ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ ВСЕЙ СТРАНЫ, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! ПРИЗЫВ ПРОЗВУЧАЛ. ДАЖЕ С РИСКОМ БЫТЬ НЕПОНЯТЫМ, УЧИТЫВАЯ ТОНКОСТИ УКРАИНСКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ И ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШЕЕСЯ В УКРАИНЕ ОТРИЦАНИЕ ЛЮБЫХ ОБЪЕДИНИТЕЛЬНЫХ НАЧИНАНИЙ

14 июля, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №28, 14 июля-21 июля

«ЗН» уже писало о создании фонда «Украина — XXI век» с его амбициозными планами объединения под «своей крышей» лучших украинских мозгов нового поколения...

«ЗН» уже писало о создании фонда «Украина — XXI век» с его амбициозными планами объединения под «своей крышей» лучших украинских мозгов нового поколения. Как подтверждение обоснованности претензий на звание основного менеджера украинской интеллектуальной среды, инициаторы создания фонда презентовали его идею перед лицом генералов украинской научной элиты и государственных чиновников. Состоялось первое заседание совета фонда «Украина — ХХІ век» в расширенном составе. В нем приняли участие народные депутаты Украины Б.Губский, В.Макеенко, В.Хмельницкий, министр финансов Украины И.Митюков, президент НАН Украины академик Б.Патон, вице-президент НАН Украины академик И.Курас, академики НАН Украины С.Пирожков, В.Смолий, проректор Национального университета им.Т.Шевченко профессор В.Гондюл, ректор Национального университета строительства и архитектуры, председатель совета ректоров Киевского вузовского центра профессор А.Тугай и др.

Миру известно немало фондов, имеющих схожие с презентованными фондом «Украина — XXI век» задачи и амбиции. Например, широкую известность в России и за ее пределами приобрел в свое время Центр стратегических разработок (ЦСР), возглавляемый Германом Грефом. Его появление связали с необходимостью разработок новых сценариев социально-экономического и политического развития Российской Федерации. Полярность мнений и оценок, господствовавшая в РФ накануне президентских выборов, объективно требовала концентрации идей, формирования общей позиции. Гарантировать объективность поставленных политико-экономических диагнозов и, соответственно, эффективность предложенных рецептов могло лишь соблюдение нескольких условий. Эксперты фонда не являются играющими правительственными чиновниками с их «профессиональными» заболеваниями. Им гарантирован доступ ко всем государственным информационным источникам и тесное взаимодействие с членами правительства. Поэтому ЦСР не ограничивается интеллектуальным потенциалом только лишь входящих в группу «придворных» экспертов, но и прибегает к помощи профессионалов извне, из числа менеджеров государственных и коммерческих структур. К примеру, накануне подготовки программы деятельности правительства руководство центра обратилось к более 100 различным учреждениям с приглашением участвовать в ее разработке. Программа должна абсорбировать все самые интересные идеи, касающиеся обустройства России, «произведенные» российской интеллектуальной элитой. Не секрет и то, что покровительствовал этому центру новый российский лидер Владимир Путин.

Фонд «Украина — XXI век» также претендует на роль «мозгового центра». Но, в отличие от российских проектов подобного типа, он не возникал как «заказ сверху», а был создан, так сказать, «снизу». Среди его инициаторов — группа сравнительно молодых политиков (Б.Губский, В.Хмельницкий, В.Макеенко) и их титулованные коллеги, представляющие научную сферу и производство.

Вопреки напрашивающейся логике деятельности как структуры, оказывающей финансовую поддержку юным дарованиям, фонд не планирует быть похожим на Санта-Клауса в канун Рождества. Деловые круги едва ли станут заниматься благотворительностью в этой сфере. Используя интеллектуальный потенциал молодого поколения, они нацелены на разработку и реализацию схем результативного влияния на экономические процессы в стране.

Пути реализации заявленной цели могут быть разными. Во-первых, оказание услуг — начиная от экспертной поддержки и заканчивая непосредственной разработкой управленческих и экономических решений для структур исполнительной и законодательной власти. Во-вторых, финансовое и организационное патронирование программ в сфере новых информационных и менеджерских технологий. В-третьих, целенаправленное формирование нового поколения социальных менеджеров прежде всего для сферы управления.

Интеллектуалы «второго эшелона» призваны составить конкуренцию признанным «авторитетам» от экономики, предлагая новые оригинальные решения старых украинских проблем. Если не вдаваться в высокопарные размышления о целесообразности достижения вселенского или, по крайней мере, внутриполитического и экономического консенсуса, фонд рассчитывает объединить молодых представителей государственной и бизнес-элит, а также представителей отечественной науки и культуры. «Молодая поросль» получит возможность вхождения во власть, пропагандируя идеологию «нового поколения», отличную от постсоциалистической псевдорыночной.

Будущие разработки фонда обречены на востребованность — надеются его идеологи. И не только потому, что им обеспечен патронат лучших практикующих умов украинской научной элиты (высказавшие на сей счет свою готовность вошли в совет «Украина — XXI век»). Еще и потому, что гарантом эффективности продуктов фонда, большей по сравнению с наработками зарубежных консалтинговых групп, работающих в Украине, станет непосредственное участие в процессе подготовки потенциальных заказчиков — членов правительства, народных депутатов, менеджеров предприятий и пр. С этой целью в рамках фонда учреждается постоянно действующий интеллектуальный клуб — место встречи интеллектуалов-экспертов с заказчиками и третьими заинтересованными лицами, имеющими отношение к реализации будущего проекта. Яркие дискуссии, привычные для украинского парламента, перенесутся в стены клуба интеллектуалов. И хоть заседания клуба не будут публичными, однако предмет дискуссий станет впоследствии достоянием общественности, но только уже как продукт достигнутого консенсуса.

Информирование широких масс потребителей экономических решений, «отработанных» в клубе, тоже входит в сферу деятельности его экспертов. И в качестве популяризации деятельности экспертов и в качестве подготовки общественности к пониманию насущности принимаемых решений. Таким образом, мобильные группы экспертов, специалистов в своих узкоспециализированных отраслях, обеспечат сдачу проекта «под ключ».

Алгоритм готов к запуску и ждет заказов. Первый экспромт уже состоялся. Речь идет о проведенной экспертной оценке и анализе проектов Налогового кодекса, представленных на рассмотрение Верховной Раде Украины различными группами авторов.

Что же до макрозадач, сформулированных в ходе расширенного заседания совета фонда, их краткий перечень со сроками реализации в ближайшем обозримом будущем выглядит так: открытие дискуссионной площадки интеллектуального клуба фонда с участием симпатизирующих идее народных депутатов, правительственных чиновников и независимых экспертов, проведение конкурсов и интеллектуальных ярмарок идей, разработка программы поддержки информационных проектов «Развитие отечественных Интернет-ресурсов» и старт учебной программы по подготовке молодых менеджеров под эгидой фонда.

Комментарии:

Академик Б.Патон: «Фонду следует не разбрасываться по мелочам, а с самого начала сконцентрировать внимание на главных направлениях и делать ставку на стопроцентную реализацию отобранных проектов, которые на первых порах не должны быть ни очень долгосрочными, ни излишне масштабными». Президент НАН Украины пообещал организационную поддержку всем конструктивным начинаниям фонда — как личную, так и со стороны академии.

Народный депутат Украины Б.Губский: «Уход значительной части интеллектуалов в своеобразную общественно-политическую тень — это результат невостребованности интеллектуального потенциала наших ученых, специалистов в области политики, социологии и экономики. В результате на сегодняшний день образовался острейший дефицит новых идей, проектов, технологий, направленных на развитие и созидание. Сколько раз за последние годы бизнесмены, журналисты обвиняли власть в том, что принятые ею решения не отработаны, проголосованные законы сырые, а пропагандируемые идеи — из учебников. Интеллектуалы должны потеснить власть чиновничьего бюрократизма концептуальной властью интеллекта».

Министр финансов И.Митюков: «Министерство финансов не может финансировать общественную организацию. Но идея создания фонда кажется мне важной, и уже в ближайшее время представители фонда могли бы выступать в роли экспертов при выработке решений в структурах исполнительной и законодательной власти».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно