые для оценки прогресса организации в направлении совершенства. В соответствии с ней удовлетворение потребителей стоит на первом месте и занимает 20%, опережая такие критерии, как деловые результаты, процессы, лидерство, управление коллективом, прочее. Что касается защиты прав потребителей, то во многих странах мира этими проблемами занимаются общественные организации. Кстати, Всеукраинская общественная организация «Союз потребителей Украины», которая последние два года проводит активную работу в этих направлениях, является одним из организаторов конкурса.

— То есть потребители могут чувствовать себя уверенными, ведь за ними стоят и государство, и общественные объединения?

— Абсолютно уверенными едва ли. Чувствовать себя увереннее — да. Ведь, в соответствии со статьей 42 Конституции Украины, именно государство защищает права потребителей, осуществляет контроль за качеством и безопасностью продукции и всех видов услуг и работ, содействует деятельности общественных организаций потребителей.

В связи с этим хотел бы процитировать американского профессора Эдварда Деминга, именем которого названа престижнейшая премия качества в мире (премия Деминга) и который еще в 1950 году, выступая со своими лекциями перед Японским союзом ученых и инженеров, сказал: «Главным в качестве продукции является качество труда и качественный менеджмент всех уровней, то есть такая организация работы коллектива людей, когда каждый работник получает удовлетворение от своей работы». Я думаю, и сегодня эти слова не потеряли своей актуальности. Для меня является показательным, что Деминг поставил превыше всего интересы человека-труженика, человека-потребителя.

В свою очередь, надеюсь, что такие мероприятия, как Всеукраинский конкурс качества продукции, изменяют шаблонное, а иногда и пренебрежительное отношение к проблемам качества. Уверен, что возвышение идеи качества до уровня национальной идеи должно стать одним из приоритетных направлений развития современной Украины.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно